Я всегда с уважением отношусь к врачам. Они мне интересны таинством профессии, в них меня привлекает неиссякаемое, ставшее принципом жизни, нормой каждодневного поведения благородство.
Магомед Тагирович Кудаев – профессор, заслуженный врач РД, заведующий кафедрой терапии факультета повышения квалификации и последипломной переподготовки специалистов Дагмедуниверситета. Выпускник дагестанского медицинского вуза, он работал врачом-терапевтом в санавиации, главным врачом Республиканского кардиологического диспансера, а ныне является наставником молодых врачей со всех городов и районов Дагестана, которые совершенствуют свои знания. Опытные врачи, доценты Зульмира Наримановна Атаева, Аванес Степанович Амбоян, Абдулхалим Зугаирович Магомедов, Джаминат Абдуллаевна Ахмедова, Редеда Камиловна Гусейнова и Аида Вахаевна Османова выступают перед слушателями с содержательными лекциями по терапии с обязательной ссылкой на интересные факты по тому или иному вопросу, опираются на передовые достижения медицинской науки.
Поговорив с руководителем кафедры, я заметил, что Магомеду Тагировичу присуще бережное отношение к человеку, я бы сказал, застенчивость, а во врачебной деятельности жертвенность, несознаваемая им самим, естественная, прирожденная.
Что для вас медицина: наука, искусство? – с этого вопроса началась наша беседа.
– Это самая древняя профессия, – отвечает размеренным голосом Магомед Тагирович. – Она была и остается самым мудрым, гуманным, общественно необходимым видом человеческой деятельности. Отец медицины Гиппократ писал: «Медицина по праву есть благороднейшая из наук. Да, не много различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для мудрости, все это есть и в медицине: совестливость, скромность, простота в общении, уважение к суждениям, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо в жизни». Во всем своем многообразии познания и действия врачевания медицина – это наука. А вот психологическое и словесное обращение врача к больному, воздействие на психику больного – это уже искусство.
В приведенной выше цитате Гиппократ выделил такие качества врача как опрятность. И не зря, видимо?
– Естественно. Врач должен быть мерилом чистоплотности в самом широком и переносном смысле этого слова. Речь прежде всего идет о чистоте тела, рук, одежды, помещения, в котором живем, воздуха, которым дышим, воды и пищи, которые употребляем, улиц, по которым ходим, чистоте всего того, что нас окружает и чем мы пользуемся. Цивилизация и научно-технический прогресс, с одной стороны, облегчили соблюдение этого правила, а с другой, прибавили новые факторы, загрязняющие окружающую среду – промышленные отходы, пестициды, радиация, шум и т.п. Поэтому врачу следует искать новые пути для защиты внешней среды и человека от вредных последствий.
В понятие чистоплотность входит также и чистота нравственная. Искренняя любовь, дружба, доброта, самоотверженность, забота о ближнем облагораживают человека, возвышают его душу, прибавляют жизненные силы. А антиподы человеческих взаимоотношений – ложь, обман, клевета, измена, разврат, подлость, хамство подтачивают людей, вызывают физическую и нравственную коррозию.
Проблемы жизни, смерти и бессмертия давно занимали умы людей. Гениальный врач, поэт и мыслитель Древнего Востока Авиценна на закате жизни с горечью признался: «Коварства я избег, распутал все узлы, лишь узел смерти распутать не сумел». А как рассматривает эти вопросы современная медицина?
– Нельзя сказать, что современная медицина распутала узел смерти, но ощутимые шаги в этом направлении все же сделаны. Решение данной проблемы идет в трех направлениях: реанимации, т.е. возвращении к жизни лиц при клинической смерти, замены изношенных органов и раскрытия механизма старения.
В развитых странах мира с начала прошлого века продолжительность жизни увеличилась в среднем на 20-30 лет. Если удастся резко снизить смертность от опухолей и сердечно-сосудистых заболеваний, она может увеличиться еще на десять лет.
После 75-80 лет наблюдается, как правило, увядание физических и умственных сил и естественное угасание жизни. Есть единичные случаи, когда человек перешагивает столетний рубеж.
Выдающийся актер кино, народный артист СССР Армен Джигарханян прожил 80 лет. Как-то в шутку он сказал: «Человек обязан прожить до 75 лет, а дальше – сколько хочет». Я с ним полностью и безоговорочно согласен.
Успех коллектива преподавателей во многом зависит от морального климата.
– Совершенно справедливо. Основой здоровых взаимоотношений между людьми, кем бы они не доводились друг другу, является искренняя доброжелательность. Римский император Тит считал потерянным тот день, если никому не смог сделать хорошего. Стремление к добру, милосердию в крови, в природе нормального человека. А для врача эти черты – необходимые профессиональные качества. Попытки же строить взаимоотношения на страхе, корысти, насильственным принуждением обречены на провал.
Но всем не угодишь. Нередки ситуации, когда пациенты выражают недовольство действиями врачей.
– Согласен. В медицине, педагогике, юриспруденции срабатывает принцип: тот, кто стал объектом их деятельности, редко остается равнодушным – или благоговеет, или ненавидит. При высоком полете эмоций приходится напоминать: от любви до ненависти только один шаг. Раз обжегшись на плохих, бездушных врачах, люди делают необоснованные, односторонние обобщения, навсегда теряют доверие к медицине, эмоционально и плодотворно пропагандируют свою неприязнь. Не оказываются в этом аспекте исключением и сами врачи…
Врачи, осознающие высокую ответственность перед обществом и избравшие свою профессию по призванию, честно и добросовестно выполняют свои многотрудные обязанности, постоянно совершенствуют свои знания и мастерство. А те, которые не понимают этого и не готовы жертвовать личным благополучием ради интересов больного, не находят в себе стимулов и сил для самоотверженного служения высоким идеалам врачевания.
Магомед Тагирович, в последнее время призыв «Не навреди!» стал повторяться чаще и настойчивее. Разве врач способен навредить пациенту?
– На этот счет Гиппократ писал: «Да не посмеет врач, прежде всего, вредить больному. Потому что сама болезнь достаточно позаботилась об этом». В век бурного развития науки и технологий возможности вредного воздействия врача на больного еще сохранились. Власть современного врача, познавшего глубины процессов живого организма и вооруженного достижениями науки и техники, неуклонно увеличивается. А власть эту можно употребить как на пользу, так и во вред больному. Времена одного врача вытесняются коллективным врачеванием. Несогласованность или порочная деятельность хотя бы одного врача может свести на нет работу всех медработников, участвующих в оказании помощи. Еще один фактор: возросла роль средств массовой информации, интернета. Наряду с адекватной пропагандой медицинских знаний люди нередко наталкиваются и на рекламу фальшивых ценностей, вводящих их в заблуждение.
Не наблюдается тенденция к уменьшению таких извечных факторов вредного воздействия на больного, как невежество, халатность, необязательность, недисциплинированность, бездушие, корысть. С ними и надо бороться, чтобы не навредить больному.
Ваши пожелания читателям.
– Вести здоровый образ жизни, дружить со спортом. Не зря говорят: движение может заменить лекарства, но все лекарства мира не могут заменить движение.
Спасибо за беседу.
Ибрагим Гасангусейнов