ДОЛЬЩИКИ или САМОВОЛЬЩИКИ?

Новые проявления застарелой проблемы

Среди множества социальных проблем, имеющих место быть в нашем Дагестане, – жилищная, пожалуй, может быть поставлена на первое место. Как в положительном, так и в отрицательном значении этого показателя….

 

НУЖНО ИМЕТЬ СЕРДЦЕ!

Положительным является то, что в республике в последние 10-15 лет наблюдается так называемый «строительный бум», а это, кроме всего прочего, свидетельство того, что урбанизация Страны гор, перевод ее с аграрных рельсов на современные промышленные, передовые, рельсы идет полным ходом. …

Это на руку всем: и горожанам, желающим улучшить свои жилищные условия, и сельчанам, массово переселяющимся с горных районов в дагестанские города, и правительству, которое, благодаря «строительному буму» имеет легитимные основания рапортовать федеральному центру о скоростных темпах развития экономики Дагестана, локомотивом которого служит строительная отрасль…

Отрицательный же аспект состоит в том, что это стремительное движение жителей Дагестана в урбанизированную, комфортную городскую среду производится с крупными нарушениями законодательства в части строительных норм и правил. В частности, общеизвестный факт: на территории республики возведено 450 многоквартирных домов, признанных компетентными органами незаконными постройками. И, следовательно, подлежащих сносу. И этот процесс, было, пошёл, и готов был вот-вот принять массовый характер, если бы не вмешательство Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Вы наверняка знаете, один из самых броских лозунгов нашего Президента, под влиянием которого он завоевал сердца многих миллионов простых россиян: «Чтобы создать эффективную экономику, нужно иметь голову; чтобы завоевать доверие людей – нужно иметь сердце». В инициативе Президента, направленной на поддержку категории россиян, получивших ярлык «обманутые дольщики», мы видим яркое проявление этого лозунга нашего Президента. В одном из своих недавних выступлений он поднял тему этих «обездоленных», рекомендовав правительствам субъектов федерации не рубить с плеча в вопросе исполнения судебных решений о сносе их жилищ, а постараться там, где это возможно, где для этого есть реальные основания, помочь им сохранить жилье и, главное, веру в социальный характер государства, гражданами которого они являются…

По следам этого выступления Президента в ст. 222 Гражданского кодекса РФ были внесены изменения, которые учитывали подход Президента к этому сложному вопросу и открывали перед компетентными органами возможности смягчения окончательных решений по судьбе незаконных домостроений. Повторюсь: там, где для этого есть основания!

 

ОСЧАСТЛИВИЛИ ТЫСЯЧИ СЕМЕЙ!

Правительство Дагестана, реагируя на подкорректированную Федеральным центром конъюнктуру в вопросе с «обманутыми дольщиками», образовало специальную комиссию, наделенную полномочиями рассмотреть каждый конкретный случай незаконной застройки и принять по нему компромиссное решение. Председателем этой комиссии был назначен Первый заместитель Председателя Правительства Дагестана г-н Манвел Мажонц. В состав комиссии вошло несколько профильных структур, в том числе и Минстрой РД. Но, позволю себе образно выразиться, «первую скрипку» в ней, как мне сообщили в том же Минстрое, играет прокуратура Дагестана.

Мы знаем, что подгонять прокуратуру в борьбе с лицами и группами лиц с низкой правовой ответственностью не было нужды и раньше, но установка Президента страны стала для нее дополнительным стимулом для более решительных шагов по защите интересов простых граждан. И результат был налицо: из 450 незаконных застроек, условно внесенных комиссией в «красную» (запретную) зону, были переведены в «зеленую» (разрешительную) — 200 домов!

Почти половина!

Таким образом, правительственная комиссия во главе с г-ном Мажонцем, образно говоря, осчастливила множество дагестанских семей! Заслужив их вечную благодарность и, главное, сохранив их веру в социальный характер современного Российского государства.

Однако в «красной» зоне остается еще 250 домов (в том числе и дом в Приморском районе нашей столицы, который и стал причиной появления этой статьи), а это еще сотни семей! Эти люди верят, что они не забыты, не обречены на бездомную жизнь, что правительственная комиссия примет по ним справедливые решения. Их задача – предъявить свои аргументы и доказать свою правоту.

Добавлю вскользь: я звонил в приемную к г-ну Мажонцу, добиваясь встречи с ним. Секретарь чиновника, девушка с приятным армянским акцентом, сказала, что Манвел Людвигович всегда открыт для представителей СМИ, но в данном случае принять меня он может лишь вместе с профильным министром или кем-то, кого тот уполномочит мне в проводники… Конечно, я не решился просить министра стать моим провожатым в «святая святых» дагестанской власти; даже в своем министерстве он принял меня на ходу, спеша на какое-то очередное заседание…

Понимаю, занятость господ Сулейманова и Мажонца, но в Дагестане было время, когда журналист по звонку мог попасть даже к первому лицу республики. Я имею в виду Магомедали Магомедовича Магомедова. Надеюсь, этот пример не будет воспринят, как упрек или критика…

 

ЖАДНОСТЬ ГУБИТ

Но вернемся к нашим «дольщикам». Имеются ли у них те самые аргументы на перевод их дома из «красной» зоны в «зеленую»? Имеются! Они будут озвучены ниже. А пока беглый взгляд назад.

Еще раз подчеркну, что пути решения проблемы «обманутых дольщиков» значительно расширяются, если, следуя примеру Президента, включить сердце, испытать сочувствие к этим людям, ибо оставаясь на сугубо юридической почве, эту гору с места не сдвинуть…

Итак, строительство дома, указанного мной выше, началось весной 2015 года на участке площадью около 10 соток. Эти сотки, разделенные поровну, принадлежали двум собственникам: некоему Магомеду Абакаровичу Дамадаеву, пожилому махачкалинцу с туманным бэкграундом, и одному из застройщиков, родом маалинцу, бэкграунд которого также белым и пушистым не назовешь… От него, как от маалинца, можно было ожидать некоей строительной инициативы. Ибо, как вскользь было сказано выше, в последние годы эта категория дагестанцев является локомотивом «строительного бума», бушующего в Дагестане. Так оно и произошло: вскоре вокруг него образовалась целая бригада маалинцев, которая выкупила у г-на Дамадаева его участок и, соединив его со своим, приступила к строительству многоквартирного дома.

Но тут был один нюанс: к моменту совершения сделки за продавцом образовался небольшой должок в виде земельного налога, который он хотел возложить на покупателя. Тот заартачился, мол, сам плати!.. Слово за слово, соседи по участку рассорились, и продавец в сердцах отказался оформлять участок на покупателя. Хотя плату за него получил сполна. О чем он самолично заявил в ходе судебного процесса в Ленинском суде Махачкалы в мае 2016 года, что зафиксировано как в самом судебном решении, так и в протоколах его заседаний.

Покупатель, видимо, полагая, что главная – денежная — часть сделки совершена, бумажной, документальной стороне дела, не придал значения, и участок так и остался на бумаге в собственности продавца.

Но в 2016 году по инициативе Минстроя покупатель и продавец были привлечены к суду, в ходе которого Дамадаев и заявил, что, цитирую, «он не имеет к указанной стройке никакого отношения, показал, что продал участок г-ну Хизриеву и получил за него оговоренную плату…». Есть и доверенность от его жены, Бурлият Дамадаевой, где зафиксировано ее согласие на продажу мужем их общего имущества.

В общем, Дамадаев умыл руки!

Однако через некоторое время он вновь объявляется в поле зрения дольщиков. Теперь уже с намерением совершить вторичную продажу своего участка, пользуясь тем обстоятельством, что участок документально все еще оставался в его собственности. Цена вопроса, по словам дольщиков, 4 млн. рублей! Сами они считают действия Дамадаева неправомерными, что он, как написано в их заявлении, «по сей день шантажирует их, заявляя, что, если они не доплатят эти деньги, он приложит все усилия, чтобы дом снесли, а дольщики остались ни с чем…».

Однако к тому времени дольщики отказались от услуг застройщиков-маалинцев, взяв инициативу в свои руки. Понесшие и без того непомерные расходы, в том числе и дополнительные, они отказались удовлетворить требования Дамадаева. Поставили дело на правовые рельсы. Среди мер, принятых их адвокатом, имеется исковое заявление «О регистрации перехода права собственности» — от Дамадаева к выкупившему его маалинцу!

По его словам, признания, сделанного им в суде в 2016 году, достаточно для предъявления обвинения по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» — со всеми вытекающими из этого последствиями…

Адвокат уверен, что Дамадаеву от обвинения не отвертеться. И, если это произойдет, то это будет случай, который в народном правосудии квалифицируется по статье «Жадность всякому горю начало»…

 

ПРИШЛОСЬ САМООРГАНИЗОВАТЬСЯ…

Итак, участь г-на Дамадаева будет решаться в судебном порядке. Верим, что это решение будет и законным, и справедливым. Ну а что же наши предприимчивые застройщики-маалинцы? Какая участь ожидает их? Она также передана в руки правосудия: адвокат самоорганизовавшихся дольщиков уже подготовил заявление в прокуратуру РД и вот-вот на основании этого заявления в дело включатся судебные органы.

Приведу небольшую цитату из обращения «дольщиков» к министру строительства, архитектуры и ЖКХ г-ну Артуру Сулейманову, в котором подробно изложены обстоятельства дела и позиция «обманутых дольщиков» по отношению к обманувшим их застройщикам. В частности, в нем утверждается, что «… указанные лица… при заключении сделок умолчали об отсутствии законных оснований для проведения строительно-монтажных работ. В настоящее время по искам Администрации г. Махачкалы и прокуратуры города, указанное строение признано в соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольным и постановлено снести его.

В результате этих незаконных действий, данные лица обманным путем завладели крупными денежными средствами дольщиков, последние лишены возможности реализовать свои законные права на получение жилья, при этом для многих пострадавших лиц, ожидаемая жилая площадь является единственной возможностью удовлетворения своих жилищных потребностей.

В сложившейся ситуации нижеподписавшиеся дольщики вынуждены были самоорганизоваться и собственными силами принять меры по завершению строительства многоквартирного дома…».

Вскрывшая правда относительно отсутствия у застройщиков разрешительных документов и вынудила дольщиков самоорганизоваться и самостоятельно добиваться получения разрешительных документов для доведения стройки до полного завершения.

 

ДУМД НЕ ДОВЕРЯЕТ МААЛИНЦАМ?

Теперь проблемы с получением разрешительных документов полностью легли на плечи самих дольщиков. И они старательно, шаг за шагом, занимаются решением этой непростой проблемы. Поскольку одним из важнейших условий разрешения продолжения стройки является качество уже построенной части дома, они позаботились о проведении компетентной экспертизы – в лице ФАУ «ГосКапСтроя». Вот ее заключение: «На основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 2850-р от 29.11.2019 г. проведено обследование и оценка технического состояния многоквартирного дома, построенного с нарушением законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно заключения ФАУ «ГосКапСтроя» от 29.12.2019 г. несущие железобетонные конструкции здания обеспечивают безопасную эксплуатацию здания, а также даны рекомендации по завершению строительства и безопасной эксплуатации многоквартирного жилого дома №31/(76), расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, МКР Г-1, в районе д. № 63, по пр. Насрутдинова.

На основании изложенного и учитывая социальные последствия непринятия своевременных мер, просим оказать содействие в завершении строительства жилого дома и поручить профильным отделам согласовать порядок проведения строительно-монтажных работ и контроля строительства, проводимого силами дольщиков».

Без этого документа получение других разрешительных бумаг было бы крайне затруднено, и дольщики, невзирая на немалые расходы, связанные с этой экспертизой, организовали ее проведение.

Маалинцы же, утратив поле деятельности, всячески мешали дольщикам, в связи с чем последние не раз вступали с ними в переговоры, добиваясь мирного компромисса. И в ходе этих встреч и переговоров были достигнуты некоторые устные соглашения. Застройщики-маалинцы согласились довести до логического конца все взятые на себя обязательства в отношении тех дольщиков, от которых они получили взносы на строительство квартир в этом доме; во-вторых, дали слово прекратить практику вторичных и третичных продаж квартир, у которых есть первичные владельцы, внесшие заблаговременно и полностью (!!!) всю сумму, затребованную от них в самом начале строительства, когда участок под ним был еще в собственности двух лиц. Дольщики обещали за это не участвовать в процессе преследования их, предоставив им возможность самим решать вопросы, возникшие к ним у правоохранительных органов.

Выше я сказал, что соглашение между сторонами было устное, т.е., как вы сами понимаете, не весьма надежное. Но… достигнуто оно было (на секунду!) с участием представителя Духовного управления Дагестана! Однако даже он, увидев застройщиков-маалинцев, выразил большое сомнение, что пострадавшие от них дольщики могут довериться их обещаниям… Оказалось, что Духовное управление уже имело дело с этими лицами и сохранило о них не очень приятное воспоминание…

Добавлю во избежание недоразумений: используя слово «маалинцы», я, конечно, не имею в виду всех жителей этого селения; уверен, что большинство их них – добропорядочные, добросовестные люди… Чего не скажешь о тех их односельчанах, замешанных в этом темном деле…

 

ОБМАН – ОН И В АФРИКЕ ОБМАН!

В Минстрое, куда я с двумя дольщиками направился для выяснения некоторых обстоятельств, меня принял начальник управления Госстройнадзора Шамиль Максудов. Он предоставил нам полную информацию по всем вопросам: и по численности домов, признанных компетентными органами «самовольными постройками», и по правительственной комиссии, занимающейся решением вопроса «обманутых дольщиков», и по перспективам благоприятного разрешения их проблемы, и по ряду других тем. Из разговора с ним я вынес впечатление, что Минстрой готов идти навстречу дольщикам, но, разумеется, при условии, что правительственной комиссии во главе с г-м Мажонцем будут предъявлены убедительные аргументы в пользу перевода их недостроенного дома на Приморской из «красной» зоны в «зеленую». Эту возможность подтвердил и сам министр, г-н Артур Сулейманов в ходе нашей скоротечной беседы в фойе.

«Проблема в том, — сказал он, — что с точки зрения закона лица, о которых идет речь, являются не «дольщиками», а «пайщиками», а это несколько другой статус, и закон о защите «обманутых дольщиков» на них не распространяется… «Дольщиками» считаются лица, с которыми застройщик заключил «договор долевого участия». А тот договор, которые имеется у них на руках, не является таковым; это т.н. «предварительный договор», на основании которого признать их «обманутыми дольщиками» нельзя. По большому счету, — сказал министр, — их следует считать лицами, финансировавшими незаконное строительство… В этом вся сложность!».

Я посмотрел в справочнике значение двух этих терминов и, признаться, не увидел в них большой разницы. Судите сами: «Пайщик это член строящегося жилищного, гаражного, дачного и иного кооператива, обязанный оплатить паевой взнос, дающий право на имущество (квартиру или офисное помещение)».

«Дольщик» в нем трактован как «участник долевого строительства… вкладывающий свои средства в части оплаты своего будущего объекта права».

Как видим, и «пай», и «доля» подразумевают определенную сумму денег, дающую право внесшему ее на получение, в нашем случае, жилья. Можно нагромоздить на эти термины массу юридических различий, но чувство, которое испытают и те, и другие, будет одно и то же – это чувство обманутого человека! Из этого и надо исходить, тем более что и сам Президент России, как я понимаю, предлагает именно такой подход к проблеме наших обманутых недобросовестными застройщицами сограждан.

Автор статьи и редакция газеты «Дагестанская жизнь» обращается к Прокуратуре РД с просьбой поддержать семьи дома на Приморской в их справедливом стремлении обрести жилье, на строительство которого они внесли свои кровные деньги и не совершили ничего противоправного.

 

Багаутдин Узунаев