По результатам экспедиции

В ноябре 2022г. сотрудники Куппинского музея палеонтологии, археологии и краеведения совершили полевую экспедицию для изучения традиционной материальной и духовной культуры старых кварталов с. Нижнее Чугли Левашинского района Дагестана.

К большому сожалению, многие дома здесь были частично разрушены: крыши без надлежащего ухода обрушились, оголив внутреннюю часть жилища.

В обследованных домах на каминах, стенах обнаружена различная символика и изображения. В некоторых домах поддерживая традиционный уклад всё ещё живут люди. На внешней стене одного из домов, на уровне 2-го этажа, в кладку был вставлен небольшой камень с солярной символикой (шестилепестковая розетка в круге), арабской надписью и датой.

Следует отметить, что розетки довольно распространенный элемент декора в традиционных жилищах Горного Дагестана. Например, подобный знак в комплексе с другими символами, вырезан на центральном подпорном столбе гостевой комнаты в доме Али Нуциева из с. Куппа. Его упоминают в своей книге И. Омаров и Р. Сефербеков, которые пишут, что в упомянутом доме «имеется богато орнаментированный резной столб, украшенный пятью солярными знаками и символизирующий «древо мировое». Данный 6-ти лепестковый соляный знак внутри круга у славян, к примеру, считался религиозным символом «Громовое колесо», несущее в себе силу Бога Перуна и ещё является знаком воинской доблести, храбрости и мужества, его изображали на своих доспехах воины.

Особенно поражает своими сохранившимися традиционными элементами старинный двухэтажный дом Халимат Шамсутдиновой – создается впечатление, что попадаешь в дагестанское селение 100-150-летней давности. Даже ворота дома и замок на нём имеют древние формы и орнамент. Петли в воротах цельные, деревянные, вставлены осями в отверстия, имеющиеся в камнях.

П-образный 2-х этажный дом с поддерживаемой деревянными столбами верандой и со скатной шиферной крышей (раньше она была плоская земляная). Первый этаж занимают хозяйственные помещения: сарай, курятник, погреб для хранения продуктов, кормов для скота и прочей живности и утвари, все до сих пор еще находяися в исправном, рабочем состоянии. В проемы потолочных балок воткнуты серпы, косы и другой сельхозинвентарь. На колышке подпорного столба укреплен череп козла с длинными ветвистыми рогами, а рядом — петушиные перья, которые, видимо, являются оберегами от злых духов.

Хозяйка дома показала ручные жернова, которыми она и по сей день пользуется для помола зерна на муку. Здесь же во дворе находятся запасные детали от другого ручного жернова, а далее – большое корыто из цельного ствола дерева.

Внимание привлек плоский почти круглый каменный диск (диаметром около 1 метра) с начерченной на нём решёткой, наподобие игры в крестики — нолики, но посложнее, поверхность этого камня могла быть полем для какой-то традиционной игры.

На первом этаже, справа от входа, а также в жилом помещении второго этажа имеются вдавленные в стену отпечатки руки, который, у многих народов Кавказа трактуется как оберег. По поверью, он должен был уберечь жилище и его обитателей от бед и несчастий. «Модель отлитой из серебра человеческой руки пришивали к одежде ребёнка для предохранения его от сглаза и злых духов». Ещё один символ был изображён над очажным проёмом в жилой комнате. Он был обрамлен тремя зигзагами (молния) меандры, которые проходили на разном расстоянии друг от друга. Меандры имеют символику границы миров. Очажный дымоход в мифологиях народов мира является входом из потустороннего мира в наш мир, а изображение меандра должно было закрыть этот вход для нежелательных мифологических персонажей (например, для домового, демонов).

Образ змеи-молнии, разделившей в начале времён Небо и Землю, в древних мифологиях отождествляется с образом небесной воды, питающей землю, оплодотворяющей её. Зигзаги имеются и в росписях древних керамических сосудов. Острый зигзаг – система чередования треугольников остриями вверх и вниз символизировало единство и противоположность мужского и женского начала. Мотив волны обладает пластичностью, притягательной динамикой, ощущением бесконечного движения, непрерывного ритма.

Помимо меандра в старых жилищах с Н. Чугли были и другие изображения и символы: шестиконечная звезда с полумесяцем в верхней композиции камина, одноручный прямоугольный кувшин внутри арочного свода (в центре камина), две прямые линии под которыми расположен зигзаг-меандр.

Говоря о первом символе на камине, мотив с изображением 6-ти конечной звезды и полумесяца развивается в иконографии еще эллинистического периода в Понте, Боспорском царстве, и, особенно, в Византии во II веке до н.э. Эти символы были широко распространены по всему древнему миру, далее – появились в символике ислама, эмблемах и гербах некоторых государств. Изображение кувшина на камине, видимо, символизировало изобилие и достаток в доме, а изображение зигзага-меандра – несло в себе функции оберега.

Ещё более насыщенным архаической символикой оказался заброшенный дом в старой части села, где на обмазанной глиной стене комнаты первого этажа дома был изображён символ наподобие буквы «Х».

Возможно, что он является репликой известного ещё со времён ранней бронзы символа, трактуемого как Великая богиня-мать, найденного, например, на сосудах Великентского поселения Куро — Аракской культуры эпохи ранней бронзы (середина IV тыс. до н.э.). Следует отметить, что у народов Дагестана встречается подобный символ в виде сдвоенных бараньих голов с рогами, который символизировал умножение, изобилие и благополучие («баракат»).

На стене этой же комнаты, ближе к потолочным балкам, был изображён другой символ – наподобие толстой змеи. Во всех мифологиях народов Дагестана и мира змея связана с влагой, с водой, с плодородием. Мифическая «домовая змея» так же связана с плодородием, изобилием. Её, в отличие от простой змеи, не убивают, но она и не кусает человека.

Как видно из представленного материала, жители с. Нижнее Чугли имеют богатую материальную и духовную культуру, своё миропонимание и мировоззрение, которое дошло до нас в символах, оберегах, изображениях, мифах. Сколько ещё нас ожидает открытий в других еще неисследованных аулах, в которых уходят в небытие бесценные артефакты с символикой традиционного Дагестана. Работники сельских школ, музеев, краеведческих кружков и просто энтузиасты, засняв на фотоаппарат и в электронном виде, должны сохранить для потомков подобные символы в своих сёлах, чтобы в дальнейшем была возможность после введения в научный оборот, изучить их и дать оценку.

 

Омар Хаписов и Шамиль Омаров

Сотрудники Куппинского музея