В декабре этого года исполнилось 100 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Алиева Гасрета Агаевича, благодаря которому село Хнов было вписано в летопись Великой Отечественной войны как малая родина одного из героев-победителей фашизма. Сегодня мы являемся свидетелями полного пересмотра, точнее фальсификации, всего, что связано с ролью СССР и его армией во Второй мировой войне. Страна, которая внесла решающий вклад в победу и освободила десятки стран и сотни миллионов людей от порабощения, приравнивается расистско-националистическому режиму Третьего рейха. Молодое поколение, отчужденное от корней, от исторической памяти и достоверного знания, оказывается лишенным духовного иммунитета против этой эпидемии лжи и фальсификации. Наш долг противостоять дискредитации прошлого, великой истории беззаветного героизма и подвига наших воинов. Фальсификация оскорбляет и память тех 27 млн. соотечественников, кто не вернулся с этой страшной бойни. Мы решили, пользуясь юбилейной датой, вспомнить о Гасрете Агаевиче и, в его лице, об остальных участниках войны.
Биография Гасрета Алиева достаточно типична для горца: многодетная семья не по годам ранняя трудовая жизнь. Довоенное становление мужчины в условиях высокогорного села было строгим и даже суровым, без всяких излишеств, зато рано формировались чувство долга, ответственности, чести. Природа с ее величественными и гордыми горными вершинами, альпийские луга, родники, вода которых сродни эликсиру жизни — таковы естественные условия, в которых протекала жизнь Гасрета и его односельчан. И не удивительно, что практически все хновцы мужчины, как и многие горцы Дагестана и патриоты Отечества, добровольно ушли на фронт.
Первое боевое крещение после краткосрочной учебы, в запасном полку он получил под Моздоком. Здесь же молодой воин открывает свой боевой счет: немало фашистов, стремившихся прорваться в глубь Кавказа, скосил пулемет Алиева.
Он сражался на Сочинском перевале, под Туапсе, где шли тяжелые оборонительные бои. Противник стремился, во что бы то ни стало, прорвать оборону, захватить господствующую высоту. В напряженном бою Гасрет получил ранение, но не покинул передовую. Только после боя, взвалив на себя тяжело раненного товарища, пробрался в лес к санитарам.
После выздоровления он был направлен в высокогорный альпийский отряд по борьбе с вражескими горными стрелками. Дело в том, что в июне 1942 г. Гитлер издал директиву «Эдельвейс», предусматривающую военное наступление для захвата Северного Кавказа и выхода к нефтепромыслам Баку. Когда планы врага стали известны, выяснилось, что у нас нет подготовленных подразделений для военных действий в горных условиях. Тогда в срочном порядке пришлось создавать лагеря и базы для подготовки бойцов. И такие подразделения были подготовлены в кратчайшие сроки. Именно там, как вспоминал впоследствии Алиев, он остро почувствовал нависшую над страной опасность. Горы олицетворяли свободу и непокорность, так близкие и понятные парню из Хнова. Немцы так и не смогли перейти перевалы Кавказа, найдя в горах свою смерть. После расформирования отряда, по просьбе Гасрета Алиева, его перевели в отдельную разведроту. Началась новая веха в его боевой биографии.
Выучка, смекалка хладнокровие и смелость разведчика Алиева прошли проверку в боях за освобождение Кубани. Пробираясь по плавням, разведчики первыми входили в села и станицы, наносили неожиданные удары по противнику. Однажды 40 бойцов внезапно ворвались в одно из сел и удерживали его до подхода основных сил. А отделение старшего сержанта Алиева благодаря решительным действиям взяло в плен группу гитлеровцев, которые были застигнуты врасплох.
За храбрость и мужество Гасрет Алиев был награжден орденом Красной Звезды.
В ходе Великой Отечественной войны было немало крупных значимых операций, которые во многом определили конечный результат. Одним из таких сражений оказалась битва за форсирование Днепра в 1943 году, по поводу которой Гитлер высокопарно заявлял: «Скорее вода в Днепре потечет вспять, чем русские воины форсируют его». На другой стороне реки заняли оборону немцы, которые постоянно бомбили реку. По ночам работали прожектора. Разведчики получили задание перебраться через реку в районе Сошиновки ночью и нанести удар по обороне врага. Среди пожелавших первыми переплыть Днепр был и Алиев. Возглавлял группу командир взвода, лейтенант Шпаковский. В ночь с 25 на 26 сентября горстка бойцов на двух лодках отчалила от левого берега. Под шквальным огнём противника разведчики проплыли 925 метров.
Выбравшись на правый берег, разведчики взвода открыли огонь по врагам. Появление группы советских разведчиков на правом берегу Днепра было неожиданным и вызвало панику среди фашистов. В течение ночи и дня 26 сентября 1943 года, Алиев вместе с другими бойцами героически удерживал захваченный плацдарм, отбивая ожесточённые контратаки превосходящих сил противника. Оставшись без боеприпасов, они бросились на врага врукопашную. Ошеломлённый противник отступил.
Бывший командующий Юго-Западным фронтом Маршал Советского Союза Родион Малиновский в книге «В большом наступлении» так описывает те события:
«Немцы не ожидали столь дерзкой высадки нашего десанта и попятились назад. Воспользовавшись замешательством, молодой коммунист, лезгин Гасрет Алиев в рукопашной схватке захватил немецкий пулемёт и очередью сразил несколько фашистов. Небольшой участок берега был отвоёван. На пятый день боев за плацдарм Алиев был ранен. Когда ему предложили отправиться в тыл, он ответил: «Хочу вперёд! Ведь река не течёт назад». Только после второго ранения он был эвакуирован по приказу командира роты на левый берег.»
За героизм и мужество при форсировании Днепра разведчикам, входящим в группу, возглавляемую лейтенантом Шпаковским, 1 ноября 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Гасрет узнал об этом в госпитале. Вот что 21 октября 1943 года велел внести в наградной лист командир 236-й стрелковой дивизии Герой Советского Союза полковник Фесин:
«Алиев Гасрет Агаевич, рядовой 496-й отдельной разведроты 236-й стрелковой дивизии 46-й армии 3-го Украинского фронта, лезгин, член ВКП(б). В ночь с 25 на 26 сентября 1943 г. Алиев с группой разведчиков в количестве 19 человек форсировал реку Днепр в районе с. Сошниковка. С ходу атаковав противника, он действовал смело и решительно. Умело используя автомат и гранаты, Алиев уничтожил 7 гитлеровцев. Алиев в составе группы всю ночь вёл упорный бой с превосходящими силами противника и все время в ожесточённых схватках выходил победителем. Во время боя неоднократно с честью выполнял самые сложные задания своего командира.»
В последующих боях за расширение плацдарма товарищ Алиев всегда был в рядах передовых разведчиков, в любых условиях боевой обстановки выполнял все задачи командования и доставлял ценные сведения о противнике. Вскоре отважный рядовой стал командиром взвода разведки 498-й отдельной разведроты 236-й стрелковой дивизии 46-й армии.
После госпиталя Герой Советского Союза Гасрет Алиев участвовал в боях за Одессу, в Ясско-Кишиневской операции. Однако открывшаяся рана потребовала основательного лечения. У многих товарищей Гасрета, молодых парней, на прибрежном песке у Днепра вражеская пуля оборвала жизнь, из девятнадцати разведчиков в живых осталось только 5, все израненные, но задача, поставленная командованием, была выполнена.
Разошлись пути-дороги разведчиков-днепровцев. Уже много лет спустя, в сентябре 1980 г. состоялась трогательная встреча Сергея Петровича Шпаковского и Гасрета Агаевича Алиева.
А после войны победителям некогда было почивать на лаврах, хотя они этого сполна заслужили. Страна была в руинах: промышленность, сельское хозяйство, транспорт… По сути, все нужно было восстанавливать, и это на фоне немыслимых потерь, страданий, людского горя.
Гасрет Агаевич более восемнадцати лет трудился в Ахтынском и Рутульском районах на руководящей работе. Особые трудности были в горах: суровые природные условия, бездорожье, отдаленность от центра, дефицит специалистов. В таких условиях наладить работу могли люди волевые, авторитетные, безупречной репутации.
Одно перечисление того, что было сделано за эти годы под руководством Гасрета Агаевича в двух районах, займет немало места: дороги, мосты, школы, больницы… Тогда были заложены предпосылки устойчивого роста животноводства.
Гасрет Агаевич принадлежал к числу руководителей, лишенных заносчивости и высокомерия. Принципиальный и требовательный, он не переносил формализм, с любителями бюрократических проволочек бывал бескомпромиссен.
Бывший министр сельского хозяйства республики Мамедов, работавший с Алиевым в Рутульском районе, отмечал: «Его рабочее место было там, где возникали проблемы, и требовалось вмешательство. Он не любил вызывать на «ковер». Выезжая на место, вникал во все детали. Еще тогда он стремился освободить работу от бюрократической заорганизованности».
В 1964 году Гасрета Алиева перевели в Махачкалу в МВД ДАССР, где он руководил парткомом и занимался патриотическим воспитанием личного состава министерства.
Человек полнокровной жизни, отнюдь не аскет, он был чрезвычайно щепетилен в вопросах собственного благосостояния. Редкий случай даже для того времени; проработав длительное время, в руководстве двух районов, он наотрез отказался от предложений построить жилье. Даже в родном селе он останавливался у братьев, так и не позволив строительство дома.
Жизнь и деятельность Гасрета Агаевича подтверждает, что героизм – категория нравственная: мужество и храбрость в экстремальных условиях – это, как правило, человечность и благородство в обычной жизни. Лучшей памятью для тех, кто обеспечил победу в войне с фашизмом является следование их заветам, отстаивание тех ценностей, за которые они боролись. Во время Великой Отечественной войны фашизм был разбит, и казалось, человечество навсегда освободилось от этой коричневой чумы. К сожалению, идеология и практика фашизма реанимировалась в том числе и на территории бывшего СССР – Украине. Коллективному западу, в первую очередь, англосаксам удалось, используя бандеровский режим, пришедший к власти в соседней республике, втянуть нас в войну. И спустя почти 80 лет, в ходе специальной военной операции в тех местах оказался Алиев Гасрет Алиевич – внук нашего Героя. По признанию Алиева младшего, именно пример знаменитого деда оказался для него решающим стимулом и вдохновляющим фактором в борьбе с неонацистами.
Гасрет Агаевич Алиевич не дожил до своего 60-летия. Герой не оставил детям ни большого состояния, ни доходных должностей. В наследство им и всем нам и последующим поколениям он завещал человечность, благородство и патриотизм.
Тельман Кафаров,
Доктор наук, профессор ДГМА