Археологическая экспедиция

7 ноября 2022г. сотрудники Куппинского музея палеонтологии, археологии и краеведения совершили экспедицию для изучения и описания состояния археологического памятника и сбора материала в Нижне-Чуглинское городище, которое отмечено в «Археологической карте Дагестана» следующим образом: «В 5-ти км. к северу от сел. Нижнее Чугли, слева от шоссейной дороги в Буйнакск, на скальной гряде, вытянутой с северо-запада на восток, находится городище размером около 6 га. С юго-запада городище ограждено скалой 30-40 м. высоты (вдоль основания которой протекает река Чуглинка), с северо-восточной напольной стороны – двумя параллельными каменными оборонительными стенами. На укреплённой территории имеются остатки жилых и хозяйственных построек ступенчато-прямоугольной планировки. Здесь найдены архитектурная деталь в виде кошачьего хищника, ручные жернова, каменные ступки, корыто, ядра, железные ножи, наконечники стрел, висячий замок, обломки стеклянных браслетов, бронзовые бляшки, бусы, разнообразная керамика, в том числе поливная. Городище возникло в албанское время и существовало на протяжении средневековой эпохи (1 тысячелетие до н.э. — 1 тысячелетие н.э. – Х1V вв.). По полевым материалам, которые удалось нам собрать, данную территорию местные жители называли «К1ищали», что в переводе с даргинского и с древнего аварского значит поселение, которое образовано из двух сёл. И в действительности, как рассказывает старожил Герай Магомедов, это поселение состояло из двух частей – верхняя и нижняя, где в первой жили люди низкого сословия, малоимущие, а во второй – состоятельное и элитное население. По рассказам бабушки Омара Хаписова из Нижнего Чугли, есть легенда, которая гласит, что «когда на это поселение напал враг и окружил, жители скинули все свои золотые и серебряные изделия в большую щель на горе этого поселения». В нижней части городища, в сторону родника была церковь («Киласа»), возле которой проходил подземный туннель, перекрытый каменными плитами, он уходил в сторону родника у реки Чуглинка на 3 км. К сожалению, туннель засыпан землёй, но, возможно, что частично он сохранился невредимым. Очень прискорбно и то, что весь этот археологический памятник разрушен до основания и находится в плачевном состоянии. А процесс разбора и утилизации начался ещё в царское время, когда при царе Николае (как рассказывают местные жители) прокладывали дорогу в сторону Леваши, слепой Хаджияв собрал бригаду и арбами увозил камни из этого городища для подсыпки фундамента дороги. Далее, уже при Советской власти, местное население разбирало постройки этого городища для строительства своих домов и колхозных контор. Некоторые каменные блоки с изображением павлинов и соляных знаков всё ещё сохранились в кладке дома местного жителя Герая Магомедова. Этот «павлиний стиль» ещё встречается в Византийских древних храмах и сохранился в мусульманских надгробных памятниках нагорного Дагестана. Соляные знаки на блоках являются типичными петроглифами для всего горного Дагестана, которые были вытеснены с приходом ислама.

Хочется поблагодарить местных жителей Герая Магомедова и Нухбека Азизова, которые несмотря на свой преклонный возраст, сопроводили нас к этому поселению и дали нам полную раскладку расположения городища, церкви, подземного туннеля и истории находок, которые выявлялись здесь во время выравнивания территории бульдозером. По их словам, здесь раскрывались комнатки, где находили большие (высотой около метра) керамические сосуды, видимо для хранения зерна или других сыпучих материалов. На краю городища, где, видимо находилась кузня, Герай нашёл клубок железной цепи, которая раскрошилась от удара камнем. Возле фундамента церкви был найден каменный крест, а чуть выше бронзовый равносторонний крест. Наверное при нападении врага жители городища уходили в лес или использовали туннель, который уходил вниз к роднику.

Весь участок городища усыпан разной керамикой, часть которой мы подобрали для коллекции музея. Интересен и тот археологический материал, найденный в Нижне-Чуглинском городище, который находится в филиале МКУК «Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения» с. Н. Чугли и фотографии, которые остались в фотоархиве руководителя: поливная керамика, пластинчатый железный наконечник стрелы, металлический скребок, лезвие кинжала, монета Сарирская, монеты малики Дербента, монета – имитация Византийских золотых монет.

Если говорить о монетах, то монета Сарирская является очень редкой о чём в своей публикации пишет Муртазали Гаджиев (руководитель Дербентской археологической экспедиции, доктор исторических наук, профессор.): «Особый интерес вызывает маленькая, диаметром всего 10 см. и весом около 3 грамм монета аварского нуцала Байара: на одной её стороне грузинская, асамтаврули буква Б – инициал правителя, а на обороте — арабская надпись. Это очень редкая монета – всего более 10 монет этого правителя, они имели хождения на Восточном Кавказе – в Дербентском эмирате, Ширване».

Медные монеты Х11 века (дирхам) правителей Маликов Баб ал – абваба (Дербента), Ахара, Ильдегизидов были найдены не только в этом городище, но и в Хахитинском городище, Левашинского района, в Дербенте и в других местах Дагестана, что говорит о повсеместном обороте этих монет.

Найденные в городище подделки золотых монет Византийского императора, который правил от 829 до 842 года (Солид, Монетный дом г. Константинополь, около 831 – 840гг. Левая сторона, с изображением погрудного бюста Императора в анфас в венце и хламиде, в правой руке шестиконечный крест, в левой акакия. Обратная сторона — погрудные бюсты анфас Михаила — 2 и Константина, в венах и хламидах; между их головами крест. Вес монеты – 4,41 гр.), находили ещё на окраине с. Н. Чугли, в местности Бихаб – Росо возле с. Хахита и возле с. Урма, Левашинского района, из чего можно сделать вывод, что эти монеты имели массовое хождение и, возможно имели местную чеканку.

Подводя итог экспедиции можно сказать, что археологические памятники Левашинского района, да и всего Дагестана, хоть и описаны и частично получили научную оценку, нуждаются в серьёзном изучении и сохранении, ведь мы с каждым днём теряем бесценные археологические артефакты, которую несут в себе информацию о древних обитателях этих мест. Эти находки теряются или уходят в торговый оборот, вместе с этим мы теряем и наше прошлое, а без прошлого нет и будущего. Михаил Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

 

Омар Хаписов,

Шамиль Омаров,

сотрудники Куппинского музея