Ректор Академии «Каспий» доктор экономических наук Магомед Абакаров вырос в семье, где всегда был высок престиж учителя, культ образования, непререкаем авторитет главы семьи Идриса Абакарова, который всю жизнь посвятил учительскому делу. Высок был авторитет и русских учителей, которые приехали в Дагестан. На днях Академия «Каспий» при поддержке Кумторкалинского управления образования провели семинар «Русские учителя в Дагестане». Публикуем выступление Абакарова на этом семинаре.
— Когда мы говорим «дагестанцы», то в это понятие по праву включаются представители русского народа. Потому что русский язык для дагестанцев не только государственный язык и язык межнационального общения, но и для многих это второй родной язык. Через русский язык и культуру цементируются взаимоотношения народов Дагестана и России, и формируется российская идентичность. Дагестанско-русскому двуязычию в Конституции Республики Дагестан придается статус конституционной нормы.
Дагестанцы единодушны в том, что наличие русского населения в городах и районах республики положительно влияет на стабильность в обществе. Русский язык и русская культура создали в Дагестане среду конструктивного межнационального общения, получив общенациональное значение. Для дагестанцев русские – народ созидатель, интернационалист, которому присущи трудолюбие, мудрость, гуманность, воля, ответственность, решимость. Большую работу по подготовке национальных кадров и формированию национальной культуры Дагестана вели в далекие и сложные 30-е годы прошлого века русские учителя, инженерно-технические работники, врачи.
Нелегко было в те годы учительствовать, особенно в сельской местности. И тем не менее сотни и тысячи русских учителей приезжали в Дагестан. Им приходилось жить и работать в суровых условиях. Приезжие учителя испытывали дополнительные трудности из-за незнания русского языка не только школьниками, но и основной массой местных жителей.
Поэтому русским учителям приходилось осваивать необходимый словарный запас коренного населения, чтобы хоть как-то общаться с родителями учеников и общественностью.
Я родом из Сергокалинского района. Мой отец был заместителем директора школы, поэтому хорошо знаю, что во многих школах района количество русских учителей иногда доходило до половины.
Из города Краснодара приехал учитель физики Иван Иванович Жуков. До ухода на пенсию работал в педучилище, пользовался большим уважением среди студентов и жителей села. Окончив Ленинградский университет, работала учителем географии Татьяна Ефимовна Нагорнова. Лидия Павловна Багомедова выехала в Сергокалу вместе с мужем. Работала учителем начальных классов в средней школе № 2. Ей присвоены звания: «Заслуженный учитель ДАССР», «Заслуженный учитель РСФСР». Сейчас находится на заслуженном отдыхе, живёт в селе. Из Краснодара приехала в Сергокалу Евдокия Михайловна Погорелая и до ухода на пенсию работала в педучилище. Также из Краснодара была Лидия Тимофеевна Попова – она преподавала русский язык и литературу. Любовь Леонтьевна Петросян прибыла из Ростова и вела несколько лет уроки биологии в педучилище. Александр Александрович Гагин вместе с семьёй приехал из Ростова, работал несколько лет в педучилище учителем рисования, потом вернулся на родину. Ольга Ивановна Игнатьева — из Сочи: преподавала русский язык и литературу. После ухода на пенсию уехала на родину. Иван Михайлович Севастьянов работал учителем русского языка и литературы в педучилище. Эти люди бросали свои родные места, близких и родных, ехали по направлениям Министерства просвещения и добросовестно трудились в наших селах и городах, оставляя после себя добрую память. Екатерина Андреевна Гайденко родилась в селе Нагольная Миллеровского района Ростовской области. На её судьбу выпали суровые испытания военных лет. Хрупкая девочка вместе с подружками активно помогала фронту: вязала тёплые варежки, носки, собирала тёплые вещи и отправляла на фронт. Работала в госпитале, ухаживала за больными. Екатерина Андреевна принимала участие в «Истребительном батальоне» по охране дорог, мостов, арестованных, выявляла дезертиров. Окончив в 1948 году Ростовский государственный университет, она по направлению приехала в Дагестан. Свою педагогическую деятельность начала в августе 1948 г. в Уркарахской средней школе, через год была переведена в Сергокалинский район. До 1972 г. работала в педучилище. В августе 1972 педучилище было переведено в г. Избербаш. С 1973 г. начала преподавать в Сергокалинской средней школе № 2, где и пробыла до 1996 г. Работая в Сергокале, Екатерина снискала большую любовь и уважение сельчан. Здесь встретила и полюбила своего будущего мужа – Исмаила Исмаиловича Пахрудинова. Сергокала стала для неё второй родиной: она родила и вырастила четверых детей, трое из них пошли по её стопам. Жизнь её была нелёгкой, но очень интересной и насыщенной событиями. Екатерина Андреевна быстро привыкла к местным обычаям, а, выйдя замуж, приняла ислам, соблюдала все мусульманские праздники. В её семье всегда царили понимание и любовь… Успех ждал Екатерину и на педагогическом поприще. Екатерина Андреевна очень любила свой предмет – историю: ученики слушали, затаив дыхание. Благородный труд Гайденко был оценён государством по достоинству: ей присвоено звание «Заслуженный учитель РД», награждена медалью за «Заслуги перед республикой». Например, в Урахинской школе была такая учительница русского языка Полина Петровна, которая любила и учила сельских ребятишек, как своих детей. Замечательная учительница из Тюбинской школы Кумторкалинского района Таисия Бондарь настолько хорошо изучила аварский и кумыкский языки, что свободно говорила с сельчанами. Они – образец того, каким должен быть учитель, приехавший в национальную республику. И таких примеров множество.
Примером глубокого уважения и сердечной благодарности русским учителям является сооруженный в 2006 году в Редукторном поселке города Махачкалы возле озера Ак-Гель мемориальный комплекс русской учительнице. Было трогательно видеть как на открытии этого сооружения присутствовали постаревшие учителя, которые после войны, в 50-х годах прошлого века, приехали в наш горный край, чтобы своим самоотверженным трудом приобщить дагестанцев к отечественной и мировой культуре. Многие из этих русских девушек вышли замуж за дагестанцев, тем самым образовались межнациональные семьи, которым чужды национальная кичливость и заносчивость. Дагестанцы, воспитанные на гуманистических традициях старшего поколения, уважения к человеку, независимо от национальной принадлежности, должны определить развитие межнациональных отношений. Как это сделали благодарные дахадаевцы, которые в парке с. Уркарах (в августе 2010 года) открыли памятник русским учителям, врачам.
Иногда отток русских из Дагестана обосновывают фактором, так называемого, статусного неравенства русских с представителями других национальностей республики. Это абсурд! По статусному положению русские в Дагестане являются республикообразующим народом, наряду с другими народами республики. Проведенный анализ показал, что миграционные процессы определяются в первую очередь социально-экономическими условиями, четко коррелируются с теми или иными тенденциями в политической и экономической ситуации в регионе. Сказать, что в городах оттоку не способствовала конверсия оборонных отраслей промышленности, где, в основном, были заняты специалисты русской национальности – это неправда. Наибольшая доля оттока русского населения из республики приходится на Махачкалу (около 45 %) и Северный регион республики (около 15%), где русское население проживает исторически.
Махачкалинский центр повышения квалификации — Академия «Каспий» уделяет большое внимание сфере государственной национальной политики, этнокультурного развития народов, организовывая научно-практические конференции, семинары, круглые столы, научные и социологические исследования.
У нас стали традиционными конкурсы «Русские учителя в Дагестане». Работы содержали интересный и познавательный материал. Был представлен архив фотографий русских учителей, приехавших в далекие послевоенные годы в Дагестан по направлению.
Все участники заочного этапа Конкурса получили Сертификат, а участники очного тура Конкурса — Диплом лауреата. В номинации «Доклад» призовые места заняли» — учитель русского языка ГКОУ РД «Общеобразовательная средняя школа-интернат № 6» г. Дербент Наргиля Садыкова; в номинации «Эссе» — учитель русского языка и литературы МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Дербент Лейла Кулиева; в номинации «Рассказ» — учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Дербент Шерфе Усамова. Победителей Конкурса наградили Дипломами и денежными премиями.
Эдурад Эмиров