(Ты помогаешь — тебе помогают, ты уважаешь – тебя уважают)
Представления о труде, о трудовом поведении, о необходимых взаимоотношениях с людьми труда в культуре народов Дагестана расширяются прежде всего путем вовлечения человека с малых лет в разновидности само обслуживающего и общественно полезного труда. Обучение самообслуживанию и обслуживающему труду по извечным традициям дагестанской семьи и общества состоит в том, чтобы с ранних лет научить человека: ухаживать за собой, своим внешним видом и своей одеждой (опрятно и неброско одеваться, соблюдать чистоту тела и одежды, соблюдать внешний этикет общения); поддерживать порядок в доме, в личном и семейном хозяйстве; ухаживать за малолетними детьми в семье (развлекать их, кормить, укладывать, играть); заготавливать дрова, кизяк, хворост, доставлять их домой, складывать в поленницу, уметь топить печь, сохранять огонь в очаге; собирать полезные травы, фрукты, овощи; вязать, прясть шерсть, ткать; правильно, безопасно и рационально обращаться с орудиями труда (выделки овечьих шкур, чесания шерсти, изготовления шерстяных ниток и веревок, канатов и т.д.).
Образцовые дагестанские сельские семьи располагают целым комплексом показательного бытового труда отца и матери, «демонстрируемого» ежедневно своим детям. Вот, например, типичная картина обычного утра в дагестанском ауле: вставшая рано утром женщина-хозяйка убирает дом, приводит в порядок двор (сор бросает туда, где собирают навоз для удобрения полей, вместе с сором выносит и золу, оставшуюся в камине с вечера), вылив из кувшина вчерашнюю воду, отправляется к источнику за свежей водой. Далее дает корм скотине, которая остается дома (коров поят помоями, пищевыми отходами, собранными еще с вечера), выгоняет скотину на площадь, где она собирается до появления пастуха. Возвратившись домой, вымыв руки, хозяйка принимается за приготовление завтрака для семейства.
Не менее разнообразен бытовой труд отцов.
Став очевидцами преуспевающих в хозяйстве родителей, дети пытаются сызмала усваивать задачи обслуживающего и хозяйственного труда. Усвоение этих задач происходит на протяжении всех лет совместного проживания детей с родителями. Родители, по канонам традиционной этики, призваны быть самыми первыми и ответственными учителями и наставниками своих детей по всем вопросам обслуживающего труда.
Разновидностью обслуживающего труда, обязательного для семьи тружеников, считается у народа труд по изготовлению хозяйственной утвари. По традициям дедов и отцов в свободное время (зимой, вечером, в минуты отдыха на годекане, на вечеринках) старшие (особенно мастеровые люди) призваны наглядно демонстрировать детям и юношам искусство умелых рук, раскрывать им личные секреты изготовления того или иного изделия, его красоту. Такая испытанная практика позволяет молодым унаследовать от взрослых приемы изготовления необходимых в семье и хозяйстве орудий труда: деревянных ложек, вилок, половников, досок для раскатывания теста, крюков для захватывания сена, для дубления шкур, вил, граблей, плетения корзинок, витья конопляных, войлочных веревок и канатов, изготовления музыкальных инструментов (бубен, свирель, зурна, чангур, кеманча, барабан).
Женщины же призваны показывать молодым унаследованные от предков искусные приемы изготовления шерстяных, льняных ниток, вязания джурабов, носков, переметных сум, национальных мешков (чувалов), глиняных емкостей, печей для выпечки хлеба, для сушки зерна, фруктов.
В процессе обучения и воспитания основное внимание уделяется объяснению молодежи жизненной необходимости и важности изготовляемых изделий. Так, например, на вопрос «Нужна ли сегодня деревянная или глиняная посуда?» один из стариков-умельцев селения Калук Ахтынского района ответил: «А как же, сын мой. Возьмем, к примеру, деревянную ложку. При приеме пищи деревянная ложка не обжигает рот, она остывает быстрее. Деревянной ложкой, в отличие от металлической ложки, легко собирать взбитое коровье масло, творог, простоквашу. К деревянной ложке масло не прилипает. И, наконец, шутливо заметил старик, из самодельной деревянной ложки пища слаще и вкуснее, чем из металлической».
Исследования дагестанских этнографов и культурологов показывают, что не случайно бытуют в сельской жизни многие изделия народных мастеров. Например, в глиняном кувшине и в знойный день вода остается прохладной; сено, вырванное из стога деревянным крюком, мягче, животные поедают его лучше; деревянные вилы и грабли не застревают в почве при уборке сена, они и легче, чем металлические. Таким образом, объясняя жизненную необходимость и важность изготовляемых изделий, мудрые народные воспитатели прививают детям и молодежи, глубокие чувства заботы о человеке, о хозяйстве, о домашних животных, о земле, подсказывают им наиболее разумные пути организации человеческой жизнедеятельности. Стоит ли говорить, как все это важно и крайне необходимо в нынешних условиях возрождения нашего села и сельского хозяйства.
В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы воспитания детей в обслуживающем труде. К таким относятся обучение и воспитание детей в труде по оказанию взаимопомощи, известной у русских, как «помощь», у узбеков как «хашар», у киргизов как «ашар», у казахов как «асар», у татар как «уме», а у дагестанцев под названием «гвай» (авар.), «вука», «билхъа» (дарг.), «мел» (леэг.), «марша» (лак.), «булкъа» (кум.).
Историческая характеристика о целесообразности процесса дагестанской взаимопомощи дается в трудах дагестанских ученых Х.-М. О. Хашаева, Р. М. Магомедова, А. К. Алиева и др. Необходимость помочь соседу, односельчанину, вообще нуждающемуся, является духовной потребностью трудящегося человека, одной из основ его бытия в обществе. О человеке, безразличном к чужим заботам, у дагестанского труженика складывается нелестное мнение. Народная педагогика Дагестана осуждает всякое равнодушие к чужой радости и беде, к торжествам, рекомендует искоренить его еще в зачатке. В противном случае, отмечают мудрецы, оно может стать характерной чертой человека.
Народная взаимопомощь, в отличие от других видов обслуживающего труда, характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают срочную безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку достойному члену общества. В этой связи народная взаимопомощь во всех своих видах (уборка урожая, вспашка, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т. д.) является величайшим проявлением человеческой духовности, объединяющим людей для единой благородной цели — включения человека в настоящий труд «бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия на вознаграждение, труд по привычке трудиться на общую пользу».
Социально-педагогическая значимость народной взаимопомощи заключается в том, что в основе ее лежат высокие нравственные принципы, главное из которых осознанное желание оказать бескорыстную помощь нуждающемуся. Более того, здесь человек, как говорится, «может и себя показать, и на людей посмотреть». К этому обязывают и правила взаимопомощи: явись не бременем, явись ко времени, нарядись по работе, по совести трудись, по совести отдыхай, сделав добро — забудь, а, получив добро — помни.
Большая организованность и дисциплина в работе: прибывать вместе, «начать по данному знаку…, не упускать случая состязаться между собой, стараясь опередить друг друга», отдыхать вместе, петь вместе… развивают у участников взаимопомощи чувства коллективизма и товарищества. Труд при взаимопомощи сближает людей, делает их щедрыми, добрыми. Люди, участвующие в работе, получают огромное моральное удовлетворение. Все это — образцовый пример трудолюбия для подрастающего поколения, наглядное проявление идеологического единства общества.
Народная взаимопомощь со всей видоформенной структурой своей организации (сбор колосьев, перетаскивание соломы, хвороста, куда вовлекают детей 7—12-летнего возраста, мытье шерсти, обмазывание глиной сакли, жатва, где участвуют девушки и женщины; унавоживание полей, стрижка овец, набрасывание на крыши земли, перекидывание балок, сенокошение, где участвует молодежь и мужчины), системой учета половозрастных различий, физических и трудовых способностей привлекаемого населения (приглашение детей и подростков, молодежи, девушек и женщин, опытных мужчин, физически крепких и т. д.) является благоприятной средой передачи юному поколению трудового опыта, нравственных и эстетических традиций старших поколений.
Традиция взаимопомощи распространяется на все сферы жизни и деятельности дагестанцев. Крайне обязательным считается ее соблюдение в отношении к обездоленным, к сиротам, к семьям без кормильца, к семьям, которых постигло горе, к семьям, где намечена свадьба сына или дочери.
Выручая семью без кормильца, женщину-мать, оставшуюся с маленькими детьми, аул всем джамаатом, при участии детей и подростков, готовит им топливо, корм для скота, убирает урожай, достраивает дом, заботится о благополучии детей. Окружать вниманием семьи, оставшиеся без кормильцев, считается нравственным долгом односельчан. Из этого складывается уважение и к аулу, и его джамаату, и ко всему народу.
Не менее важным считается у народа оказание своевременной моральной и материальной поддержки семье, родным и близким умершего. Сюда входят своевременное появление у дома покойника, выражение соболезнования родным и близким, разделение с ними горя, облегчение горя пострадавшей семьи добрыми словами, пожеланиями, взятие на себя заботы по проведению необходимых обрядов.
В похоронном обряде народной нравственностью четко определены функции и обязанности каждого члена джамаата, начиная от аксакала, кончая подростком. Перед фактом смерти все мелкое, преходящее отступает: забываются какие-то обиды, стычки, приходят пожать руку, выразить сочувствие, высказать добрые слова, проявляют великодушие и благородство.
Помощь семье, где намечена свадьба, заключается в моральной поддержке джамаатом родителей жениха и невесты (поздравления, благопожелания, советы), участии родственников в подготовке и проведении свадьбы (взятие на себя заботы по приему и обслуживанию гостей, по приготовлению праздничного стола, по обслуживанию музыкантов и т.д.), участии сельского джамаата в свадебном торжестве и вечере (поздравление жениха и невесты, исполнение в их честь песен и танцев) и т.д.
В народной взаимопомощи, как ни в каком другом труде, ярко раскрываются удачи и недостатки семейного воспитания, восполняются упущения, глубже осмысливаются такие нравственные понятия, как «долг», «обязанность», «порядочность», «взаимовыручка», «взаимоуважение», формируются чувства самосознания и морального удовлетворения.
Народ придает большое значение приучению молодежи к трудовой взаимопомощи и солидарности, к объединению трудовых интересов и усилий в выполнении трудовых задач: «Кто не с людьми — тот словно и не родился», «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет», «Рост аула — это люди, сила аула — единство», «Один поможет — ты вдвое сильней, двое помогут – в сто раз сильней», «Гора не нуждается в горе, а человеку без человека — не быть».
Народная педагогика Дагестана располагает веками апробированными, весьма продуктивными средствами, формами и методами воспитания настоящего труженика. Сегодня, в условиях небывалых экономических санкций, направленных против России, возникает чрезвычайная необходимость безотлагательной оптимизации трудового воспитания подрастающего поколения как в семье, так и во всех типах образовательных организациях с максимальным учетом национально-региональных особенностей формирования морально-этического облика социально значимого образцового гражданина – труженика, способного выполнять различные виды трудовой деятельности.
Шайдабег Мирзоев,
профессор