Проблема чрезвычайной важности

Поговорим о нравственности образования в народной культуре. Вся общественность страны, общественность в особенности, в курсе, что Указом Президента России Владимира Путина 2022 год определен как Год культурного наследия народов России. Наряду с этим, Указом Главы Дагестана Сергея Меликова 2022 год определен как Год образования. Известно, что культуры без образования и образования без культуры не может быть. Обе эти стороны — неотъемлемые части единого целого, направленного на формирование морально-этического облика гражданина-профессионала. В связи с этим сегодня, в начале нового 2022-2023 учебного года, еще и еще раз хочется акцентировать внимание общественности, и прежде всего педагогической, главным образом руководителей образовательных организаций нашей республики, на такую чрезвычайно архиважную проблему современности — оптимизации преподавания в школах республики основных культуроведческих предметов.

Сложившаяся десятилетиями система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии культурно-исторического наследия. Забыв о культуре народа, его духовно-нравственных ценностях мы порою бессмысленно больше уделяли внимание на ОГЭ, ЕГЭ, ФГОС и т.д. В результате закрепилась тенденция отхода молодого поколения от культуры и языка своего народа. Утрата нравственно-эстетических и духовных ценностей привела к нивелированию культурной самобытности дагестанских народов, постепенному духовному обнищанию молодежи, неустойчивости и потере ценностных ориентиров.

Перед общим образованием встала задача непосредственно способствовать сохранению культурного наследия, духа нации, родного языка, их возрождению и развитию в сложнейших социально-экономических условиях. Жизнь требует от современной дагестанской школы выполнить свое естественное предназначение — передавать подрастающему поколению богатства культуры, традиции и духовно-нравственные ценности, самобытный опыт жизни и деятельности народов многонационального Дагестана.

Еще в конце ХХ века Министерство образования и науки Республики Дагестан приняло кардинальные меры по совершенствованию и обновлению содержания образования с учетом этнокультурных духовно-нравственных ценностей. Была разработана Концепция дагестанской общеобразовательной школы. Ведущими идеями Концепции стали: обеспечение права обучения детей на родном языке; освоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности родного народа, обогащение его культурой народов совместного проживания; приобщение к ценностям мировой культуры. Были определены эффективные механизмы реализации данных идей в учебно-воспитательном процессе. Так с 1991-1992 учебного года в общеобразовательных школах республики стали изучать общеобразовательные предметы непосредственной культурологической направленности: «Культура и традиции народов Дагестана», «Русская национальная культура», «Мировая культура».

Предметы культурологического цикла основываются на важнейшем принципе педагогики «от близкого к дальнему, от родного порога — в мир общечеловеческих культурологических ценностей». Их специфика заключается в том, что они, не подменяя собой и не дублируя другие предметы, не перечисляя только лишь систему жанров, разных видов человеческой деятельности, народного искусства, явлений, сообщают о народной культуре «как о способе и форме миропонимания, философии жизни, объяснения ее смысла, выраженных через слово, мелодию, ритм, цвет, пластику, движение и т.д.». Это единственные предметы, которые впервые в учебно-воспитательном процессе открывают учащимся максимальный доступ к последовательному формированию у них всестороннего, глубокого и целостного представления о культуре родного этноса, нации, народов Дагестана, Отечества и мира.

Особое место среди предметов культуры занимает предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Его приоритетность заключается в том, что КТНД позволяет школьникам тщательно вникнуться, изучать и познать материальные и духовные ценности культуры более 30-ти народов Дагестана, постепенно от класса к классу, от возраста к возрасту создает целостную оптимальную базу для восприятия, осмысления и практического применения человеком культурологических ценностей своего, близких и дальних народов.

На изучение предмета КТНД в учебных планах дагестанской общеобразовательной школы было отведено: в 4-м 8-9-м, 10, 11 — классах по одному часу в неделю. Согласно инструктивных указаний Минобранауки РД предмет был обязательным во всех общеобразовательных организациях (школах, лицеях, гимназиях) республики.

Обязательное изучение во всех общеобразовательных организациях предмета КТНД позволяет перейти от эпизодической, любительской (только во внеклассной деятельности) культурологической деятельности к систематической, профессиональной, которая органически интегрируется с образовательной и воспитательной функцией школы. В этой связи еще до начала учебного процесса по предмету КТНД руководителям школ следовало руководствоваться следующими положениями.

  1. Преподавание «предмета КТНД во всех классах поручить только одному учителю. Такой подход позволяет лучше учитывать принцип преемственности культурологических знаний, умений и навыков, а также эффективно использовать ограниченно изданную и издаваемую культуроведческую и учебно-методическую литературу.

2 Преподавание предмета КТНД следует поручить учителю с высокой профессиональной подготовкой, функциональной грамотой и богатым опытом семейной, общественной жизни и, несомненно, глубоко уважаемому в педагогическом коллективе. Это необходимо, чтобы высоко поднять престиж культуры в особенности и педагогической культуры общества, в частности.

3 И что еще более всего важно, преподавание предмета КТНД следует поручить учителю-носителю именно данной национальной культуры. Мало быть образованным, добросовестным учителем, обучая культуре, нужно самому учителю всем своим духом прочувствовать ее национальные, региональные особенности, знать язык культуры, ее внутренние законы, глубокие связи культуры с различными сферами жизни и деятельности человека, семьи, рода, джамаата, этноса, нации, народа и т.д. А это постигается человеком годами, десятилетиями, живо воспроизвести и умело преподнести посильно только носителю дагестанской национальной культуры.

При учете именно этих положений школа может стать настоящим центром национальной культуры, может и по своему духу, и по художественно-эстетическому оформлению преобразоваться в действительно образцовую дагестанскую национальную школу.

Цель изучения предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, состоит в том, чтобы заложить прочный фундамент в освоении детьми собственной национальной и дагестанской многонациональной культуры, которая базируется на многих национальных формах культуры, вырастающих из глубины народного творчества. Без осмысления национальной и общедагестанской специфики культуры, культурологической деятельности человека в исторических условиях дагестанского бытия, невозможно в перспективе глубокое понимание ни отечественной российской, ни мировой культуры.

Задачи предмета КТНД в том, чтобы:

  1. Сформировать представление о родной национальной и дагестанской многонациональной культуре как явлении полифункциональном, органически слитым с хозяйственной, семейно-бытовой, общественной деятельностью человека, определяемой жизнью и традиционными установками народа.
  2. Показать национальное своеобразие форм материальной и духовной культуры народов Дагестана, выявить ее общность с формами культуры народов Кавказа, России и мира.
  3. Заложить основы для усвоения фундаментальных этических, эстетических, художественных, правовых, экономических понятий народа, обеспечивающих преемственность и воспроизводство национальной культуры.

В каждом из вышеназванных классов изучение культуры имеет свою специфику. Так, например, если в 4-ом классе дети должны усвоить такие самые элементарные человеческие азы культуры, как «Наша Родина», «Мой Дагестан», «Культура человечества», «Культура народов Дагестана», «Культура человека: человек и человечность», «Идеал настоящего человека», «Народный кодекс чести», «Имя украшает человека», «Человек украшает свое имя», «Как правильно обращаться к людям», «К старшим – с почтением, к младшим – с уважением», «Как правильно приветствовать», «Благопожелание. Кому и как его выражать?», «Семья и семейные традиции человечности», «Семья и семейные обязанности человека», «Традиции долга и добрососедства», «Род и родовые традиции человечности», «Традиции человечности дагестанского джамаата», «Традиции дружбы и солидарности», «Нормы и правила дагестанского общежития», «Традиции взаимопомощи» и другие, то в 8-9 классах внимание учащихся впервые акцентируется на таких ключевых формах дагестанской национальной культуры как «Педагогическая культура», «Культура просвещения», «Нравственная культура», «Правовая культура», «Политическая культура», «Экономическая культура», «Культура труда», «Художественная культура», «Физическая культура», «Религия как элемент культуры» и т. д. Все формы культуры необходимо изучать в тесной взаимосвязи, с максимальным учетом не только исторических, но и современных реалий социально-экономической и духовной жизни народов Дагестана.

Учителю рекомендуется в равной степени реализовать на уроке образовательные и воспитательные цели, освещать материал в исторической последовательности развития, становления и проявления видов и типов самобытной национальной и многонациональной дагестанской культуры. Все средства и методы обучения должны быть направлены на то, чтобы: а) пробудить интерес учащихся к созидательной истории, жизни и быту родного и дагестанских народов; б) оказывать положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, на их чувства и сознание через ценности культуры родного и дагестанских народов. Формировать у школьников чувства удивления, восхищения, радости, гордости за свой и дагестанские народы, за их мудрость и талант; в) показать общность интересов и взглядов народов Дагестана; г) привить учащимся сформированные веками морально этические нормы, духовно-нравственные понятия родного и дагестанских народов; д) возродить традиционные формы благожелательного и гуманного межличностного и межнационального общения, эффективные в регионе нормы трудовой, правовой, экологической, художественной, физической культуры; е) развивать умения и навыки национальной творческой деятельности, исполнительского и профессиональиого мастерства.

При решении учебно-воспитательных задач по предмету КТНД самое принципиальное значение имеет позиция учителя, его педагогическое и методическое мастерство. Для оптимального достижения программных целей и задач на каждом уроке учителю предмета КТНД крайне обязательно:

  1. Преподносить националькую культуру не как констатацию того, что было и как было, а как личностно-ориентированный материал в целях приобретения учащимися своего нравственного опыта.
  2. Преподносить национальную культуру как существенную часть общедагестанского, отечественного и мирового культурного наследия.
  3. При освещении культурологического материала проявлять максимум уважительного, бережного отношения к культуре всех народов.

Уроки по предмету КТНД требуют от учителя творческого подхода к работе и исполнительских умений. Здесь больше подходят нетрадиционные уроки, активные формы работы по использованию традиционного народного педагогического опыта, наблюдений самих учащихся, практические занятия и т.д.

По предмету КТНД целесообразно проводить следующие типы уроков: привития исполнительных навыков, «беседы по душам», «урок любознательных», «урок-инсценирование», «урок-семинар», «урок-диспут», «урок-конференция», «зачетный урок» и др.

Требуется продуманная система, начинаемая в 4 классе и продолжаемая в последующих классах.

Как известно особую тревогу в последние годы вызывает современное состояние морально-этической подготовленности молодежи. Вызывает озабоченность у всех здравомыслящих граждан республики и страны растущая наркомания, невероятные разводы в молодых семьях. В недавней телепередаче «Почему разводятся в Дагестане» по РГВК сообщили буквально следующее: «Дагестан становится рекордсменом по количеству разводов. По статистике наш регион занимает второе место после Ставропольского края. Более шести тысяч пар развелись в Дагестане с начала 2022 года. Это в два раза больше чем в прошлом 2021 году». Общественные деятели и учёные эти негативные явления во многом связывают с отсутствием ценностных ориентиров, нравственных целей и идеалов. Из-за утери семейных традиций, ослабления преемственности поколений, задачи морального становления личности семьянина не в полной мере решаются как в семье, так и в образовательных организациях разного уровня.

Так, например, предмет «Подготовка юношей и девушек к жизни», предусмотренный в рамках курса КТНД изучается в последние годы редко в каких школах. В результате нет в общеобразовательных организациях республики целенаправленной ориентации на формирование в подрастающем поколении граждан страны социально востребованных общечеловеческих знаний, умений и навыков. Наши юноши трудно представляют себе функциональные обязанности: сына – помощника – жениха – супруга – отца – наставника; девушки – функциональные обязанности: дочери – помощницы – невесты – супруги – матери – хозяйки – наставницы.

Как основоположник и автор первых в республике учебных программ и учебников по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» со всей ответственностью отмечаю, что содержание и методические установки курса «Подготовка юношей и девушек к жизни» направлены на всестороннее изучение и прочное усвоение молодыми людьми комплекса духовно-педагогических, нравственно-этических ценностей, трудового, бытового, хозяйственного и социального опыта, положительных сторон семейно-общественного уклада, выработанных дагестанскими народами на протяжении истории и ставят целью решение следующих социально архиважных задач: а) формирование морально-этической зрелости, необходимой для создания семьи; б) воспитание у молодёжи чувства ответственности за умение трудиться на благо семьи и общества; в) готовность к выполнению главных ролей в семье и обществе – супруга (супруги), матери, отца, умение успешно выполнять обязанности, налагаемые на личность этими ролями; г) формирование у будущих родителей знаний, умений, навыков развития и воспитания детей согласно прогрессивным традициям народной педагогики; д) вооружение молодёжи знаниями, умениями и навыками укрепления связей личности с семьёй, сельским обществом, народом, представителями других народов на основе усвоения идей народной морали – гуманизма, терпимости и доброжелательства; е) формирование у молодёжи знаний, умений, навыков воспитания у будущих детей лучших черт национального характера, национального самосознания, любви к родной земле в сочетании с подлинным интернационализмом, уважением к представителям всех народов – близких и далёких.

Для успешного решения этих задач в процессе обучения старшеклассников предмет «Подготовка юношей к жизни» включает такие взаимосвязанные разделы, как: «Формирование духовно-нравственного облика современного юноши-дагестанца», «Нравственно-трудовая подготовка юноши-дагестанца к семейной жизни», «Функции мужчины в семье», «Дом, семья держатся на плечах мужчины», «Жизнь прожить-не поле перейти».

Для подготовки девушек к семейной жизни предмет включает разделы: «Искусство быть человеком», «Искусство создавать свой облик и красоту», «Искусство быть матерью», «Искусство создания крепкой семьи», «Искусство быть хозяйкой». Каждый раздел программы состоит из ряда тем, где подробно, с опорой на прогрессивные народные традиции, раскрывается содержание и методика формирования морально-этического облика будущего семьянина.

Разделы и темы курса ориентированы на максимальный учёт и использование в воспитательном процессе как духовно-педагогического наследия конкретного народа, всех дагестанских народов, как социально-исторической общности, так и достижений научной педагогики, общечеловеческих духовных ценностей.

Таким образом, формирование личности осуществляется с максимальным учетом специфики и преимущество традиционного воспитания, при соблюдении чёткой дифференциации по полу и возрасту воспитуемых, т.е. с самых первых шагов разграничивает мужское и женское начала в воспитании. Широкое знакомство и глубокое изучение старшеклассниками всего комплекса традиций, обычаев, обрядов, неписаных кодексов чести и совести человека, непосредственно отвечают социальным потребностям нравственного воспитания юношей и девушек.

В современных условиях, когда все полномочия по составлению учебного плана, по качественному образованию и воспитанию учащихся полностью находятся в компетенции руководителей образовательных организаций, остается надеяться на их добросовестное отношение по отношению к столь важному и чрезвычайно нужному предмету «Культура и традиции народов Дагестана» и курсу «Подготовка юношей и девушек к жизни».

Уважаемые директора школ, лицеев и гимназий Республики Дагестан, как вам известно, образование эффективно, когда оно строится на лучших прогрессивных традициях народной нравственности. Не случайно мудрецы говорят: «Образованным ты можешь и не быть, но воспитанным быть обязан». А нравственность образования зиждется на народной культуре. Поэтому, уважаемые, сегодня крайне важно ваше принципиальное решение — безотлагательно вернуть предмет «Культура и традиции народов Дагестана» в учебные планы и обеспечить его статус ни как предмета «по усмотрению», ни как «по желанию» а как обязательный предмет 4,8,9,10,11 классах как сельских, так и городских школ, лицеев и гимназий республики Дагестан. Если мы это не сделаем сегодня, то завтра уже будет очень и очень поздно.

Вы достойно оцените и преподнесёте учащимся культуру Дагестана, завтра ваши ученики, благодарные за доброе воспитание и обучение народной культуре, по-человечески достойно оценят вас! Да будет так!

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор