Дело мастера боится

Трудовое воспитание у народа не ограничивается одним лишь вовлечением человека в обслуживающий, земледельческий или сельскохозяйственный труд. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом социально востребованных профессий, каждый становился специалистом «мастером на все руки». Народная педагогика советует учиться работать, прежде всего, руками. По образному выражению народа, «многие способности человека — в кончиках его пальцев».

У народов Дагестана существует как бы негласно согласованное единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Люди ясно представляют себе, что овладение трудовыми знаниями, умениями и навыками требует времени и определенных усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать чтобы выучиться».

Большая роль отводится в культуре народов Дагестана профессиональной ориентации детей на местные промыслы. Народные школы воспитания мастеров-умельцев: кубачинских и гоцатлиноких златокузнецов, унцукульских инкрустаторов по дереву и лакокрасительниц, испикских керамиков, балхарских гончаров, лезгин­ских, табасаранских ковровщиц, рахатинских, андийских бурочников, лакских сапожников, кузнецов, часовщиков, лудильщиков, плотников, согратлинских камнерезов, цунтинских, цумадинских, тляратинских, агульских, дербентских мастериц по вязанию нос­ков, свитеров, сумок и т.д. — являются образцовой формой про­фессионального становления и совершенствования личности.

Се­годня уже исследованы и стали достоянием общества вопросы эстетического воспитания на значительных художественных традициях дагес­танцев. Однако время требует рассматривать художественные традиции в более широком аспекте, прежде всего в целях трудо­вого воспитания. Художественные традиции создают наиболее благоприятную среду профессиональной ориентации детей и мо­лодежи.

Важнейшим видом декоративного искусства, который получил широкое распространение в селениях Кубачи, Амузги, Гоцатль и другие является художественная обработка металла. В селе Кубачи обработка металла практикуется уже тысячу лет. Навыки данного дела передаются от отца к сыну, от сына к внуку. Для примера обратимся к опыту обучения и воспитания детей в труде кубачинского златокузнеца.

Начиная работу, отец крепит металлическую пластинку к просмоленной дощечке, просмолить дощечку он поручает сыну. Отец нагревает гравированную пластинку на огне, сыну поручается отшлифовать нагретую пластинку до блеска. Все, что не под силу сыну, отец доделывает сам, такая методика возвышает авторитет отца, как наставника и стимулирует интерес сына к профессии отца.

Подросшему сыну отец поручает более сложные трудовые операции; дает резец, показывает, как его держать, как бить по резцу молоточком, как гравировать на детали сначала простейший орнамент, а затем все более сложный. В процессе упражнений дети усваивают приемы композиционного построения узо­ров, овладевают традиционными орнаментальными мотивами, знакомятся с прогрессивной технологией изготовления изделий.

Самым популярным видом искусства декорации является ручное ковроткачество. Оно получило широкое развитие в Дагестане. Крупными центрами ковроткачество являлись город Дербент, селения Ахты, Микрах, Хучни, Ерси, Халаг, Тураг, Кабир, Магарамкент, Рукель, Межгюль, Кондик, Ляхля, Аркит, Куркент, Орта-Сталь, Шихикент, Рутул, Хив, Чиликар, Нижнее и Верхнее Казанище, Нижний Дженгутай, Буглен, Эрпели, Урма, Каякент, Тлярата, Кутлаб, Хунзах, Батлаич, Дылым, Карата, Кунбатар. В этих центрах успешно вырабатывались ворсовые и безворсовые ковры – сумахи, паласы, килимы, арбабаши, циновки, переметные сумы, наседельники и другие изделия. Народная эстетика слагала свои излюбленные типы рисунков, традиционный колорит, композицию каемок и центральных медальонов. У каждой народности они имели неповторимое своеобразие и несли отпечаток живого художественного воображения.

Одним из самых ценных вещей в доме дагестанца всегда был ковер. Мастерство ковроткачества передавалось от поколения к поколению, дочери заимствовали навыки своих матерей и бабушек, при этом сами оттачивали и совершенствовали рисунки и орнамент.

Весьма специфической методикой профессиональной ориентации человека располагают здесь табасаранские и лезгинские мастерицы ковроделия. Они передают девочкам и девушкам опыт создания ворсовых ковров, безворсовых односторонних ковров-сумахов, двухсторонних ковров-паласов, войлочных ковров «Арбабаш», циновок «Чибта», мелких ковро­вых изделий — сумок «Гьебеяр», «Чувал», «Тапрак», узорных лент и наседельников.

Мастерицы раскрывают ученицам тайны народных красок, учат по достоинству ценить образцы ковротка­чества: «Сафар», «Чаргюль», «Тапанчияр», «Дербент», «Дубар», «Фурар», «Мурад», «Вартар», «Сабет» и др.

Каждый народ имел свою особенную и неповторимую методику ковроткачества. Но самым большим мастерством исполнения, сочетанием цветов и рисунков прославились ковры Табасарана. Ковры, сотканные в Дагестане, можно увидеть в музеях многих стран и крупных городов. «Табасаран», «Ахты», «Дербент» — это названия ковровых композиций, вошедших в мировой каталог.

Значительное развитие получило в Дагестане золотошвейное дело и кайтагская вышивка. Ими занимались женщины в селениях Кумух, Хунзах, Чох, Гапшима, Маджалис, Баршамай, Джибахни, Карацан, Кубачи, Каякент, Тарки, Губден, Терекли-Мектеб. Вышивка выполнялась тончайшей золотой, серебряной или шелковой нитью на коже, войлоке, различных тканях — шелке, бархате, атласе для украшения одежды, обуви, подушек, занавесей, покрывал и т.д. Женским рукодельным занятием являлись также плетение и ткание из шелковых, золотых и серебряных ниток всевозможных поясов, шнуров, галунов.

Выразительностью художественного оформления отличались изготовляемые дагестанскими женщинами вязаные шерстяные узорные носки и верхняя обувь. Наиболее значительными центрами их изготовления являлись селения Хив, Курах, Хучни, Орта-Сталь, Ахты, Микрах, Рутул, Кубачи, Харбук, Тлярата, Бежта.

Важнейшим, социально значимым видом народных промыслов было изготовление бурок. В Дагестане каждая семья, каждый джигит-воин имел не только повседневную, но и праздничную бурку. Производство бурок было сосредоточено в основном в селениях Анди, Ботлих, Рахата, Ансалта. Изготовляемые в этих селениях бурки находили сбыт во всем Дагестане и во многих населенных пунктах Северного Кавказа и Закавказья.

Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.

В Дагестане получили широкое применение и развивались такие ремесленные промыслы нехудожественного типа – как строительство, кузнечное дело, ткачество шерстяного сукна и конопляных тканей, изготовление войлока, скорняжное дело, шитье повседневной одежды и другое.

Трудовые традиции народов Дагестана способствовали развитию и передаче поколениям самых различных ремесел, обеспечивающих жизнедеятельность человека и стабильно добрые взаимоотношения около 40 коренных народностей в суровых природных условиях горного, предгорного и низменного Дагестана. Это оружейное дело (кинжалы, сабли, защитные доспехи и др.), бронзолитейное и медночеканное дело (котлы, водоносы, кувшины и др.), изготовление изделий из камня и дерева с резьбой (архитектурные детали, надмогильные камни, камины и др.), гончарное дело (столовая и хозяйственная посуда, игрушки), изготовление праздничной одежды и ее аксессуаров (праздничные костюмы, ювелирные украшения, вышивка), каллиграфическое письмо и переписка книг и другое.

Большой вклад в развитие искусства народных художественных промыслов Республики Дагестан внесли кубачинские мастера Г. Кишов, А. Ахмедов, Ш. Мунгиев, Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, А. Абдурахманов, Г.-Г. Чабакаев, Г.-А. Гаджиламаммаев, М. Хартумов, А. Гусейнов, М. Магомедова, гоцатлинские мастера М. Джамалудинов, Б. Гимбатов, унцукульские мастера И. Абдуллаев, А. Магомедов, братья М.-А. и Г. Газимагомедовы, М. Гасанов, М. Макачев, балхарские мастерицы П. Османова, Х. Магомедова, А. Сулейманова, З. Умалаева, ковровщицы Южного Дагестана У. Абдулкеримова, Б. Абдуллаева, Г. Агабалаева, А. Агасиева, С. Адилова, М. Азизова, Г. Аллахвердиева, Н. Кафланова, Г. Раджабова, Г. Ризаханова и многие другие.

Многообразие ремесел является многовековым результатом поистине благородного труда народных умельцев, веками по крупицам сложивших несгибаемое древо дагестанской многонациональной культуры поистине величайшего ремесленного труда. Создавая замечательные произведения, народные умельцы ис­ходили не только из своих материальных потребностей, но и из духовных потребностей целых народов, выражали их стремление к удивительно уникальной тра­диционной красоте. Такой труд становился не только источником красоты, но и познания народной эстетической культуры. Все это еще и еще раз говорит о неразрывной связи эстетического и трудового воспитания человека в культуре и традициях народов Дагестана.

Сегодня, когда согласно указу нашего Президента Владимира Путина 2022 год определен Годом культурного наследия народов России, когда «сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации» стало святым делом народа и государства, сбережение и развитие народных промыслов приобретает принципиальное значение. В связи с этим совершенно очевидна необходимость передачи сущности народного ремесленного опыта учащимся и молодежи, что непременно способствует преемственности поколений, не только через созерцание красоты, но и посредством своевременно организованного ручного художественного труда, как символа уникальной, неповторимой дагестанской многонациональной культуры.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор