ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ!

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

 

Прокуратура Нефтекумского района признала факт волокиты со стороны коллег из следственных органов

Инцидент, о котором пойдет речь, начинался в Махачкале, а завершится в Нефтекумске, уютном степном городке Ставропольского края, куда я был недавно командирован редакцией «Дагжизни» для проведения журналистского расследования.

Следственные органы района квалифицируют его по ч.2 ст.159 УК РФ («Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору с причинением значительного ущерба гражданину…»)

Все фигуранты дела, как пострадавший Казбек Муртузалиев, так и причинившие ему страдания Иса Ашалаев, Дибиргаджи Дибиргаджиев, Шамиль Сафаев и Магомед Шахбанов — наши земляки.

Конечно, окончательную оценку деянию этой четверки даст суд, но следственные органы уже свое слово сказали…

ГРЕМУЧАЯ СМЕСЬ…

Все началось с того, что в 2019 году наш земляк, бывший сотрудник МВД Казбек Муртузалиев, желая улучшить материальное положении своей семьи, решил сдать свой автомобиль LADA Priora 2013 года производства с госномерами 0675 ЗЗ 05 в аренду под такси. Прибыль от такого бизнеса невесть какая, но в современных условиях в семье каждая копейка пригодится.

Арендатор нашелся быстро, им оказался некто Иса Ашалаев, предприимчивый молодой человек, уроженец селения Гоор Шамильского района. То есть, он был, с одной стороны горец, а с другой, гоорец! Такое вот совпадение…

Впрочем, предприимчивость его имела сомнительный характер. Не являясь штатным сотрудником фирмы «Анжи-Такси», он выпросил себе в ней внештатный участок работы: занимался привлечением транспорта в порядке аренды. Кое-кого «вербовал» он сам, другие, как Казбек Муртузалиев, обращались к нему сами, предлагая в аренду транспорт на выгодных обеим сторонам условиях. Заключался договор, и машина шла в эксплуатацию. Эксплуатировал ее Ашалаев не сам, а передавая субарендаторам, в основном своим землякам гоорцам.

Впрочем, в договоре, заключенном с Казбеком Муртузалиевым, был пункт, запрещающий передачу в субаренду. Но Ашалаев игнорировал его и сделал по-своему. Сначала я принял эту деталь за проявление правовой безграмотности «вербовщика» автомашин, но, изучив дело получше, понял, что это еще и правовой нигилизм…

Гремучая смесь! Отсюда – рукой подать до последствий, которые вскоре и произошли.

А вот еще одна такая же деталь. «Вербуя» транспорт, Ашалаев представлялся сотрудником «Анжи-Такси», чуть ли не первым лицом солидной фирмы. Это выяснилось позже, когда несколько пострадавших от его предприимчивости лиц, обратились туда со своими претензиями. Понятно, что настоящему руководителю такая узурпация его полномочий было весьма не по нраву, и фирма полностью избавилась от него. Но имиджевый ущерб, нанесенный Ашалаевым фирме, чувствуется там до сих пор….

СЕБЯ НЕ ОБИДЕЛ…

Но вернусь к нашему делу. Условия, на которых Казбек передал свою машину Ашалаеву, были для последнего весьма выгодные: стороны, оценив общую стоимость автомобиля (570 тыс. руб.), договорились, что ежемесячная плата за аренду будет идти в счет погашения этой суммы. То есть, погасив её, он сам стал бы ее собственником и мог распоряжаться ею по своему усмотрению.

Словом, стороны ударили по рукам. Сделка была произведена с соблюдением всех формальностей. И Казбек Муртузалиев, уверенный, что он полностью застрахован от всех негативных случайностей, со спокойной душой вернулся к своим текущим делам. Но, вы же понимаете, что для таких людей, как этот Ашалаев, договор, пусть и скрепленный семью печатями, теряет свою силу, стоит замаячить перспективе поживиться задарма. И она, эта перспектива, не замедлила замаячить…

Как уже было сказано выше, Ашалаев, в нарушение договора, все же привлек субарендатора, некоего гоорца Дибиргаджи Дибиргаджиева.

С ним Ашалаев заключил отдельный договор, в котором были определены барыши его самого от этой сделки. Сотрудник фирмы «Анжи-Такси» по имени Магомед подтвердил, что такой договор, скорее всего, был заключен, потому что в делах, касающихся его личных доходов, Ашалаев соблюдал скрупулёзную юридическую дотошность.

Дибиргаджиеву были вручены ключ и документы (кроме ПТС) и процесс пошел.

Попервоначалу он шел вполне нормально: Казбек ежемесячно получал оговоренную сумму, Ашалаев, вероятно, тоже не был внакладе. Все участники этого небольшого бизнес-проекта остались вроде бы довольны…

ГОЛ, КАК СОКОЛ!

Но, как это часто бывает у нас в России, очень скоро он стал давать сбои.

Арендатор начал нарушать условия договора: то сбивались сроки арендной платы, то уменьшалась сумма платежей, звучали обещания все компенсировать и т.д. Но это еще не всё: Дибиргаджиев, видимо, любил прокатиться с ветерком и без оглядки на светофоры и правила дорожного движения, так как вскоре Казбеку стали приходить уведомления о штрафах, наложенных на него якобы за нарушения ПДД РФ. Он поставил это на вид Ашалаеву, предупредив, что оплачивать штрафы придется его самому или тому, кого он нанял в качестве водителя его машины. Тот заверял, что все исправит, призовет лихача к порядку. Но так как и после этого уведомления к нему продолжали поступать, Казбек, как человек с развитым правовым сознанием, решил урегулировать спор в судебном порядке.

Исковое его было озаглавлено «О взыскании суммы денежных средств по договору аренды». 23 декабря 2020 года Кировский суд Махачкалы вынес решение, которым частично удовлетворил требования истца, взыскав с ответчика задолженность по уплате арендной платы за определенный период, а также погасить сумму накопившихся штрафов за нарушение ПДД РФ за период пользования автомобилем.

Но «взыскание» долга было лишь строкой в приговоре. На деле всё оказалось куда труднее: приставы, попытавшиеся «взыскать» с Ашалаева задолженность столкнулись с непреодолимым препятствием: оказалось, что у него нет никакого имущества – ни движимого, ни недвижимого.

Дело получения взысканного долга отодвигалось в неопределенное будущее…

ПРОВЕРЯТЬ НЕ ОБЯЗАНЫ!

После суда машина Казбека некоторое время оставалась у арендатора. Всё шло по-старому: опять сбои выплат, уведомления о штрафах и т.д. Тогда Казбек Муртузалиев обратился к Ашалаеву с требованием расторгнуть с ним договор аренды и просто вернуть ему автомобиль. А тот ему заявил, что автомобиль, потерялся из виду, также не выходит с ним на связь и субподрядчик, Дибиргаджиев. Не на шутку встревоженный Казбек Муртузалиев по вин коду установил, что его машина находится во владении жителя города Арсгир Ставропольского края Шамиля Сафаева. Что к нему она перешла по акту купли-продажи, где продавцом указан сам Казбек Муртазалиев. Твердо зная, что он никому свою машину не продавал, он понял, что речь может идти только о подделке документов.

Приехав в Нефтекумск, Казбек направился прямо в МРЭО. Предъявив сотруднику подлинник ПТС машины, он потребовал разъяснить, почему отдел оформил машину без предъявления подлинника этого первостепенно важного документа, почему не связался с ним и не попытался установить подлинность сделки? «Мы не обязаны производить проверку подлинности ПТС, — прозвучало в ответ. – К тому же нам было сказано, что он утерян…».

Что ж, такой МРЭО к оформлению автотранспорта значительно облегчает реализацию бизнес-планов «предпринимателей» вроде Ашалаева!

ПРИЗНАЛ СВОЮ ВИНУ

Тем временем Казбек поехал в Арсгир, нашел там этого Шамиля Сафаева и в ходе разговора, который Казбек тайком записал на свой телефон, тот подтвердил, что машину эту ему продал Дибиргаджиев, но подпись вместо продавца поставил он сам, Сафаев. «Ты понимаешь, что ты совершил серьезное преступление, за которое тебе грозит суровое наказание?» — спросил Казбек. «Понимаю…» — ответил тот. Ввиду такого признания Казбек решил проявить гуманизм и предложил Сафаеву, дав две недели сроку, выплатить ему стоимость автомобиля за вычетом полученных им в счет аренды, и на этом мирно разойтись. Все время, пока Казбек «допрашивал» Сафаева, его бомбил телефонными звонками Ашалаев, умоляя не писать заявление в органы, мол, мы все решим, отдадим деньги или машину. Желая подкрепить эти заверения, Сафаев вызвал на встречу человека по имени Марат, которому он продал машину. Тот явился, активно давал пояснения, даже посетовал, что пришлось раскошелиться на ремонт машины, мол, крыло было помято и т.п. Кончилось тем, что все трое условились, что в течение двух недель вопрос будет закрыт.

Однако в течение этих двух недель Сафаев с Казбеком так и не связался, и он, не привыкший бросать слов на ветер, вновь едет Нефтекумск. Но теперь уже прямо в ОМВД РФ по Нефтекумскому городскому округу, где пишет обещанное заявление.

«ФУТБОЛ» С ПРОКУРАТУРОЙ

Это произошло под занавес 2020 года — 14 декабря. А уголовное дело по его заявлению было возбуждено аж восемь месяцев спустя – 31 августа.2021 года! На расследование дела закон дает следственным органам два месяца. В течение этого срока они должны или возбудить уголовное дело, или отказаться его возбуждать, предоставив убедительные доводы для этого. Чтобы продлить сроки расследования, следствие должно предоставить прокуратуре доводы, на основании которых она дала бы добро на это. Нетрудно посчитать, что этот процесс происходил в отношении заявления Казбека Муртузалиева четыре раза! Извините, но определение «футболить» здесь, по-моему, вполне уместно.

На протяжении всего этого времени Казбек неоднократно обращался в различные инстанции, указывая на умышленное затягивание СО ОМВД Нефтекумска возбуждения уголовного дела. Даже писал в Генеральную прокуратуру РФ. Сам вместо следователей произвел ряд следственных действий, передал им всю необходимую информацию, звонил, ездил, требовал… И вот, наконец, 31 августа 2021 года дело было возбуждено. Сделал это следователь СО ОМВД России по Нефтекумскому городскому округу Абдулкеримов К.Ш. – «по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 159 УК РФ в отношении неустановленного лица». Это формулировку сохранил и И.В. Каралюк, к которому это дело перешло от Абдулкеримова. Но и у него оно задержалось недолго: 17 января 2022 года, цитирую, «дело… передано следователю отдела Ярбулдыевой А.М. для производства предварительного следствия». Сегодня у нас на дворе август, а дело так и не завершено, то есть, Ярбулдыева тоже, как минимум три раза уже играла в «футбол» с прокуратурой. Основанием для этого послужило как раз знакомая нам уже формулировка – «неустановленное лицо». А вот установить его следователь Ярбулдыева не торопилась. Казбек объясняет ее пассивность словом «халатность», с чем, как увидим ниже, согласился и прокурор района.

Между тем Казбек, установивший местонахождение своей автомашины, сообщил об этом в СО, ожидая, что он примет соответствующие меры.

НА ПРИКОЛЕ… ПОД «ПАРУСОМ»!

И действительно, ему пришло уведомление, что «машина изъята и находится под сохранной распиской у владельца…». Прочитав такое, Казбек очень удивился, чего не смог скрыть и от самих авторов сообщения. «Вы разве не знаете значение слова «изъято»? – написал он в ответ. – Как может изъятая вещь оставаться в руках у того, у кого она изъята?…». В общем, те оценили уровень знания русского языка Казбека и исправили свою ошибку. Вскоре он получил второе сообщение, где появилось указание на то, что «машина изъята и стоит на госхранении на стоянке «Парус». Я был на этой стоянке и видел эту многострадальную «Ладу-Приору» 2013 0675 ЗЗ 05. Она стоит сиротливо среди таких же бедолаг; вид у нее невзрачный, но он может стать еще хуже, если хозяину не удастся вызволить ее из этого плена в течение ближайших одного-двух месяцев…

ЯРБУЛДЫЕВА ОТМАЛЧИВАЕТСЯ

Казбек очень плохого мнения о профессиональных и человеческих качествах Ярбулдыевой, уверен, что она не проявила должной заинтересованности в своевременном завершении следствия, что ей не место в органах…

Судите сами. Получив дело на подпись, Казбек увидел, что в нем нет допроса Исы Ашалаева, а есть только объяснение, взятое у него в Кировском РОВД Махачкалы. На вопрос, почему же в деле отсутствует допросной лист главного виновника инцидента, без которого суд не примет обвинительное заключение, Алия Мухамбетовна ответила, что не может его найти, что у нее нет его адреса. Адрес у него очень простой и доступный, сказал ей Казбек Муртазалиев, он сейчас находится в СИЗО Кировского района г. Махачкалы. Вы можете взять командировку и легко допросить его там; а если ехать не хотите, пошлите запрос и его допросят на месте и пришлют вам документ сюда. Алия вроде бы согласилась, но Ашалаев по сей день не допрошен, а это значит, что суд по этому делу отодвигается на неопределенное время.

С тех пор Алия не выходит на связь и на звонки Казбека не реагирует. Будучи в Нефтекумске пытался связаться с нею и пишущий эти строки. Звонил ей несколько раз – с тем же успехом. Звонил и, вернувшись в Махачкалу – никакой реакции.

Надеюсь, что по выходе этой статьи Алия Мухамбетовна отзовется и даст редакции свое видение этого дела и его судебной перспективы. А мы сейчас сообщим оценку, которую ее работе дал зам.прокурора района Михаил Киселёв. Он принял меня в своем кабинете, терпеливо выслушал мои вопросы и дал на них свои ответы. Более того – он дал хороший совет: не ждать, пока будет завершено следствие по уголовному делу, так как оно может тянуться еще не один месяц, а обратиться «за защитой своих прав в судебном порядке». То есть подать иск в гражданский суд и потребовать расторжения сделки с Ашалевым, что автоматически повлечет возвращение ему его автомашины.

Добавлю, что Казбек в тот же день последовал его совету и вскоре его исковое заявление о расторжении сделки с Ашалаевым будет рассмотрено в гражданском суде Нефтекумска. Надеюсь, судья вынесет по нему справедливое решение…

ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ

Завершая, несколько слов о моем коротком разговоре с замом прокурора Нефтекумскского района М.М. Киселевым. Он заявил, что жалобы на ход следствия по делу Казбека Муртузалиева признаны справедливыми и работе следователя Ярбулдыевой дана соответствующая оценка. Она есть и в письме Казбеку: «Изучением материалов уголовного дела в прокуратуре района в порядке надзора установлено, что несмотря на проведение ряда следственных действий, по уголовному делу допущена ВОЛОКИТА (выделено мной!-Б.У.)…». В связи с чем «в адрес руководителя органа – врио начальника СО ОМВД РФ по Нефтекумскому городскому округу Малярчук А.П. внесено представление о принятии незамедлительных мер к устранению выявленных нарушений и привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения УПК РФ».

То, что Казбек назвал словом «халатность» — прокуратура квалифицирует словом «волокита». Наверное, юридически эти термины различаются, но Казбек Муртузалиев и многие другие, ставшие жертвой такого отношения со стороны следственных органов, могут сказать: «Хрен редьки не слаще!». И будут правы. Им нужен результат! Ответ прокурора Киселёва дает надежду, что в этом деле он уже не за горами.

 

Багаутдин Узунаев

 

Подпись под фото «Лада» на стоянке «Парус»