Кайтагская вышивка – душа и национальное достояние

«Я очень люблю Кайтаг. Моя любовь и неиссякаемый интерес к своей малой Родине позволила мне не только накопить огромный материал по истории народной культуры, но и внести свою лепту в возрождение и развитие народно-прикладного искусства нашего народа – Кайтагской вышивки.

Зубайдат Гасанова

Термин «Кайтагская вышивка» в научный оборот ввел известный этнограф-кавказовед Евгений Шиллинг. Он писал: «Подушечные вышивки представляют собой большие прямоугольные куски домотканой материи (из льна, конопли или хлопка), крашеные в темно-синий цвет и вышитые крупной гладью.

Орнамент стар по происхождению. Он дает солярные и спиральные мотивы, завитки, свастику и перекликается с древней дагестанской петрографикой, встречающейся в кайтагских горных аулах, а также по всей Аварии. Этими вышивками особенно славились раньше кайтагские аулы Баршамай, Абше, Чибахии и др. Ими обшивались подушки, хранимые в жилищах на полках на ребре, так что весь рисунок был сразу виден».

Впоследствии искусствовед Эльза Кильчевская в книге «Художественные промыслы Дагестана», изданной в соавторстве с Анатолием Ивановым в 1959 году, также назвала их «кайтагскими вышивками». Она писала: «Из селений Кубачи и Маджалис вывезено большое количество вышивок в центральные музеи Москвы, Ленинграда и Тбилиси. Кайтагскими эти вышивки названы, поскольку больше всего их изготовлением занимались в Кайтагском районе».

Основное место производства кайтагских вышивок Эльза Кильческая также связывала с Кайтагским районом, и прежде всего с селениями Баршамай, Карацан, Абше и Джибахни.

В 1971 году искусствовед Дмитрий Чирков издал альбом «Декоративное искусство Дагестана». Он назвал вышивки «подушками» и определил время их бытования XVIII – первая половина XIXв. В другой публикации Он пишет, что Государственный музей искусств народов Востока «располагает редчайшей коллекцией дагестанских, так называемых, кайтагских вышивок XVIII-XIXвв. по названию с. Кайтаг».

Новым этапом в изучении кайтагских вышивок стал поиск английского ученого Роберта Ченсинера. Его альбом стал основательной работой о кайтагских вышивках. В богато иллюстрированной книге «Кайтаг: текстильное искусство Дагестана» содержится 80 цветных и 180 черно-белых изображений разнообразных кайтагских вышивок. В 1994 году выставка этих вышивок была организована в Париже и вызвала большой интерес.

В своей монографии «Кайтаги» Барият Алимова пишет: Из домашних промыслов Нижнекайтагов (сс. Баршамай, Абше, Рука, Г1явши, Джибахни) исследователи особо выделяют, наряду с шерстяным и конопляным ткачеством, производство особых подушечных вышивок. Рассказывают, что кубачинские антиквары в начале XX века возили Кайтагские подушечные вышивки за границу и продавали их там за хорошие деньги. Позже такой вышивкой стали украшать подзоры и занавески».

Не только кубачинские антиквары возили из Кайтага подушечные вышивки, а еще горские евреи, которые проживали в основном в Маджалисе, Янгикенте.

Профессор Расул Магомедов в своей книге «Даргинцы в дагестанском историческом процессе» писал: «Есть сведения, что евреи Кайтага обитали прежде в ущелье Джугут-Ката, вблизи Кала-Курейша, в котором жили уцмии. С возникновением Маджалиса и Янгикента и переселением туда уцмиев (конец XVI – первая половина XVIIв.), туда же ими переселены евреи».

Одним из жизненно необходимых занятий кайтагов была торговля. После присоединения Дагестана к России ее роль значительно возрастает. Касаясь торгов и покупок жителей, всего населения Кайтагского уцмийства, этнограф Дмитрий Тихонов пишет: «Торговлю все жители производят по большей части с соседними владениями: как-то скотом, хлебом, медом и воском. Марену продают в Дербент, а иногда доставляют и в Кизляр. Из шерсти овечьей делают на продажу и домашние употребления и сукна: синие, черные, белые и разные ковры, делают и бумажный холст. Сами покупают, привозимые из России и Персии парчи и сукна, медь, олово и железо, а свинец и селитру от дербентцев и кубачинцев. Серебро и золото достают из России и Персии…».

Профессор Барият Алимова пишет: «Здесь следует отметить, что в городах, особенно в Дербенте, сами кайтаги в качестве продавцов и покупателей выступали очень редко. Все торговые операции они осуществляли через посредников – евреев или скупщиков. Каждый кайтаг имел в Дербенте кунака еврея».

Иногда скупщики сами разъезжали по селам и скупали продукты, другие товары, а потом сбывали их в собственных лавках в Дербенте или отвозили еще дальше.

В селениях Карацан, Баршамай, Джибахни, Джавгат изготовлялись ткани из хлопка и шелка, ввозимые из Азербайджана, хлопком их снабжало население плоскостных районов Дагестана, в частности, соседи-кумыки. Кроме того, разведением шелкопряда в XIXв. занимались и сами кайтаги.

Барият Алимова пишет, что каждая кайтачка умела прясть, ткать, шить, кроить и т.д. Станок для ткачества ничем не отличался от других дагестанских. Это обычная прямоугольная рама. Ее длина могла быть до 2 и более метров, а ширина 35-40 см.

Профессор Расул Магомедов отметил, что завозился шелк в XVIIв. и из Астрахани, строго говоря, шелководством занимались и в Нижнем Кайтаге и в Теркеме.

Расул Магомедов пишет: «В эти же годы создается Кодекс уцмия Рустем-хана, где, напротив, основным платежным средством при взимании штрафов является конопляная ткань (хабцалдик), а шерстяная в этой роли не упоминается ни разу… Следовательно, и в годы правления Рустем-хана (1620-1645) конопляная ткань производилась в больших количествах и считалась наилучшим эквивалентом стоимости, играя роль денег».

Так, благодаря быстрому росту хлопчатобумажной промышленности, где наряду с голландским крапом употреблялась и кавказская марена, стало бурно развиваться и мареноводство в Дербенте, в Южном Табасаране, Кайтаге, Шамхальстве Тарковском и в Засулакской Кумыкии.

В книге «История Дагестана», (1968г. издания, II том) написано: «Бурно развивающееся мареноводство являлось важнейшим источником доходов населения мареносеющих районов Дагестана. И не случайно поэтому дербентцы говорили: «Сеять марену – значит сеять золото».

Здесь же говорилось о том, что в натуральном в своей основе хозяйстве народов Дагестана XIXв., как и ранее, важное значение имело домашнее производство тканей, шедших на изготовление одежды для семьи и частично на продажу. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно. В ряде районов Дагестана, особенно в плоскостной части, изготовлялись ткани и из хлопка и конопли, для чего имелась довольно прочная сырьевая база.

Шелковые ткани производились главным образом в обществах Нижнего Кайтага, Губдена и некоторых других. Все виды тканей могли подвергаться крашению. В качестве красящего материала широко использовали марену, кору дуба, ореха, ольхи, кожуру лука, бузину, сажу из дымохода, медный купорос и т.д.

Наряду с дорогими тканями, шедшими на удовлетворение спроса состоятельных слоев общества, в этот период появляются и дешевые – ситец, бязь, нанка, «чадра» (синяя материя типа бязи), более-менее доступные простым горцам.

Знать шила одежды из дорогих тканей: бархата, парчи, атласа, тафты, муслина и т.д.

Лучшие шелковые платки и шали, так же как дорогие ткани, поступали из стран Востока, особенно из Индии и Персии, а позднее и из России. Они пользовались большой популярностью у состоятельных особ уцмийского дома. У знати появилась потребность приобретения красивых тканей у состоятельных женщин было много свободного времени для вышивания — занятие свободных женщин, которые не обременены заботой о куске хлеба… Я думаю, изначально, навряд ли беднота взялась бы за вышивание, потому что на изготовление одной вышивки уходит 3-6 месяцев, хотя каждой женщине хочется красивой ткани, хотя бы лоскуток приобрести.

Автор книги: «Народная вышивка Дагестана» Фатима Гаджалова пишет: «Рядовое население не могло приобретать большие отрезы тканей, потому они покупали небольшие куски, которыми, возможно, накрывали лицо усопшего. Предположительно и то, что вместо таких кусков появилась практика нарядно вышивать куски простой ткани, нанося на них не только узоры из бархата и парчи, но и местные узоры, связанные с древними магическими представлениями. Интересно и то, что вышивкой занимались в селах Маджалис и Башлыкент, которые были резиденциями Кайтагского уцмия с начала XVIIв. и где хорошо знали обычаи уцмийского двора».

Здесь нужно сказать, что резиденция Кайтагского уцмийства была перенесена в с. Маджалис уцмием Султан-Ахмедом в 1588 году, до этого года село было одним из рядовых. Удобное географическое положение села Маджалис позволяло перенести сюда резиденцию.

Село Маджалис связывало низменность и горы Кайтагского уцмийства. Маджалис – дорога в горы. Как говорят – все дороги ведут в Рим. И дорога в горы, на равнину проходит через Маджалис. Это село было и есть артерия жизни всего Кайтагского уцмийства.

После завершения изделия, нужно найти покупателя. Могли ли все мастерицы оставить у себя все вышивки? Нет! Красивые вышивки у мастериц приобретали состоятельные женщины уцмийского дома, знать и скупщики. В Верхнем Маджалисе, на горке «Бийлени бой-Бийланы бет» (Бийский холм – Бийская сторона), в давние времена жили беки со своими семьями, родичами… Жены беков – бийке сами вышивали и приобретали вышивки у мастериц. В этих вышивках мастерицы выражали свои чувства, свое видение жизни и то что их окружает и волнует.

Автор книги «Магия даргинской вышивки» Габиб Исмаилов пишет: «Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляя национальное своеобразие и мастерство каждого народа!».

Продолжая свои мысли, он сообщает: «В 50-е годы XXв. в некоторых селах Кайтага Э.В. Кильчевская увидела старинные вышивки, выполненные в технике «гладь вприкреп» и назвала их кайтагскими и это название закрепилось за ними в искусствоведческой литературе…».

Я понимаю, что Габиб Исмаилов очень сожалеет об этом и пишет: «Что же касается термина «кайтагская», то он прочно утвердился в современной искусствоведческой литературе и вряд ли представляется возможным отказаться от него».

Нужно оговориться, что термин «кайтаг-хайдак» был известен в исторической литературе с V века, а термин «дарго» известен только в XV веке, об этом писал профессор Расул Магомедов «…Название Акуша, по преданию, произошло от слов «аку» — высокий и «ши» — место, селение. Вокруг были расположены мелкие поселения. Так, в юго-западной части было поселение «дарги». Дарги называлась и маленькая речушка, протекавшая через эту часть села. Другая часть поселения называлась «кадни», т.е. кусты, лесистое место. Первые поселенцы образовали «магаль», сохранивший свои названия доныне: «карши», «дайши», «панжук», «кадни».

Первые три части объединились под общим названием «Дарги», а последняя «Кадна» стала особняком. Эти события происходят в конце XV века».

Доктор политических наук Алим Темирбулатов в своем труде «Книга Кайтагской памяти» пишет: «С незапамятных времен существовало Кайтагское царство, а первые сведения о нем и о первой столице встречается с V века. По некоторым источникам мы нашли, что это городище Маи (с VI века село Баршамай), расположенное в трех километрах от последней столицы Кайтагского уцмийства и нынешней столицы Кайтагского района с. Маджалис».

Сам же Габиб Исмаилов отказался от своих умозаключений, назвав свою книгу «Магия даргинской вышивки», 2017г., а не «Магия кайтагской вышивки». Его потуги перевертыша не услышал мир! Нам не нужно кому-то, что-то доказывать, у нас на генном уровне заложено искусство-ремесло-вышивка, чувство красоты и благородства!

И сегодня кайтагская вышивка размашистым шагом широко шагает по миру, восхищая народ уникальностью, таинственностью и радуя глаз

Гаджалова о кайтагской вышивке пишет: «Это название, видимо, возникло еще раньше при документировании вышивок в центральных музеях. И надо признать, что оно оказалось устойчивым. Комментируя цитату Эльзы Кильчевской, надо сказать и том, что в Кубачи такие вышивки не делали. Но Кубачинские торговцы в начале века активно собирали их в Кайтаге для продажи центральным музеям России, за границу, различным коллекционерам. Термин «кайтагская вышивка» сегодня закрепился в искусствоведческой и этнографической литературе».

Фатима Гаджалова называет вещи своими именами, не приписывая исконное кайтагское искусство кубачинцам. У кубачинцев есть свои ремесла, известные всему миру, чужое им не нужно. Нам тоже чужого не надо, но свое не отдадим! Она пишет: «Среди вышивок Дагестана наиболее уникальна кайтагская вышивка. Волшебные узоры кайтагской вышивки покорили многие страны мира».

Итак, еще в древнем Кайтаге был развит такой народный промысел, как кайтагская вышивка, которая стала известной всему миру в 40-е годы прошлого века, благодаря таким ученым-этнографам, как упомянутые Шиллинг, Кильчевская, Иванов. Их исследования открыли интереснейшие экземпляры ручной вышивки, содержащие в орнаментах древнейшую языческую символику, аналогию которой можно найти в скифосакском, древнегреческом и даже в индоевропейском искусстве.

Волшебные орнаменты, как выяснили ученые-этнографы выполняют по древним поверьям функцию оберегов, священных талисманов не только для кайтагцев, но и для жителей всего юго-восточного Дагестана.

Возрождение кайтагской вышивки в Кайтаге началось в 90-е годы прошлого столетия, после выхода в свет книги английского ученого этнографа Ченсинера. Его приезд в середине 80-х годов в Дагестан, в Кайтаг положил начало подлинному интересу к этому удивительному виду искусства.

Восхищенный великолепной орнаментикой кайтагских вышивок, Ченсинер вывез в Англию огромную коллекцию вышивок.

Известно, что кайтагская вышивка – это один из самых древних видов ручного вышивания. Очень сложна по технике, выполнялась натуральным шелком разного качества и блеска на домотканой хлопчатобумажной ткани. Основа могла быть красной, зеленой, синей или же использовалось полотно натурального цвета, которое потом плотно покрывали вышивкой, создавая фон нужного цвета. Рисунок на полотно наносился контурными стежками. Вышивали мастерицы односторонней гладью «в прикреп», используя гладкие, стелющиеся стежки, техникой, которая не использовалась больше нигде на Кавказе, и долгое время считавшейся практически утерянной. Исследователи насчитали 16 разнообразных швов и стежков, используемых в кайтагской поделке, что свидетельствует о многосторонности и высоком уровне вышивальщиц. Мастерицы использовали специфические символы, присущие только культуре горцев. Кайтагские вышивки часто имели ритуальное значение и были связаны как бы с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью.

Кандидат исторических наук Загида Дандамаева пишет: «Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты мастерства, привнося в этот вид искусства новые сюжеты, элементы орнаментов и в то же время, не нарушая традиций. И в каждом случае, когда на вышивках повторялись композиции привозной парчи, шелковых тканей и ковровых изделий, мастерицы не слепо копировали их, а перерабатывали с учетом традиций и собственного вкуса».

Генеральный директор музея «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова считает: «Кайтагская вышивка привлекает мистической загадочностью и непостижимостью прочтения всех ее знаков и символов в сочетании с высокими эстетическими качествами, что превращает их в оригинальные декоративные панно. Действительно, можно часами любоваться узорами кайтагской вышивки, выискивая в ее прихотливых орнаментах то, что лежит не на поверхности, находя стилизованным элементам параллели в живой природе».

Все происходящее в окружающем их мире мастерицы-вышивальщицы повторяли в различных узорах вышивки, которая характеризует культуру народа, психологию древних людей. Язык символов передает нам отношение наших предков к природе и об этом доктор филологических наук, профессор ДГУ Узлипат Гасанова говорит: «В кайтагской вышивке мы видим именно то, что окружает кайтагца: неописуемо красивая природа, животные (лошади, кошки, собаки, олени), растения, обитающие и произрастающие там. К примеру, ни на одной вышивке не изображена пальма, которая там не растет или других птиц и зверей, которые там не водятся».

Действительно, кайтагская природа богато и щедро одаривает мастериц всеми необходимыми компонентами для окрашивания.

Габиб Исмаилов отмечал: «Природа Кайтага с пышными лесами и растительностью оказала достаточно сильное влияние на орнаментальные мотивы вышивок и на их цветовую палитру. В вышивках из Кайтага преобладает растительный орнамент. Мастерицы с большим художественным вкусом изображают нераскрывшиеся бутоны тюльпанов, лилий, гвоздик, лепестки цветов или густые заросли». «Если же говорить о цветовом решении кайтагских вышивок, то оно бесспорно превосходное: в них можно видеть всю радугу со всеми оттенками».

Здесь Узлипат Гасанова обратила внимание: «В языке кайтагцев более 50 лексических единиц, обозначающих цвет. Название цвета образуется от названия предмета, который обладает этим цветом: ччимби ранг «кизиловый» (ччимби-кизил), синт1и ранг «ореховый» (синт1и-зеленая кожура незрелого ореха)…».

Вышивка – бесконечный лабиринт, рассказывающий истории из жизни наших предков. И, как каждая жизнь, все полотна по своему уникальны. Мастерицы вышивают по памяти и двух одинаковых работ практически не бывает.

Это заметил и Исмаилов: «В отличие от ковров среди вышивок практически невозможно встретить экземпляры, в которых с абсолютной точностью повторялось бы орнаментальное решение». Смотришь на вышивки, кажутся, понятны и просты.

И даже в этой простоте чувствуется древность и уникальность такого мастерства.

В каждой вышивке, как пишет Фатима Гаджалова, аккумулированы огромный труд, тепло рук сотен и тысяч безымянных мастериц Дагестана»

Я помню тех, кто в Верхнем Маджалисе занимался разведением шелкопряда, — это 50-60 годы прошлого века. В Маджалисе в обилии почти и в каждом дворе произрастали тутовые деревья. Наши женщины-старожилы: Гульжа, Айбике, Гиччибийке, Арув, Адай, Сакинат, Гульбарият, Гупи, Гурии, Дада и многие другие разводили тутовый шелкопряд, производили шелковые нитки. Мы, дети собирали листья тутовых деревьев на подкорм шелкопряда. Вся эта работа тогда шла в мечети Верхнего Маджалиса, она была преобразована в складские, хозяйственные помещения.

И в Нижнем Кайтаге в с. Бармашмай, Джибахни, Джинаби, Карацан, Джавгат, женщины занимались ткачеством шелковых ниток. Как рассказала моя учительница Бубу Шамхаловна, ее мама Аминат, которая жила в с. Джинаби, на кустарном станке ткала в клетку, однотонные ткани, а потом из этой ткани шила им платья, платки. Она была одной из лучших рукодельниц в селе.

Кайтагские женщины не только занимались шелководством, ткачеством. Они сами окрашивали самотканные ткани и шелковые нитки для вышивания.

Общеизвестно, что в Кайтаге в обилии произрастают природные красители, растения, ягоды при помощи которых рукодельницы получали разнообразные и богатые цветовые сочетания.

Я в своей дипломной работе «История села Маджалис», посвятила целую главу марене красильной…

В Кайтаге мареноводством занимались издавна, это приносило определенные доходы. «Марена… родится в довольном изобилии», — писал о Кайтагском уцмийстве Дмитрий Тихонов. Причем он отмечал, что в Кайтаге марену отдают на откуп по договору посторонним купцам.

Общеизвестно, что красильная дает красный, бордовый цвет.

Кайтагские мастерицы обладали собственными технологиями окраски тканей и шелковых ниток. Шелковые нити мастерицы сами пряли и красили подручными средствами: растениями, корой деревьев.

Могу заметить, что при защите моей дипломной работы в 1981 году, мой куратор, профессор Расул Магомедов мне сделал замечание, что так мало внимания уделила народным промыслам и тем более, мало написала о подушечной вышивке. И мне очень интересно знать о том, почему о вышивках, выходец из села Гапшима Акушинского района Расул Магомедов не написал и не назвал их «гапшиминскими вышивками». Он тем более первый историк в Дагестане! Ему было бы легче и написать и оставить такое название.

Да, в те годы я была увлечена историей села, возникновением разных версий о происхождении Маджалиса… Да, это мое упущение. Сколько ценной информации потеряло, среди женщин были и те, кто занимался вышивкой, они смогли бы мне дать ценный материал. Вчера мне важно было одно, а сегодня другое, а другого уже нет… Как жаль…

Сейчас пишут, что до 90-х годов исконное искусство – кайтагская вышивка, которой славилась Кайтагская земля, почти кануло в лету. А как было не кануть? Вспомним все события прошедшие в XX веке: Гражданская война, разруха, коллективизация, раскулачивание, Великая Отечественная война, голод, холод, окопы. Нашим женщинам пришлось рыть окопы… До вышивки ли было время?!

Многие мастерицы для решения проблем в семье продавали за бесценок уникальные кайтагские вышивки. Кайтагцы остались у разбитого корыта, но зато их искусство, творчество перешагнуло границы и стало известно всему миру, являясь украшением музеев…

Итак, в начале 2000-х глава администрации Кайтагского района Магомед Джамбуев приобрел у английского ученого Роберта Ченсинера уникальный фолиант. Затем из республиканского краеведческого музея в район привозят лоскут с кайтагской вышивкой. Все это передают для изучения 10 женщинам из села Маджалис, чтобы в последующем они сумели восстановить утраченную технику. Доброе начинание увенчалось успехом. Секрет древнего искусства предков был разгадан. Все десять женщин вышили свои картины. Это была победа над забвением и процветание кайтагской вышивки. Из десяти женщин остались лишь трое, преданные искусству: Разият Магомедова, Ашура Гасайниева, Аня Амирова – три женщины, три мастерицы стояли у истоков возрождения Кайтагской вышивки и Гулизар Султанова – режиссер документального фильма «Кайтагская вышивка», автор многочисленных передач по местному каналу по кайтагской вышивке и Узлипат Гасанова, которая систематически освещала в республиканских изданиях кайтагскую вышивку и она же занималась разгадкой и расшифровкой древних знаков, символики примененных в орнаментах кайтагской вышивки, и наконец самостоятельно научилась вышивать, став лучшей мастерицей в Дагестане, она настоящий патриот и гордость Кайтагского района.

Автором и руководителем проектов по возрождению Кайтагской вышивки является народный мастер Республики Дагестан по кайтагской вышивке Зубайдат Гасанова, которая завоевала 10 грантов на Всероссийских и республиканских конкурсах, ей удалось возродить уникальное самобытное народное искусство – кайтагскую вышивку, которая является национальным достоянием

Зубайдат Иманшапиевна – одна из тех, кто способен менять мир вокруг себя, творить новую историю, преодолевая все трудности и делая невозможное возможным. Она инициатор возрождения этого искусства. Она человек творец!

Зубайдат Иманшапиевна говорит: «Я стала изучать секреты старинного рукоделия, выясняла у бабушек, знавших тайны уникальной техники, как и чем наносить на ткань древние узоры и что они обозначают».

Любовь и интерес к истории родного Кайтага подтолкнули Зубайдат Гасанову к возрождению утерянного ремесла. Она твердо верила, что это возможно и практически сделала все для возрождения исконного искусства своего народа.

Известный искусствовед Татьяна Петенина, отметила: «Народная культура – рукотворный дар природы. Нашлись в начале 2000-х в Кайтагском районе энтузиасты, которые возродили и спасли для потомков эту рукотворную природу – уникальное женское рукоделие».

Итак, в 2013 году состоялась первая выставка, уникальной кайтагской вышивки «Жемчужина Дагестана» и эта выставка стала праздником древнего искусства, вызвала большой интерес у разных слоев населения и руководителей разных уровней. Естественно, выставка состоялась при поддержке бывшего главы Кайтагского района Али Умарова. Каждый глава внес определенную лепту в возрождение этого искусства, понимая, что имидж района зависит от отношения к культуре, ведь именно она. Культура не дает человеку забыть своих предков и родных, являясь мостиком между прошлым, настоящим и будущим.

Заместитель министра культуры РД Марита Мугадова, сказала: «У этого искусства есть прошлое, настоящее и будущее. Кайтагская выставка имеет человеческую историю… Выражаю огромную благодарность всем мастерицам данного искусства за то, что нашли продолжение этому важному ремеслу, которым обладали наши предки».

В народе говорят: «Народ таков, какова его культура». Наши предки оставили нам в наследство немало самобытных обрядовых, трудовых, свадебных, колыбельных, фольклорных песен, уникальные, всемирно известные народные ремесла.

Сегодня Зубайдат Гасанова ведет исследовательскую работу по изучению знаков и символов кайтагской вышивки и часто встречается со старожилами района, для того, чтобы выявить новые факты в истории кайтагской вышивки.

В селе Маджалис с 1937 года живет русская учительница Слюсарева Валентина Ивановна, которая мне вела в школе уроки труда, наверное, ей уже более 100 лет. Так вот она вспоминает: «По орнаменту кайтагской вышивки на низ шароваров и платьев мы отличали из какого села женщины приехали на базар в Маджалис. Моя мама работала портнихой. На одно платье расходовали 10 метров шелковой ткани, а на шаровары — 7 метров.

Кайтагские женщины носили вышитые головные уборы – чухта. Много кайтагских вышивок я встречала в с. Баршамай, Шиляги, Мижигли. Видела во многих домах матрасы и подушки, вышитые кайтагской вышивкой, также ею были укрыты люльки…»

Много интересного рассказала уроженка села Санчи, поэт Айшат Нухкадиева, ей более 80 лет. Она говорила, что вынуждена была продать акушинцам кайтагскую вышивку, которую получила по наследству от свекрови.

Озабоченность и тревогу по этому вопросу проявляет и этнограф Габиб Исмаилов: «За пределы Дагестана и России безвозвратно утекают великолепные образцы ворсовых ковров, сумахов, ювелирных изделий из серебра, холодного оружия, неповторимые по своей красоте вышивки из Акуша-Дарго и Сирха. Может случиться так, что со временем дагестанцы будут ездить за границу, чтобы увидеть изделия дагестанских мастеров в чужеземных музеях! И это будет расплатой за наше беспечное отношение к судьбе собственных культурных традиций».

В этом случае Габиб Исмаилов прав. Мы еще не научились ценить свое богатство – свою культуру – искусство. Хотя из-за того, что вывозили кайтагские вышивки, мир в основном узнал о их существовании. Мы гордимся, что волшебные узоры наших выставок покорили Францию, Англию, Турцию и другие страны мира. Наиболее яркие экземпляры наших изделий находятся в частных коллекциях в Лондоне, Риме, Милане, Нью-Йорке, Стамбуле и других музеях.

Зубайдат Гасанова говорит: «Успешная работа по проектной деятельности стала толчком для того, чтобы нас поддержал глава администрации района Темирбулатов Алим Магомедович. Поддержали нас и депутаты районного Собрания 1 марта 2015 года был открыт Центр традиционной культуры народов России «Кайтаги, где созданы все условия для творческой работы и обучения детей кайтагской вышивке, молодежи, безработных женщин и всех желающих …»

Зубайдат Гасанова стала первым директором этого центра, где работают прекрасные мастерицы, оформлена музейная комната – «Кунацкая», действует выставочный зал, ремесленные мастерские.

В настоящее время в Кайтаге вышивают в каждом селе, в каждом учреждении культуры района, во многих школах действуют кружки по обучению детей кайтагской вышивке. Немало мастериц продолжая традиции предков вышивают обереги для своих детей, обучают подрастающее поколение искусству кайтагской вышивки- это Магомедова Перизат, Мирзаева Патимат, Мусаева Нисаханум, Камбулатова Патимат, Чупанова Зоя, Магомедова Марият, Магомедова Заира, Курбанова Унайзат, Абдулманапова Аминат, Малицева Оксана, Магомедова Марият, Магомедова Жанна, Аммаева Зухра, Сулейманова Патимат, Магомедова Гапсат, Ибиева Аминат, Магомедова Айшат и многие другие мастерицы из с. Маджалис; Абдуллаева Анжелика, Темирханова Айшат, Алиева Марият, Курбанова Рукият с. Карацан; Галимова Патимат, Габибова Муслимат, Рабаданова Марият, Гасанбекова Аминат, Гасанбекова Патимат Айдемировна, Ашуралиева Суват, Мирзаева Эльмира, Сулейманова Жувайрат, Мирзаева Нарижат, Магомедова Патимат, Рабаданова Аймисей и другие из с. Джавгат; Гасанова Джаният, Даудова Аминат, Зубаилова Саният, Абакарова Ашура с. Баршамай; Абдулкеримова Сайгибат, Валибекова Патимат, Валибекова Сакинат, Магомедова Райсат с. Ахмедкент; Магомедова Аймисей, Гасанова Узлипат, Анжела с. Шиляги; Алишихова Хадижат с. Карталай; Абдулжалилова Хадижат с. Джибахни; Анжела Набиевна с. Янгикент, Наибханова Гульнара, Расулова Зайнаб с. Гулли; Рабадангаджиева Адай с. Чумли; Касумова Марипат с. Сурхачи; Алиева Зайнаб, Баммаева Ашура, Нухкадиева Айшат с. Санчи и многие другие мастерицы Кайтага.

Кроме того, плодотворно ведется исследовательская работа по изучению древних знаков, символики примененных в великолепных орнаментах кайтагской вышивки, которой были очень устойчивы и во многом уникальны.

Одним из главных значимых событий не только для Кайтага, но и Дагестана, станет выпуск каталога-альбома Роберта Ченсинера, переведенного на русский язык. Нужно отметить, что для учителей района Центр «Кайтаги» стал учебной базой по предметам «Культура и традиции народов Дагестана», а также по внеклассной работе.

При центре «Кайтаги» функционируют 14 объединений, где сосоит молодежный сектор «Наследники», который возглавляет Заира Магомедова, генератор всех идей, настоящий энтузиаст своего дела, которая сумела современными инновационными средствами привлечь внимание, подростков к уникальной культуре кайтагов. За счет реализации проектов удалось обучить тысячу учеников, это в основном школьники, молодежь, безработные женщины, инвалиды, пенсионеры и любительницы древнего искусства.

Этноцентр «Кайтаги» включен в туристический маршрут и теперь сюда со всего мира приезжают многочисленные туристы, уже посетили более одного миллиона иностранных граждан. Все они оставляют замечательные отзывы: «Мы и подумать не могли, что кайтагская культура так разнообразна. Национальные костюмы, вышивки, ковры… Они прекрасны! Мы с радостью и большой гордостью отвезем приобретенные здесь изделия к себе на родину, они подарят нам приятные воспоминания о вашем изумительном крае. Спасибо вам огромное за гостеприимство и душевное тепло, за частичку счастья, что вы нам подарили!

Желаем процветания Кайтагу и его жителям!».

Рейтинг центра «Кайтаги» ежедневно растет. Сегодня он по праву занимает первое место среди центров традиционной культуры Дагестана на селе – это благодаря упорному труду и целеустремленности всех мастериц.

Позитивный имидж региона, города, села во многом зависит от информации, выложенной на просторах интернета. Работники центра «Кайтаги» являются едва ли не самыми главными имиджмейкерами на своих территориях. Нужно отметить, они очень грамотны, корректны и очень скромны, выкладывают информацию, не выпячивая себя и своих сотрудниц.

Благодаря уникальным образцам народного прикладного искусства, мы еще на один уровень поднимаем имидж района и республики.

Итак, мастерицам Кайтага в настоящее время удалось возродить уникальное, самобытное народное искусство кайтагскую вышивку, которая считается национальным достоянием Дагестана.

И это в первую очередь благодаря энтузиазму Зубайдат Гасановой — великой труженице, а этноцентр «Кайтаги» стал визитной карточкой района, благодаря богатому разнообразию предметов народной культуры.

Глава администрации Кайтагского района Алим Темирбулатов на проводимой очередной выставке сказал: «…Пусть наша Кайтагская вышивка будет священным талисманом, оберегом, амулетом не только кайтагцев, дагестанцев, но и для всех россиян…

Говорят, что и маленькое деревце украшает большой сад, как и наш родной Кайтаг с легендарной историей, изумительно красивой природой, вековыми традициями, уникальной самобытной культурой и замечательными людьми украшает Дагестан!

Дорогие друзья, я с радостью приглашаю всех вас в древний Кайтаг!».

Думаю о том, что его приглашение действительно услышал мир, потому что туристы, в основном выбрали маршрут в Кайтаг – древний мир красоты, благородства и открытости народа.

 

Патимат Тазаева