(Рассказ)
Он знал, что с первыми весенними цветами на плодовых деревьях она будет отмечать свой день рождения. Он тоже собирался туда пойти и сказать несколько хороших слов в ее адрес. Потом передумал и ограничился телефонным звонком. Она же настаивала на том, чтобы он пришел.
Вечер, посвященный юбилею видного общественного деятеля, писателя, поэта и журналиста, проходил в Национальной библиотеке. За каждым столом сидели по 4-5 человек. Помните, как по телевидению проходили новогодние голубые огоньки в те далекие советские времена, с музыкой, песнями? Вот так было и здесь через 30 лет после распада великого, могучего государства. Потом показали документальный фильм с фрагментами из ее жизни, читали ее стихи и отрывки из газетных статей, в которых она воспевала ту огромную страну, которая называлась Советским Союзом.
Выступающие на вечере хвалили юбиляра, как могли, желали ей здоровья, успехов в творчестве и огромного счастья. Оказывается, ко всем высоким званиям, которых она удостаивалась в жизни, недавно прибавилось звание Почетного гражданина России.
Наконец, ведущая вечера молодая красивая женщина называет его имя, предлагая и ему что-нибудь сказать в честь юбиляра. Он встал из-за стола и, опираясь рукой на костыль, поковылял в сторону сцены, где сидели музыканты, подошел к одному из них и что-то ему шепнул. Тот закивал головой, что означало «понял, сделаю».
Потом он взял в руки микрофон, встал с краю сцены и сказал: «Дорогие друзья! Все выступившие говорили в адрес юбиляра прекрасные слова и пожелали ей всего хорошего. Я присоединяюсь к ним и от всей души желаю ей то же. Но сегодня вместо слов лично от себя я решил… спеть песню. Итак, одноименная песня из кинофильма «Песня первой любви».
Держа микрофон немного дальше, чем положено, он запел:
«Я с тоской ловил взор твой ясный,
Песни пел, грустя и любя,
Но ответа ждал я напрасно –
Был другой дорогим для тебя.
Песня первой любви в душе
До сих пор жива.
В песне той о тебе все слова».
Он остановился, глубоко вздохнул, оглядел зал, который с удивлением смотрел на него. Почти все в зале знали его как начинающего писателя, автора нескольких книг. Но о том, что он поет, не знал никто. Хотя, конечно же, он пел и раньше или, скажем, бубнил под нос слова любимых песен. Он пел и тогда, когда работал учителем в селе и по школьному коридору, когда шел на урок, мог запеть и в классе на уроке. Иногда, когда бывает хорошее настроение, он, уже 75-летний старик, поет и сейчас, сидя у себя в кабинете. Но петь громко в огромном зале…?
«Думал я: разлука поможет
От любви твоей мне уйти.
Шли года, но образ твой все же
Был со мной неразлучен в пути», — пел он.
Ему казалось, что в этой песне вся его жизнь. С того самого момента, когда ему исполнилось семнадцать и был он первый раз влюблен. И, как поется в песне, он думал, что она, любовь его первая, была безответной, и потому он делал особое ударение на слова «был другой дорогим для тебя». И еще думал он, что свое первое чувство тоже скоро пройдет: «разлука поможет от любви уйти». Но и любовь не уходила, и он не мог уйти от нее. Когда он пел «Шли года, но образ твой все же, был со мной неразлучен в пути», поискав глазами, нашел в зале ту, единственную, и продолжил петь:
«И не смог я жить в отдаленье,
Вновь с надеждой взор твой ловлю.
Ты должна понять, без сомненья,
Что тебя, как никто, я люблю!»
А когда вновь, уже в третий раз пел припев, он, как заправский дирижер, стал плавно водить правой рукой из стороны в сторону.
«Песня первой любви в душе
До сих пор жива.
В песне той о тебе все слова».
Опять посмотрел в одну точку в зале и уже очень тихо повторил: «В песне той о тебе все слова».
Зал молчал, и он, видимо, сильно уставший, нашел за краем занавески стульчик и сел на него. Потом в зале раздались редкие хлопки от ударяющихся друг об друга ладоней, после чего, как по команде, все присутствующие в зале встали…
Громкие продолжительные аплодисменты взорвали тишину зала. Он видел, как и она пыталась встать с кресла, но не могла: может быть, больные ноги не держали ее тело, или, может, что-то с сердцем случилось. Скорее всего, второе.
А дело было в том, что старик пел под фонограмму, очень рассчитывая на то, что в зале была молодая публика и вряд ли кто из них помнит бесподобный голос Рашида Бейбутова, который в 60-70 годы минувшего века на своих концертах часто пел «Песню первой любви» Арно Бабаджаняна.
Учитель