Тест на компетентность

(Интервью ректора Академии «Каспий, д.э.н. Магомеда Абакарова)

 

Магомед Идрисович, а каковы функции, права и обязанности Академии «Каспий»?

— Мы занимаемся профессиональной переподготовкой и повышением квалификации в различных областях. Большая часть наших слушателей – это педагогические работники сферы образования республики. Основные направления квалификации – это педагогическое образование , сфера гостеприимства. У нас могут пройти обучение как учителя – предметники, так и руководители общеобразовательных организаций. В нашей Академии есть программы для обучения обслуживающего персонала, таких, как повара, кочегары. Соответственно мы проводим как краткосрочные курсы повышения квалификации, так и длительные – до 6 месяцев профессиональной переподготовки.

 

Могут ли заниматься повышением квалификации вузы и колледжи?

— Колледжи и вузы также могут заниматься повышением квалификации, если у них есть лицензии на этот вид деятельности.

 

Может ли работник, не имеющий профильного образования, но самостоятельно обучившийся профессии, подтвердить свою квалификацию по этой профессии?

— В законе об образовании предусмотрено самообразование , но в нашей практике не было такого , чтобы человек пришел и сказал, что он самостоятельно обучился и хочет подтвердить свою квалификацию. К нам в основном приходят люди для повышения квалификации. По закону он может самостоятельно пройти обучение и затем пройти промежуточную и итоговую аттестацию.

 

Какие у вас планы?

— Мы постоянно актуализируем наши программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Нами ведется работа по разработке новых программ по востребованным направлениям. Кроме этого мы уже несколько лет участвуем в программах содействия занятости и демографии, которые реализует Министерство труда и социального развития РД, также мы готовим программы для центров занятости муниципалитетов. В планах у нас выйти на рынки дополнительного профессионального образования республик СКФО, для этого мы разработали новый сайт, систему дистанционного обучения и хотим предлагать наши услуги не только педагогическим работникам Дагестана, но и нашим соседям. Уже есть примеры, когда к нам из Чечни, Ингушетии приезжают обучаться, но следует придать этой работе системный характер.

 

Есть такая расхожая фраза: «Тестировать чиновника на культуру». А ели это применить к руководителю образовательного учреждения, то какими качествами должен обладать директор школы?

— Качества, определяющие общую основу формирования личности руководителя школы, это в первую очередь: эрудиция, компетентность, личное педагогическое мастерство, широкий культурный кругозор. Ведь только образованный человек может руководить современной школой. Это ясно для всех. Но тестировать на культуру надо не только чиновника, но и директора школы, да и любого представителя образовательной сферы. Если же мы подробнее говорим о руководителе образовательного учреждения, то он должен знать основы современной педагогики и психологии, быть осведомленным в вопросах науки и культуры, а тонкий художественный вкус придаст личности директора особое обаяние и не позволит ему опуститься до уровня заурядного хозяйственника. Вместе с тем он должен умело распределять обязанности, создать должные условия для работы, четко организовать помощь, контроль и руководство, обеспечить высокую деловую активность коллектива и снабжение школы необходимыми материалами и пособиями, проявлять твердость и требовательность.

Таким образом, сочетание учебно-воспитательных и хозяйственных задач — одна из самых больших трудностей в работе современной школы. В последнее время справедливо уделяется много внимания принципам гуманизации труда. Это особенно важно в области педагогического труда. Руководитель школы обязан обладать большим запасом оптимизма, человеческой гуманности, внимания к людям, большой любовью к детям, терпением, выдержкой и тактом. Нужно иметь особое моральное право на эту должность. Как никто другой, директор школы должен пользоваться уважением всего коллектива.

 

Большой резонанс среди педагогической общественности имеет реализуемая академией «Каспий» программа «Педагогическое наследие сегодня». Какую идею вы закладывали в ее основу?

— На наших круглых столах, семинарах, конференциях, поднимая проблемы сегодняшнего образования, мы увязываем это с традициями прошлого. Как говорится, неизвестное в известном. Среди целей и задач программы – это: вовлечение широкого круга научной, образовательной, общественности; пропаганда наследия выдающихся дагестанских ученых-педагогов, практических учителей- новаторов; обмен опытом работы, результатами исследований.

Методы реализации программы включают: организацию и проведение научно-практических мероприятий с педагогами, со студенческой и учащейся молодежью; учреждение премий имени выдающихся дагестанских педагогов, а также информационную и издательскую работу о деятельности педагогов.

Когда мы собираем круглый стол, помним о том, что большое количество участников всегда негативно сказывается на качестве мероприятия. Мы хотим, чтобы люди получили нужные для них знания. Вот почему мы подбираем участников круглого стола так, чтобы каждый смог поучаствовать и помочь другому. А затем выводы будут использованы в профессиональной подготовке учителей на базе Академии.

Махачкалинский центр повышения квалификации — Академия «Каспий» за последние годы стал авторитетной постоянно действующей площадкой, где в рамках конференций, семинаров и круглых столов, обсуждаются самые насущные проблемы образования,

Анализируя прошедшие мероприятия, можно сказать, что теория и практика советской, в том числе дагестанской педагогической науки, ее идеи и рекомендации актуальны и сегодня. В ней сфокусированы не только передовой опыт по подготовке подрастающих поколений к жизни, но и секреты основ культуры педагогической деятельности, формы и методы обучения и воспитания детей и молодежи.

Мы призываем педагогическую общественность к активному участию в освещении передового опыта прошлого для творческого использования в современной педагогической практике. Главное, в любых изысканиях – идея, воплощение ее замыслов на практике. А за любыми инновациями всегда стояли педагоги – исследователи, а вместе с ними шли творческие учителя – практики.

Педагогический опыт раскрывает неисчерпаемые возможности совершенствования человека и общества. В современном образовательном пространстве все динамично меняется, и необходим взгляд не только в будущее, но и в прошлое, чтобы понять направления развития методов обучения и формирования человеческой личности, чтобы определить эффективность педагогического влияния на социальный прогресс.

Именно в этом ключе прошел круглый стол в Каспийске для руководителей учреждений дошкольного образования, посвященный первому декану факультета дошкольного образования Дагпединститута Вере Кондратовой.

В форме живого общения и диалога состоялся семинар для учителей технологии, его участниками была высказано желание о проведении подобных мероприятий в будущем. Вспомнили на нем и об одном из первых деканов индустриального факультета ДПИ Джалале Мамед-заде.

Участники «круглого стола» по проблемам дополнительного образования отдали дань памяти заслуженным представителям этой сферы образования Ефиму Островскому и Юрию Ханжову и обратились к средствам массовой информации с предложением: создавать в средствах массовой информации новый имидж дополнительного образования, показывать позитивный образ современного молодого педагога как носителя творческого потенциала, владеющего знаниями и компетенциями, самостоятельно формирующего свою жизненную среду.

Знание региональной истории способствует оптимальной социализации, самоидентификации, формированию чувства национального достоинства учащихся. Именно о содержательной составляющей этой важной отрасли говорилось на Первой республиканской научно-методической конференции педагогов Дагестана, приуроченной к юбилею заслуженного учителя РД Байрамбека Байрамбекова.

Актуальность проведения этих мероприятий, инициированных Акалемией «Каспий» совместно с другими заинтересованными образовательными организациями обусловлена новыми подходами и требованиями к организации педагогического процесса в современных условиях.

Хан Баширов,

профессор ДГПУ