Уроки пандемии

С трудностями при выполнении своих повседневных обязанностей столкнулись все, начиная от сотрудников, занятых на административных постах, и заканчивая теми, кто непосредственно обеспечивает процесс лечения пациентов, то есть врачами, медсестрами, санитарами, водителями и т. д. Поделиться о не совсем простом времени и как строились взаимоотношения с коллективом мы попросили поделиться главного врача ГБУ РД «Городская клиническая больница» Хаджимурада Малаева, депутата НС РД.

 

Хаджимурад Магомедович, пандемия коронавируса, начавшаяся в конце 2019 года в Китае и затем охватившая весь мир, бросила вызов привычным подходам к управлению во всех организациях, но особенно в медицинских. Как бы вы, с современной точки зрения оценили начало «COVID-19?

Во-первых, к угрозам всегда надо относиться серьёзно. Многие не сразу поверили в существование коронавируса. Каких только мифов не придумывали вокруг этого, и то что он создан искусственно, что его вертолетами распыляли, и вышки связи виноваты. Когда один из врачей поликлиники на вопрос есть ли коронавирус? — ответила что есть и надо принимать меры по своей защите, её подняли на смех и сказали: «Сколько ей заплатил главный врач, что бы она так сказала». Главное, те, которые громче всех отрицали, те в первую очередь и попали в больницу. Коронавирус же известен сотни лет, тем не менее, общество оказалось не готовым к масштабному распространению пандемии. А срочные меры надо было принимать. В трудную минуту борьбу против вируса возглавило Правительство России и лично Президент Владимир Путин Выпущено большое количество нормативных и рекомендательных документов. Исходя из них, мы поставили себе ряд задач.

Это было время необходимости принятия быстрых решений. В рекордно короткие сроки — от принятия решения о перепрофилировании до запуска ковидгоспиталя не прошло и двух недель. Строительные работы и мероприятия по реконструкции существующих мощностей велись ежедневно и в круглосуточном режиме, силами коллектива. Как показал наш опыт, в такой ситуации очень важно понять, на кого опираешься выполняя столь важную задачу, Я имею в виду кадры, то есть наши специалисты, которые ранее не имели возможности встретиться с таким вирусом. Мы приняли решение, дать сотрудникам больницы, не привлекая специалистов извне, возможность попробовать себя в новых условиях, в тоже время, не подвергая риску себя и окружающих. Для этого мы совместно с министерством здравоохранения медицинским университетом организовали тренинг, в котором врачи тренировали свои навыки в ряде ситуаций, наиболее часто встречающихся в период эпидемии. Это, например, проведение интубации, включая интубацию с осложнениями, введение и поддержание анестезии, прекращение подачи кислорода, поломка ИВЛ, и все это в средствах индивидуальной защиты.

Тем, кто был вовлечен в процесс лечения пациентов, необходимо было обеспечить скорейшее и наиболее полное знакомство с протоколами оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19. Им необходимо было перестроиться на новую реальность, в которой каждый попавший в госпиталь и пришедший к ним на прием является потенциальным источником инфекции. Пандемия заставила каждого из нас освоить смежные профессии. Многие терапевты, неврологи, хирурги и даже стоматологи стали аттестованными инфекционистами. И ещё важный момент, все медицинские сестры, независимо от профессиональной подготовки стали универсальными специалистами. Любая из них, постовая, участковая, патронажная, даже операционная могут сегодня заменить друг друга.

Чего только мы не испытали за период пандемии. Почти весь персонал переболел, почти у каждого заболели родственники, были и потери близких. И в этих условиях, не падая духом, сопротивляясь самовыгоранию, депрессии, осознавая свой врачебный долг, становились на трудовую вахту врачи, медсестры и младший персонал. Выразить свою им признательность, поименно, просто нет возможности.

Очевидно, что руководитель должен опираться не только на жесткую иерархию и контроль, но и ставить коллектив и его объединение на первое место, сосредоточиться на том, чтобы изменить жизнь людей к лучшему, демонстрируя осведомленность, готовность поддержать и проявлять сочувствие, не на словах, а на деле.

Хвала Всевышнему, этот период уже позади. Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Аданом Гебрейесус заявил, что в будущем на Земле не ожидается никаких пандемий. «COVID-19 будет последней пандемией в истории человечества». Да, было бы так.

 

Хаджимурад Магомедович, уроков пандемии много, но сегодня хотелось бы поговорить с вами об управлении коллективом в сложных, неведомых условиях. Сложности коллектива становятся сложностями и руководства: кроме волнения за себя и близких, проявляется и переживание за будущее команды и организации. Как вы строили взаимные отношения с коллективом?

Главное это взаимное доверие. Я помню, был момент, когда наш коллектив поддержал меня. И я не пожалею сил и энергии чтобы поддержать свою команду, снизить уровень тревожности. Считаю, необходимо выстраивать регулярную коммуникацию, открыто говорить обо всех изменениях и нововведениях. Но не спешите выкладывать всю горькую правду, здесь важно найти золотую середину: руководителям надо находить в коммуникации баланс между реализмом в отношении предстоящих проблем и уверенностью в том, что организация выйдет из кризиса.

Я следую принципу, что руководителю необходимо принять тот факт, что в сложное время невозможно получение сразу всех необходимых данных для принятия решения. При столкновении с проблемой руководитель должен оценить ее и, при этом, не сильно откладывая, принять решения, действовать. Это позволит избежать паники из-за ситуации, когда скапливаются нерешенные вопросы. Кроме того, важно непрерывно отслеживать по мере развития ситуации, насколько были удачны принятые ранее решения, модифицировать их при необходимости, также дать оценку каждому, кто принимал участие в решении.

Обобщая сказанное, хочу обратить внимание на то, что пандемия COVID-19 нанесла сокрушительный удар по всем составляющим нашей привычной жизни, дав сполна ощутить, что задуманное не всегда реализуется, а планы могут поменяться мгновенно, хотите вы этого или нет.

Но в то же время коронавирус дал невероятный толчок для развития организации: он дал возможность оценить сотрудников, открыть их новые таланты и способности, научиться новому, внедрить технологии и решения, которые и в дальнейшем будут способствовать повышению эффективности работы. А самое главное — пандемия дала понять, что, говоря открыто о существующих сложностях, решая их вместе, можно справиться с любой проблемой. Мы в ГБУ РД «Городская клиническая больница» увидели, что пандемия, несмотря на все сложности, которые она приносит с собой, может также быть источником вдохновения, стимулом для появления новых идей и подходов, развития отдельных сотрудников и всей организации в целом.

 

Вы сейчас затронули важную тему, открытое общение с коллективом. Расскажите об этом.

Умение общаться, – сегодня это необходимо всем и каждому, где бы вы ни работали и чем бы ни занимались. Уже доказано, что без навыков успешного общения невозможно ни сделать карьеру, ни хотя бы мало-мальски преуспеть ни на одном поприще. Мы живем среди людей, а значит, хотим того или нет, зависим от них. От того, как складываются наши взаимоотношения и какое впечатление мы производим на других, зависит ни больше ни меньше – наше собственное счастье, наше удовлетворение от жизни, наше благополучие, в том числе и материальное. Тот, кто располагает к себе людей, всегда и везде оказывается в выигрыше!

 

Да, вот только искусству общения не учат ни в школе, ни в университете.

Не учат самому главному – тому, без чего в жизни обойтись невозможно! Есть, конечно, люди, которые от природы наделены даром успешной коммуникации, – но их единицы. Большинство же вынуждены действовать методом проб и ошибок, полагаясь на собственное чутье и на те навыки общения, что были усвоены с детства в родительской семье и в кругу сверстников. Но вот беда – эти навыки подчас не только ничем нам не помогают, но могут и навредить. Сами того не желая, мы совершаем в общении ошибку за ошибкой и вместо того, чтобы располагать к себе людей, оставляем их равнодушными, или, того хуже, отталкиваем.

А почему? А потому, что общение – это именно искусство, и в нем действуют свои законы. Чтобы правильно общаться, эти законы надо знать и использовать. Не зная этих законов, множество людей сплошь и рядом нарушают их.

Коллектив на работе – это социальная среда. Она состоит из множества разных людей. У них отличные друг от друга взгляды на жизнь, воспитание, цели на будущее и способности. Однако им приходится некоторое время находиться вместе и решать общие вопросы. Взаимодействие в этом случае – прямой путь к успеху компании. Человек учится находить общий язык с коллективом с раннего детства. Сначала идет детский сад, потом школа, далее ВУЗ и, наконец, работа. И каждый раз приходится приспосабливаться к новым людям. Однако не всегда это легко делать. Как часто уже в более взрослом возрасте, люди даже уходят с работы из-за того, что не прижились в коллективе. И такие случаи нередки.

 

Как вы строите взаимоотношения в медицинском коллективе? Ведь для успешной профессиональной деятельности, и ещё, будучи представителем законодательной власти республики, вам, руководителю медицинского учреждения крайне важно установить нормальные рабочие (функциональные) отношения не только с коллегами у себя на работе, но и с другими представителями своей и смежных профессий.

Находясь на руководящей должности, я сделал для себя некоторые выводы. Жизнь требует, чтобы между коллегами установились дружеские доверительные отношения, чтобы коллеги понимали друг друга, доверяли друг другу, надеялись друг на друга, и моя цель создание и благоприятствование этому. В связи с этим есть у меня мысли, требования, которых я придерживаюсь.

Думаю, что для установления доверительных отношений с коллегами медицинские работники должны, прежде всего, научиться слушать, вникать и стараться понять точку зрения коллеги по любому (не только профессиональному) вопросу. Следует избегать возникновения конфликта между коллегами; в процессе общения и совместной работы они должны быть лояльными, терпимыми друг к другу.

Сотрудники медицинского коллектива не имеют права быть высокомерными, заносчивыми по отношению к коллегам, когда он убежден в своем профессиональном превосходстве, более богатом опыте и т.д. В противном случае его отношения с коллегами будут напряженными в силу взаимной неприязни, что, несомненно, отразится на их совместной работе. Жертвой же таких отношений оказывается ни в чем не виновный больной. Если врач испытывает неуважение к коллегам и не может это скрыть, то рано или поздно об этом узнают больные и теряют уважение и доверие к врачу. Кроме того, профессионал должен уметь признавать свои ошибки и заблуждения: это лишь укрепляет его авторитет.

Недоверие и неприязнь между коллегами часто вызываются завистью к имиджу коллеги, его общественному положению, уважению, которое выражают ему коллеги и больные, его материальному благополучию и т.д. Зависть оправдана только тогда, если она является стимулом для профессионального и нравственного совершенствования, пробуждая здоровое и полезное честолюбие. Зависть же, направленная на разрушение статуса объекта зависти, для врача недопустима.

Врачи, медицинские сестры должны постоянно учиться у более опытных и знающих коллег, что будет способствовать не только профессиональному росту, но и установлению взаимных уважительных отношений между коллегами. Более искусные сотрудники обязаны мягко и тактично учить и направлять менее опытных коллег. Не имеют права отказать начинающему молодому коллеге в помощи и в овладении знаниями и навыками. Однако недопустим менторский тон, насмешки над ошибками молодых специалистов. Помогать и обучать нужно чистосердечно, понимая, что ошибки в молодости неизбежны, что время и опыт все поставят на свои места. Насмешки же, грубые «разносы» за ошибки могут лишить молодого специалиста уверенности в себе, которая так нужна ему.

Коллектив современного лечебного учреждения должен составлять единый организм, выполняющий одну задачу — заботу о жизни и здоровье больных — и, следовательно, объединенный одной обшей целью. Поэтому в известной степени ответственность одного сотрудника разделяется всеми сотрудниками коллектива. Вот почему коллеги обязаны приходить на помощь друг другу, не считаясь с тем, «их» ли это пациент или другого коллеги.

Коллеги обязаны обмениваться профессиональной информацией, не пытаясь монополизировать ее в ущерб делу. Скрытие информации (как и неуместное ее разглашение) может стать причиной гибели пациента, нанесения ущерба его здоровью.

Врач, медсестра должны поддерживать доброжелательные отношения с коллегами из других медицинских учреждений. Интенсивный обмен информацией между коллегами региона и страны — основа и залог развития здравоохранения. Тут дело не в простой солидарности (хотя и она хороша, если служит делу), а в необходимости создания единого информационного пространства.

Врачи, сестры обязаны прийти на помощь людям в любую минуту, а тем более на помощь друг другу вне зависимости от времени и места нахождения.

Особого внимания заслуживает проблема отношений между медицинскими работниками, занимающими разные должности — отношения «по вертикали». Очевидно, что отношения между главным врачом, заведующим кафедрой, заведующим отделением и их подчиненными в рамках работы должны носить официальный характер. Тут недопустимо панибратство, ведущее к ослаблению дисциплины и порядка. Дисциплина и порядок, поддерживаемые установленной субординацией, в медицине необходимы, как и в армии, сомнений не вызывает. Речь идет не о слепом подчинении или чинопочитании, а о рациональной субординации, при которой подразумевается, что каждое распоряжение начальника содержит в себе здравый смысл и прагматическую цель. Об этом, прежде всего, должны заботиться руководители среднего звена, если хотят добиться уважения и подчинения коллег-подчиненных. Вне рамок работы и подчиненные, и начальники являются только врачами-коллегами, субординация между которыми просто неуместна.

Руководитель в целях сохранения единства коллектива не имеет права: высказывать явное предпочтение или неприязнь кому-либо из коллектива врачей; отчитывать подчиненных в присутствии их коллег, без необходимости пользоваться властью, проявляя нетерпимость и самодурство; использовать служебное положение в корыстных или иных, не имеющих отношение к делу целях, особенно в ущерб подчиненным. Он должен внимательно и заинтересованно выслушивать своих подчиненных, даже в том случае, если считает, что они не правы, поскольку в их мнении всегда можно обнаружить рациональное зерно. Руководитель должен всегда помнить, что эффективность его работы зависит от того, насколько он сумеет сплотить коллектив, стать его цементирующей основой. А это достигается умным, тактичным, но в тоже время требовательным отношением к подчиненным.

Обязательно надо поощрять подчиненных, развивая их инициативность, выискивать у них не столько огрехи, сколько удачи, тем самым, стимулируя уверенность подчиненных и их чувство собственного достоинства. В работе врачей не должно иметь места стремление сделать и удержать карьеру любыми средствами в ущерб работе. Поэтому руководитель с высоким чувством долга и ответственностью за порученное дело не имеет права видеть в подчиненных угрозу своему положению, а напротив, должен на всех уровнях поощрять талантливых, достойных сотрудников, не опасаясь за свое место.

Конечно, коллеги не только могут, но и обязаны указать на ошибку, только конфиденциально или на профессиональном разборе, причем в соответствующей, не унижающей форме.

Сейчас больница перешла в обычный, многопрофильный режим, функционируют все отделения, осуществляется прием больных на плановую госпитализацию.

 

Беседовал Рашид Рашидов