(Ко дню вывода советских войск из Афганистана)
В 1979 году в Афганистан был введен ограниченный контингент советских войск. Многие молодые офицеры и солдаты 60 годов рождения приняли боевое крещение в чужой стране. В беспощадных сражениях получали награды за проявленное мужество и героизм. Десять лет войны унесли тысячи юных жизней.
Из нашей республики службу проходили 2958 человек. Афганистан для них — это целый мир со своими высшими законами братства. Он стал для многих (почти для всех) фильтром: очищал душу каждого воина от всего плохого, мелкого, ненужного.
Часто мы не задумываемся над тем, что имеем. Только потеряв, будто пробуждаемся от глубокого сна. Потом понимаем, насколько нам было дорого это.
В Национальной библиотеке Республики Дагестан в целях воспитания молодежи в духе патриотизма, дружбы народов и пропаганды национальной литературы часто оформляют книжные выставки, проводят вечера, организуют встречи с блокадниками Ленинграда, с участниками Великой Отечественной и Афганской войны.
Один из них — герой моего рассказа — кавалер ордена «Красной звезды», медалей «За отвагу», «За верность Отчизне», «За честь и славу России, « От благодарного Афганского народа» и прочих юбилейных наград Нияз Магомедвелиевич Велиев, который до конца своей жизни оставался солдатом.
На вечере он с интересом и эмоционально рассказывал, как попал в Кандагар и что пробыл там 8 месяцев. Вспоминал, как принял роту, как солдату оторвало ногу, не послушался командира, самовольничал. Поэтому первым долгом вынужден был взяться за дисциплину, что ему и удалось. Потом, при нем ни один солдат не был ранен и не погиб. За это время принял участие в 27- ми крупных операциях, рейдах, в 43- х сопровождениях. По рассказам замполита, комиссара роты Нияза Велиева в минуты затишья они обсуждали свои победы, горевали о соратниках, которые остались на поле брани, вспоминали родные края, близких, школьные годы и думали, насколько они были «мелочны» в делах, поступках, дружбе по сравнению с настоящей жизнью.
Родился наш офицер в селении Кака Ахтынского района 1- января 1960 года. Учился в интернате. Семья Магомедвелиевых была многодетной. Из сыновей старшим был Нияз. Вырос крепким богатырем по сравнению с братьями. Увлекался тяжелой атлетикой, футболом. По мере возможностей помогал родителям, работал с ними в колхозе.
1979 по 1984 годы учился в Новосибирском военном училище. Потом служил под Николаевым в Одесском военном округе заместителем командира отделения. Честным трудом заслужил высокое звание отличника боевой и политической подготовки, стал мастером своей военной специальности. Занимался подготовкой мотострелковых и разведывательных подразделений, командиров отделений. В 1984- 1985 годы его рота была признана лучшей в Одесском округе.
Каждый человек рожден для чего-то, а Нияз — служить Родине. Как наиболее подготовленному офицеру ему была уготовлена «прямая дорога» в Афганистан. Он подал рапорт с просьбой направить его выполнить интернациональный долг.
Родители, сослуживцы отговорить не пытались. Знали: это его решение окончательное, обсуждению не подлежит. Нияз сказал: «Я люблю жизнь, я офицер должен служить Родине, которая сегодня меня зовет».
Роковой взрыв прогремел 27 декабря 1985 года, в результате чего он полностью лишился зрения, слуха, безжизненно висели руки, ноги, мина взорвалась в руках Нияза Велиева. Ранение было опасным. Это было в 72 км от Кандагара. Везли его туда сначала в танке, на БТР, потом вертолете. Но у Нияза было железное здоровье и воля победить. Были критические дни, когда его жизнь висела на волоске. Ему помогала жажда жизни. Он постоянно шутил с врачами, медсестрами. Лежал в госпитале Кабула в реанимации с головы до ног забинтованный и сказал себе: «у тебя есть шанс — я еще жив, надо выдержать, выстоять назло всем смертям», что он и делал все годы, отпущенные ему Всевышним.
Здесь он узнал, что у него родился сын и назвали его Русланом.
Так началась госпитальная эпопея Нияза. Потом Ташкент, Киев и другие города России. Нияз с теплотой воспоминал всех врачей, которые сделали все, чтобы не оставить его, отдавшего свое здоровье ради других. Он держался молодцом. Живое участие в судьбе Нияза занимали, не только врачи, но и незнакомые люди. Его всегда провожали из госпиталей со слезами на глазах и с наилучшими пожеланиями.
Мы долго ждали его возвращения из госпиталей. Многие поехали в аэропорт и встречали Нияза Велиева как героя.
По словам Нияза его жизнь после « Афгана» приобрела иные краски.
Близкие, родственники часто слушали его рассказы «о времени и о себе». Он был человеком с богатым внутренним миром. Интересны были его некоторые суждения о близких людях и наблюдениях, нелегко сохранить веру в справедливость, сталкиваясь с демагогией и несправедливостью. Показывал письма с ответами связистов с отказом в установлении телефона. Он сталкивался с сложностями даже в приобретении слуховых аппаратов. Говорил о равнодушии чиновников к судьбе семей погибших, необходимости издании книг о всех афганцах. Иногда, в порыве гнева, говорил, что воевать с душманами было легче, чем с местными бюрократами.
Инвалид первой группы Велиев жил около Каспийского моря и внушал себе, сто «потеря зрения, слуха — не потеря головы». На работу не принимали. Хоть не видел, отлично печатал, был постоянным читателем библиотеки «для слепых». По мере возможности, выходил к морю, чтобы послушать шум прибоя, а иногда и порыбачить, потом сам жарил весь улов и угощал боевых друзей, которые часто наведывали командира и вспоминали годы службы. В последующие годы в первое воскресение февраля стало традицией собираться у могил умерших на родине однополчан.
Нияз Велиев как психолог, консультировал любого обратившегося к нему, старался поддержать, помочь советом, ведь он пользовался уважением среди других инвалидов и ветеранов Афганской войны.
Он выжил, выстояв в бесконечной череде безжалостных тренировок и усилий над собой сквозь боль, развивая свое тело. Он стал не только героем войны, но и героем всей своей жизни. К большому нашему сожалению, он ушел из жизни в 2020 году, но его верность воинскому долгу, традициям чести будут служить ярким примером многим поколениям. Нияз любил жизнь и продолжал бороться за нее до последнего. Мы надеемся, что светлый образ нашего Нияза Магомедвелиевича Велиева останется в памяти многих людей.
Сакинат Мусаева,
заслуженный работник культуры РД