Магомед Гасанов — новые реалии

В конце прошлого года на собрании депутатов Табасаранского района профессору Магомеду Раджабовичу Гасанову присвоено звание «Почётный гражданин Табасаранского района Республики Дагестан».

Эта заслуженная оценка его многолетнего труда по изучению истории и культуры табасаранского народа и Дагестана.

Каждый народ отличается особенностями своего исторического развития. Поэтому, необходимо освещение его культуры, наиболее известных личностей.

Весьма ответственная и тяжёлая в то же время почётная миссия выпала на долю М.Р. Гасанова – это изучение исторического прошлого табасаранского народа. Он — первый историк одного из коренных кавказских народов — табасаран, который посвятил фундаментальные труды истории родного народа, края, ибо история, наряду с языком, является важнейшим показателем отличия одного народа от другого.

Если изучению табасаранского языка посвятили свои труды такие учёные как: П.К.Услар, А.Дирр, К.Боуда, Л.И.Жирков, А.Н.Генко, А.А.Магометов, Т.Шалбузов, Г.Гаджиев, Б.Г-К. Ханмагомедов, З.М.Загиров, К.К.Курбанов, а группа других: М.М.Митаров, М.М.Гасанов, К.Рамазанов, Б.Раджабов, М.Юсуфов, М.Курбанов. исследовали фольклор и литературу табасаран, то научное освещение многовековой     и многогранной истории табасаранского народа первым начал           и продолжает изучать Магомед Гасанов.

Следует подчеркнуть, что отдельные историки 19 и 20 веков отрицали древнюю историю табасаран. Так, Илья Березин (1818 — 1896, российский востоковед, профессор Петербургского ун-та, тюрколог, иранист, монголист), путешествовавший по Дагестану и Закавказью в 1850 году, писал: «У табасаран нет истории, да и какая может быть история у кучки разбойников, для которых единственный и самый лучший закон — своя воля, а единственное право — право сильного».

Историей табасаранского народа Гасанов интересовался ещё в юности во время учёбы в школе. Особый интерес к истории родного края он проявил в годы учёбы на историко-филологическом факультете Даггосуниверситета. В эти годы он написал курсовые и дипломные работы, посвящённые истории Табасарана. Говоря о роли Гасанова в изучении истории Табасарана мне хочется особо отметить такой факт. В 60-х годах 20-го века, когда Х.Х. Рамазанов и А.Р. Шихсаидов завершили написание монографии «Очерки истории лезгин». В этой книге они табасаран относили к лезгинам. Узнав об этом, студент 3-го курса ДГУ Магомед Гасанов, возражая такому названию, поскольку в монографии речь шла и об истории Табасарана, предложил им книгу озаглавить по-другому, и монография вышла в 1964 г. под названием «Очерки истории Южного Дагестана». Если бы еще тогда молодой историк Гасанов не обратил на это внимание, история древнего табасаранского народа растворилась бы в истории южного Дагестана, и тогда мало кто представлял бы, кто такие табасараны и их историческое прошлое.

Другой пример. Гасанов ещё в студенческие годы выражал своё отрицательное отношение к лженаучной теории консолидации народностей лезгинской группы. Об этом он говорил на студенческих конференциях. А в годы учёбы в аспирантуре он критиковал работы Михаила Ихилова по данному вопросу.

Вопреки мнению И.Березина, писавшего           об отсутствии у табасаранов своей истории, а также некоторых последующих исследователей, попытавшихся консолидировать или растворить историю табасаран с историей остальных народов, Гасанов на основе разнообразных данных, собранных по крупицам написал оригинальные труды «Из истории Табасарана XVIII — нач. ХIХ вв.», (1978), «Очерки истории Табасарана» (1994). Он опубликовал сотни статей, посвящённых истории табасаранского народа. Его труды послужили паспортом народа, табасаранский народ стал более известен за пределами Дагестана.

Труды и выступления Гасанова, посвящённые истории табасаранского народа, получили высокую оценку учёных Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова — на -Дону, Тбилиси, Махачкалы и других городов. Гасанова интересует все, что связано с культурой табасаранского народа, в частности, он собрал и опубликовал на страницах десятков номеров журнала «Литературный Табасаран» фольклорные памятники народа, на родном языке, которые широко известны учёным и табасаранской общественности. Ряд статей Гасанов посвятил возникновению письменности табасаран.

В личном архиве Гасанова сосредоточены редкие рукописи учёных Табасарана XVII и последующих веков, документы, переписка алимов, материал, извлечённый из различных архивов и рукописных фондов.

Огромны заслуги профессора Магомеда Раджабовича в освещении деятельности поэта-воина Мирзы Калукского. Это отмечали Т.Шалбузов, Д.Раджабов, Г.Гаджиев, в настоящее время 3.Загиров, М.Юнусов, Э.Мусаев, Т.Маграмов и многие другие. О Мирзе Калукском Магомед Гасанов опубликовал статьи в периодической печати, а также очерки в книгах: «Учёные, патриоты, поэты Табасарана», 1986г., «Из истории табасаран», 2002г. Ему он посвятил работу: «Поэт-воин Мирза Калукский», 2003г. Со слов старожилов, согласно преданий при его содействии в 1964 г. создан портрет Калукского. Более того, Гасанов добился установления памятника поэта- воина Калукского в с.Хучни в 2002 г.

Б.Раджабов, З.Загиров, Э.Мусаев, Н.Исмаилов и многие другие справедливо отмечают, что без кропотливой и многогранной деятельности профессора Магомеда Раджабовича подвиги и деяния Мирзы Калукского остались бы неизвестными читателю.

Много труда приложил Гасанов с целью освещения темы  борьбы народов Дагестана против деникинцев. Следует отметить переписку Гасанова об участниках гражданской войны и роли табасаран в установлении советской власти в Дагестане — это Аллахверди Акимов. Надо подчеркнуть, что без его кропотливого труда, многочисленных поисков в архивах, бесед с людьми периода гражданской войны, с сельчанами, Акимов остался бы неизвестной личностью. Более 60 лет М.Р.Гасанов посвятил освещению его деятельности. Его статья о Акимове «Я с большевиками» была опубликована ещё более полувека назад 9 сентября 1970 на страницах газеты «Дагестанская правда». Ещё в 2017 он обратился в совет старейшин табасаранского народа об установлении памятника в г.Дербенте Акимову — главнокомандующему Дербентским фронтом в 1920 году.

А сейчас, многие пытаются присвоить себе результаты его многолетнего труда.

Гасанов переживает            за современное состояние культуры народа, и об этом он неоднократно говорил в выступлениях по радио, телевидению и статьях, опубликованных на страницах газет и журналов. Эти вопросы он ставит периодически перед руководителями Табасаранского и Хивского районов.

Вышеизложенное только лишь часть той большой работы, которую проделал Гасанов по изучению истории табасаранского народа.

Руководству районов и городов, где проживают табасараны, необходимо проявить особое внимание глубокому изучению истории и культуры табасаранского народа. На данном этапе я не знаю другого представителя, который бы так много сделал для возрождения табасаранского народа, как это сделал Магомед Раджабович Гасанов Он — гордость народа. Его считают патриотом. За огромный труд по изучению истории родного народа он заслужил звание Почётный гражданин Табасаранского района Республики Дагестан.

 

Исамутдин Рамазанов,

председатель Совета старейшин табасаранского народа в Махачкале