Праздничные хлебцы цудахарцев

Куклу «Начи» - получит победительница забега среди девочек на «празднике вспашки поля» . (с. Куппа. 2009г.).
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ

 

Традиционная праздничная культура дагестанских горцев в конце 19- на­чале 20 в. была пронизана опреде­ленными обрядовыми действиями, к которым и была приурочена выпеч­ка праздничных обрядовых хлебцев. Даргинцы- цудахарцы готовили их к аграрным, семейно-бытовым, религи­озным и другим праздникам.

Наиболее важным и богатым в обрядо­вом отношении праздником был «обряд вспашки поля» — «хъубуркъе», который служил толчком для начала посевных ра­бот. После проведения символической первой борозды старшим пахарем (хула хъубцар) проводились спортивные игры и состязания с участием как сельчан, так и гостей праздника. Победителей награж­дали особыми ритуальными хлебцами – «кьярква» — хлеб кольцеобразной формы больших размеров. А для девочек- по­бедительниц пекли хлеба в форме куклы «начи». Перед тем, как хлебцы испечь, в них втыкали несколько яиц, орехи, абри­косовые косточки, горох.

Круглыми баранками «кьярква» награж­дали победителей, вешая их на шею, а победителям скачек «кьярква» вешали на шею лошади, как и быку с помощью которого провели первую борозду. Все праздничные хлебцы пекли по количеству ожидаемых победителей состязаний (15- 20 штук) с небольшим запасом. Следует заметить, что для победителя основно­го забега в состязаниях пекли большой, пирог – «чутту» в единственном экзем­пляре, начиненный яйцами, орехами, абрикосовыми косточками и т.д., а сверху украшали узорами из теста и смазыва­ли яичным желтком для образования ру­мяной корочки. На этом празднике люди угощались особым ритуальным блюдом «хъяя» (панспермия) из зерен злаковых и бобовых культур, пирогами «чутне» с раз­нообразными начинками, все эти блюда и печеные мучные изделия, несли большую магическую нагрузку. Во- первых, пироги и баранки имели форму солярных знаков, что связано с культом солнца. Во- вторых, вкушая кусочки хлеба, умилостивляли солнце и приобщались к таинству воспро­изводства, к духу, божеству хлеба. Зерно­вая каша- «хъяя» из многих видов зерна и пироги- «чутту» преследовали ту же цель: вызвать обильный урожай в новом году.

Кукла — «начи» на наш взгляд подчер­кивает женский облик божества и суть – воспроизводство, плодородие. А все ком­поненты, из которых изготовлена кукла (хлеб, яйца, орехи, фасоль и т.д.) симво­лизируют изобилие и плодородие.

«Кярква» — получил победитель в забеге среди мальчиков.

Те же самые хлебцы – «кьярква» цуда­харцы дарили при обрядах детского цик­ла, в частности при совершении обреза­ния – «суннат» у мальчиков. Данный обряд был одним из ответственных моментов в жизни ребенка и ему придавалось боль­шое значение. После проведения обряда «суннат» мальчика навещают родствен­ники, соседи и друзья его родителей. По этому случаю женщины пекли для подарка «кьярква» и дарили мальчику, поздравив его с тем, что он стал «мужчиной». Хлеб­цы, принесенные мальчику, вешали на видном месте (защитная магия), и были они точно такие же, как на празднике первой борозды. В некоторых цудахар­ских селениях по этому поводу мальчи­кам дарили хлебцы другой формы. Хлеб был шириной в три пальца и удлиненный в виде початка кукурузы, который начиняли двумя яйцами, орехами и абрикосовыми косточками. На верхней части добавляли два тонких хлебных рожка, которые рас­ходились в стороны подобно бараньим рогам. Видимо, из-за своей вытянутой и продолговатой формы данный хлеб полу­чил свое название «ссулкъа» и следует от­метить, что его пекли только при обрядах обрезания у мальчиков.

В данном случае назначение обряда, название («ссулкъа») и форма («удлинен­ная») хлебца имеют глубокую символику, которая подчеркивает мужское начало, плодородящую силу и т.д.

Хлеб другого вида- «мучари», который состоял из кукурузной муки, а изначаль­но – просяной, без всяких начинок пекли при обряде детского цикла, сопровождая магический прием, который должен был способствовать ускорению процесса раз­вития ребенка в отношении первых шагов. При желании родителей видеть своего ре­бенка ходячим цудахарцы пользовались приемом «прокатывания» («руккур-бал­тни») «мучари» между его ногами вперед с благопожеланием, чтобы ребенок подобно хлебу пошел по правильному пути.

Назначение хлеба можно еще передать как пожелание родителей ребенку бла­гополучия в жизни (в кисти проса очень много зерен) и т.д.

Не менее торжественным в жизни цуда­харцев являлось и проведение традици­онных свадеб, которые проходили ярко, зрелищно. Каждый этап свадебного об­ряда цудахарцев сопровождался исполь­зованием обрядовых пирогов – «чутне». Заметим, что данные пироги в конце 19 – нач. 20 в. изготовлялись во всех цуда­харских селениях. Приведём список су­ществовавших у цудахарцев в изучаемый период обрядовых пирогов и селения, в которых мы зафиксировали их выпекание: Пирог для друзей жениха, в честь начала свадьбы (с. Цудахар, с. Буртани, с. Ка­рекадани); Большой пирог для подноса к столу тамады (с. Алиханмахи, с. Буртани, с. Аметерк); Пирог для тех, кто будет рас­чесывать голову невесты (с. Алиханмахи, с. Куппа); Пирог для тех, кто будет охра­нять дверь в комнату новобрачных (с. Али­ханмахи, с. Куппа); Пирог зятя (с. Карека­дани, с. Куппа); Пирог для тех, кто будет преграждать дорогу свадебному поезду (с. Алиханмахи, с. Куппа); Пирог для тех, кто не будет подпускать к воде во время вывода невесты к роднику (с. Алиханма­хи); Пирог для тех, кто будет снимать кув­шин со спины невесты во время ее вывода к роднику (с. Куппа); Пирог, который раз­дают во время вывода невесты к роднику (с. Алиханмахи, с. Буртани, с. Аметерк).

Приурочение каждого праздничного пи­рога – к определенному свадебному об­ряду имело свое значение и магическую силу.

Такие же пироги – «чутту» цудахарцы пекли при проведении мусульманских праздничных мероприятий в дни Ураза Байрам и Курбан Байрам. В этом случае пироги пекли и других видов из творог, из орехов, кураги, мяса, трав. Этими пиро­гами и другими сладостями и яствами в е праздничные дни цудахарцы украшали свои столы.

В общем цудахарцы имели весьма бога­тый состав праздничных хлебцев- «кьярк­ва», «начи», «ссулкъа», «мучари», «чутту», которые имели магическую символику, призванную обеспечивать обилие уро­жая, усиление воспроизводства, плодо­витости и т.п.

До наших дней дошли лишь некото­рые виды обрядовых хлебов: «кьярква», «начи» и «чутту».

Шамиль Омаров,

кандидат исторических наук