ИДЕАЛ ДАГЕСТАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

«Намус», что это значит в понимании народов Дагестана. Нынче редко упоминают намус вообще, и о традиционно сложившихся нормах народной нравственности, в частности. А между тем, следует понять, что стержневой основой культурно-исторического наследия народов, в том числе и Дагестана, всей системы народного воспитания является мораль, на чем и основывается нравственная культура человечества. Не случайно мудрецы Дагестана говорят: «Кем бы ты не стал по профессии и должности, оставайся, прежде всего, человеком». Любая деятельность человека, любое проявление его умственных и физических качеств расцениваются в народе с точки зрения соответствия таким нравственным понятиям, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство» и др.

Народная нравственность не ограничивается краткой словесной формулой человеческих отношений. Моральный кодекс народов Дагестана располагает своеобразными нормами самооценок человека в рамках семьи, рода, аула, народа. Сюда входят: отношение к своей внешности (одежде, мимике, жестам), к родному языку (как, когда, с кем, какими словами обращаться), к народным обычаям и традициям, к культуре общения (тон, темп, вежливость) с учетом возраста и пола людей, отношение к своему здоровью, к своим достоинствам и недостаткам и др.

Помимо соблюдения традиционно предписанных, максимально доброжелательных отношений к матери, отцу, братьям и сестрам, народная нравственность требует почтительно-уважительного отношения к престарелым членам семьи, семейным традициям, семейным реликвиям, поддержки добрых отношений между родителями, между младшими и старшими членами семьи.

Воспринимая с детства правила человеческих отношений, выработанные в нравственной культуре народов Дагестана, руководствуясь ими в ежедневной практике общения, человек осознает свои права, обязанности и себя, как часть целой семьи, рода, аула и народа. Так крепится в сознании человека чувство долга перед самим собой, перед семьей и народом, иначе говоря, чувство патриотической ответственности. Вековая мудрость наших предков гласит: «Кто не живет для других, тот не живет и для себя».

В нравственной культуре народов Дагестана помимо категорий «нравственность», «духовность», «милосердие» и другое, присущих общечеловеческой культуре, имеются категории, выражающие самобытные черты людей, обусловленные особенностями менталитета, психологии, религии и традиционной духовной культуры нашего края. Одна из них – общий для многих народов Кавказа, так и нашего края, категория «Намус».

Намус впитал в себя все то, нравственно ценное, что составляло основу морали горцев, их духовный потенциал». В народной нравственности горцев принято, что намус – это категория морали, обобщенно выражающая нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, т.е. образец безупречной, незапятнанной репутации, мерило оценки духовно-нравственной зрелости и целостности личности.

В категории «намус» гармонически сочетаются духовность и нравственность. В самом широком смысле под термином «намус» понимают перечень норм общечеловеческой морали, выражаемый такими понятиями, как милосердие, миролюбие, взаимопонимание, взаимопомощь, благочестие, правдивость, истинность и верность, справедливость, прощение, скромность, мудрость, достоинство, законопослушание, доброжелательность, гуманность.

Людям с намусом чужды зло, убийство, насилие, трусость, низость, скупость, безнравственность и другие пороки, осуждаемые всеми народами. Намус предписывает обращаться к старшим, добавляя к их именам слова: брат, отец, дедушка дядя, тётя, мать, бабушка, а при обращении к младшим – сынок, внучек, племянник, дочка, внучка, племянница.

По установкам горского намуса каждый житель горного края, молодой или пожилой, мужчина или женщина, должен с детства формировать в себе и проявлять такие личностные качества, как: чувство собственного достоинства; общительность, правдивость, верность данному слову; порядочность, аккуратность, трудолюбие, милосердие; почитание родителей и забота о них в старости; уважение к старшим, любовь к детям; забота о семейном благополучии; соучастие в беде и горе близкого человека, стремление помочь ему; гордость за свой тухум (род), аул, народ; соблюдение норм и правил общественного поведения; соблюдение традиций и обычаев своего народа; верность своему народу, любовь к Родине; гостеприимство, сотрудничество и содружество с людьми других национальностей; стремление оказывать взаимопомощь, взаимовыручку, проявлять взаимопонимание; любовь к животному и растительному миру; справедливость и честность при торговле и обмене.

Намус предполагает четкое выполнение требований, непременно соответствующих половозрастному развитию и становлению человека. Например, являясь одним из главных качеств горского мужчины, намус строго оберегал мужчину от неверного шага. Настоящий мужчина никогда не совершал поступок, и даже случайно не изрекал какое то слово, чтобы над ним смеялись. Стать смешным — значит потерять намус. Горский этикет считает неприличным допускать вольность в манерах поведения в общественных местах. Даже иронический взгляд считался оскорблением мужского достоинства. Если намус задевали по собственной вине, судьей себе становился сам мужчина. Общественное осуждение для горца считается хуже физической расправы. Да и для каждого потеря достоинства на глазах у общественности бывает невыносима. Намус требует от каждого горца собственной защиты и защиты семьи от оскорблений и унижений.

В понимании здравомыслящих горцев есть на свете что-то, что может быть дороже самой жизни человека? У простого горца дороже «самого дорогого» всегда был намус. Горец нес ответственность за семью и род. Он мог и сам себя лишить жизни, погибнуть в бою. При этом наиболее важным для горца считалось сохранить намус семьи, тухума, аула и всего джамаата.

Намус учил мужчин соблюдению и постоянному сохранению нравственных и гуманистических начал в отношениях между собою. Для этого народная нравственность рекомендует придерживаться специальных этических норм.

На намусе основывается чувство локтя, всегда свойственное дагестанцу. Оно прямо вытекает из горского намуса. У народов Дагестана издревле принято проявлять душевную теплоту, неотложно оказывать помощь человеку и семье, на которых обрушивалось несчастье.

Намус обязывает горцев проявлять чувство коллективной поддержки, например, при ремонте дорог, очистке родников, благоустройстве общественных сооружений. На этих работах человек с намусом старается отличиться в глазах своих товарищей. Это является делом чести труженика. Люди помогают друг другу и тогда, когда эта помощь затрагивает их материальные интересы.

Дагестанский намус является веками испытанным стимулятором благоразумия, благосклонности и благочестия человека. Если горец после долгой разлуки приезжает в аул, ему следует с двумя-тремя родственниками посетить дома, в которых в период его отсутствия случались несчастья.

Более того по обычаю горцев принято поздравлять сельчан с приобретением нового транспорта, с новосельем и даже с обновкой одежды. При этом непременно пожелать доброго здравия, благополучия в пользовании.

По нормам горского намуса категорически нельзя устраивать увеселительные, шумные мероприятия, когда в ауле несчастье — должно пройти определенное время. Даже после этого полагается получить разрешение на проведение свадьбы у людей, которых постигло горе. Считается неприличным ехать на коне по аулу вскачь, только шагом. Если путник оказывается в ауле в момент траура, он останавливается и выражает соболезнование. Если же он находится в ауле в период свадьбы или праздника, то принимает участие в них. Все это и многое другое, предписанное нравственностью народа — это святое дело намуса.

Намус определяет последовательность естественной взаимосвязи вещей согласно законам природы. Его не передать словами, скорее это понятие исходит из недр бьющейся энергии нации, глубоко уходя к ее истокам.

Как отмечают исследователи: «Язык нации — отражение его мышления. И если слова «намус» нет в других языках, соответственно, оно выражает жизненные явления, свойственные исключительно этой нации — ментальности горской традиционной культуры. Народы Северного Кавказа хорошо чувствуют это понятие. Они не пытаются дать ему обозначение».

История и опыт старших поколений подтверждают, что главные духовно-нравственные ценности, интегрированные в категории «намус», соответствуют требованиям, предъявлявшимся к воспитанию нашими предками.

К большому сожалению, ничего из сказанного выше в современных условиях ни государством, ни обществом не управляется, даже нет попытки повлиять на ситуацию. Государственные и общественные органы по проблемам семьи, женщин и детей от случая к случаю проводят какие-то отдельные мероприятия, встречи, конференции, но все это не более чем мероприятия, на общество мало влияющие. Наши телеканалы в большинстве своем заняты сбросом в общество самого худшего, что есть в людях. Традиционно позитивное, исторически присущее народам региона, редко становится объектом серьезного обсуждения и пристального внимания.

Это все, на наш взгляд, следствие того, что наше народное образование оторвано от народной культуры, и более всего от нравственной культуры самого народа. Даже специальный общеобразовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», более 25 лет обязательный в 4,8,9,10,11 классах общеобразовательных организаций, педагогических Сузах и Вузах республики, с 2017 учебного года рекомендуется по усмотрению директоров школ и по желанию учащихся, то есть находится на стадии окончательного забвения.

Выход очевиден, человеку, гражданину и патриоту нашей малой республики и Великой России не следует искать идеалы в культурах Запада и Востока, а нужно эффективно использовать образцовые нравственные установки, сконцентрированные в национальных культурах нашего многонационального Отечества, апробированные и отшлифованные в тысячелетней практике воспитания человека и человечности.

Горский намус, как ключевая нравственная категория, был предметом исследования патриарха дагестанской истории профессора Расула Магомедова, исследователя народной педагогики, профессора Абдурахмана Магомедова и многих других. Они с большой заботой говорили о воспитании и образовании молодого поколения на лучших традициях народов Дагестана. Говоря в унисон известным ученым, хочется акцентировать внимание на то, что кодекс горской чести «Намус» предписывает как мужчине, так и женщине определенный круг обязанностей и качеств. Так, например, согласно намусу мужчина должен:

Уметь управлять своими чувствами, владеть собой в самых экстремальных ситуациях.

Проявлять пренебрежение к насилию и жестокости в быту.

Быть готовым выполнять функции настоящего труженика.

Иметь навыки изготовления и эффективного применения орудий домашнего и хозяйственного труда.

Быть хорошим воспитателем своих сыновей, служить им примером в соблюдении чести и достоинства горца.

Иметь чувство ответственности хозяина дома, кормильца семьи.

Уметь красиво танцевать, петь, понимать, ценить и творить прекрасное.

Никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости.

Иметь твердый характер, не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе.

Быть стойким, выдержанным и терпеливым во всех случаях жизни (иметь «Сабур»).

Все тяжелые работы в семье брать на себя.

Отличаться физической силой, выносливостью и ловкостью, способностью защищать свою честь, честь семьи и рода.

Быть всегда готовым к защите Родины.

Проявлять смелость, самоотверженность и мужество в бою.

Продолжать родство и куначество, основанные поколениями отцов и дедов и передать эти традиции детям и внукам.

 

Кодекс горский чести «Намус» предписывает женщине следующие правила и нормы поведения:

Уметь управлять своими чувствами и эмоциями, при общении с мужчинами соблюдать дистанцию.

Знать чувство меры в общении и беседах.

Уметь почтительно относиться к старшим, особенно к пожилым женщинам.

Заниматься рукоделием (вязать, вышивать, шить и т.д.).

Уметь выполнять основные работы домашнего и хозяйственного труда.

Хорошо знать национальную кухню, уметь готовить национальные блюда.

Уметь красиво и плавно танцевать, петь, нежно и ласково говорить с детьми, близкими и родными.

Иметь тонкий вкус и проявлять интерес к моде.

Свято оберегать женскую честь, сохраняя целомудрие и девственность до замужества.

Быть достойной своего мужа, беречь его честь и честь семьи.

Быть умной и рассудительной женой, нежной матерью, доброй и экономной хозяйкой.

Уделять первостепенное внимание воспитанию детей, особенно девочек.

Понимать и ценить прекрасное, уметь слагать и петь песни (особенно колыбельные).

Создать в семье атмосферу любви и взаимопонимания.

Помогать мужу советом и делом.

В современных условиях, когда наше общество пущено на самотек глобализации, весьма важно, чтобы молодые люди четко усвоили и строго выполняли элементарные половозрастные нравственные нормы и правила социально значимой жизнедеятельности человека. Только соблюдая исторически закрепленные установки морально-этического кодекса «Намус», можно сохранить и укрепить дружбу и взаимопонимание в межличностных, межнациональных и международных отношениях.

Шайдабег Мирзоев,

заслуженный деятель науки Дагестана, профессор