На прошедших недавно выборах руководства Народного Собрания РД представитель ДРО партии «Справедливая Россия» Камил Давдиев вновь, как и в прошлом созыве, занял должность заместителя председателя законодательного собрания республики. Камил Магомедович, образно говоря, человек с «активным общественным лицом». Он никогда не отказывается от участия в различных совещаниях, выступлениях в СМИ, чтобы продемонстрировать свою позицию по тем или иным вопросам общественно-политического развития республики. Свидетельством этого является и предлагаемое интервью.
Начнем с политических вопросов. Будучи в прошлом председателем Комитета по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений Вы нередко озвучивали инициативу дагестанского парламента о необходимости образования министерства по делам национальностей РФ. Вы уверены, что эта структура снимет проблемы в сфере межнациональных отношений?
— Конечно, сама по себе структура не снимет напряженность в этой сфере. Мы настаиваем на «реанимации» ведомства, которое станет субъектом решения этих проблем. В нашей многонациональной республике одной из первых в Российской Федерации в начале 90-х годов прошлого столетия было создано профильное министерство, которое смогло сделать много позитивного.
Но настало время решать вопросы межнациональных отношений в стране в комплексе, во всем их многообразии. О необходимости именно такой постановки вопроса говорят события в Кондопоге, Сальске, Сагре, на «Манежке», в Калмыкии, Хасавюрте и Костеке. Согласен с этнополитологом Эмилем Паиным, что в этнополитической сфере центр тяжести переместился от национальных меньшинств к проблеме большинства, которое вспомнило о своей этничности. В Советском Союзе население было этнически нейтральным, сейчас оно активно ищет свои этнические корни.
Не случайно создан специальный Совет при Президенте РФ. Это очень важный шаг по гармонизации межнациональных отношений в стране. Именно авторитетные специалисты, эксперты, политики, представители гражданского общества, вошедшие в Совет, станут двигателями реализации Стратегии национальной политики в нашей стране до 2025 года. Одним словом, национальная политика стала в повестку дня российской власти. Видимо, на основе Стратегии будут приняты и федеральные законы. Подвижки есть, недавно создано Агентство по национальной политике РФ.
Требуется сбалансированность региональной политики (в данном случае — в отношении Северного Кавказа), проводимой федеральным центром. Особую значимость результативность такой политики приобретает для проблемных с депрессивной экономикой регионов, которые не могут самостоятельно и в сжатые сроки преодолеть кризисную ситуацию. И еще. Очень важно достичь межнационального согласия в регионе, возродить утерянные культурные связи регионов Северного Кавказа. Помню, когда-то собирали ветеранов, старейшин Кавказа, советовались с ними. Все лучшее надо возродить.
Как-то в интервью Вы высказывали свое мнение о поправках в федеральное законодательство в связи с предоставлением местным парламентам права решать процедуру выборов главы региона — путем всенародного голосования или через региональное законодательное собрание. Вы остались на той же позиции?
— Я лично придерживаюсь точки зрения, что главу республики надо избирать через Народное собрание после представления Президентом РФ трех кандидатур, которых назовут партии, имеющие фракции как в Народном Собрании РД, так и в Госдуме РФ. Совершенно не согласен с теми, кто думает, что большая ответственность перед дагестанцами будет у того лидера, кто избран всенародно. Все это зависит от личных качеств соискателя на пост главного должностного лица республики. Почему я за эту форму выборов? При всей привлекательности всенародных выборов, мы не можем абстрагироваться от реальной ситуации в республике, от «политической целесообразности». Почему мы не должны доверять дагестанскому парламенту, органу вполне легитимному, в котором представлены все народности, все территории республики? Готов предположить, что какую бы процедуру выборов мы не определили, результат будет предсказуем: победит тот, кого захочет и дагестанский народ, и его представители в НС РД, то есть, по кандидатуре мнения совпадут. Уверен, что, если возобладает та форма выборов главы региона, которой я симпатизирую, Президент страны может поделиться со своим протеже полномочиями относительно утверждения руководителей территориальных структур федеральных органов власти, которых в нашей республики около 40.
А при всенародном голосовании избранный глава региона может не получить упомянутых полномочий?
— Знаю одно: Президент страны ответственен за того, кого он представил местному законодательному собранию. Делегирование федеральным центром определенных полномочий главе республики — это логическое продолжение процесса доверия тому, кто будет руководить регионом. Тогда и спросить легче.
В недавнем прошлом Вы возглавляли один из самых активных комитетов НС РД . Самое название вашего комитета предполагает тесную связь с общественными организациями. Продолжается ли эта традиция?
— Немного истории. Еще в 2004 году был принят Закон «О взаимодействии органов государственной власти с НКО (некоммерческими организациями)». Со стороны общественников все эти годы звучала критика, что закон финансово не поддержан.
В последние годы стали практиковаться гранты (Президентов РФ и РД) некоммерческим организациям, осуществляющим социально значимые проекты. Одним словом, докажите, дорогие общественники, свою состоятельность реальными делами, все в ваших руках!
Учитывая роль и значение религии в Дагестане, сегодня в республике реализуется уже вторая программа взаимодействия с религиозными организациями.
И еще. В свою заслугу можем записать выездные заседания, которые помогают оперативно обсудить проблемы региона, провести прием граждан по волнующим их вопросам. К примеру, общественность Южного Дагестана одобрила проведение выездного заседания и обсуждения совместно с институтами гражданского общества состояния наркологической ситуации в этом регионе. Мы намерены придать такой форме работы традиционный характер.
«Работает» ли Соглашение о взаимодействии между Народным Собранием и Общественной палатой?
— Проинформирую читателей вашей газеты, что Общественная палата РД наделена правом законодательной инициативы. Для нас жизненно необходимо учитывать мнение по востребованным обществом законодательным инициативам. Поэтому предусмотрена обязательность общественных экспертиз законопроектов проводимых Общественной палатой РД.
Уже стало традицией участие членов ОП в заседаниях нашего профильного комитета. Более того, любое дельное предложение, исходящее от простых граждан, мы не оставляем без внимания.
И есть такие примеры?
— И немало. К примеру, мы приняли закон об ограничении розничной продажи алкогольной продукции, в котором учли и мнения простых потребителей об ужесточении принимаемых мер по реализации спиртного, причем, не игнорируем даже обычные звонки по телефону, если в них, как говорится, содержится рациональное зерно.
С образованием Общественной палаты, введением института Уполномоченного по правам человека в РД меньше стало обращений в органы власти?
— Безусловно. Адресность многих обращений изменилась в сторону названных вами организаций. Если в этих обращениях содержатся предложения по законотворческим вопросам, то Общественная палата направляет их к нам.
Принимает ли участие Народное Собрание в разрешении конфликтов, имеющих национальный или любой другой характер как внутри Дагестана, так и за его пределами?
— Несомненно. Нам нередко приходится вмешиваться для разрешения спорных вопросов, в том числе связанных с защитой прав наших земляков за пределами республики. К примеру, мы выезжали в Ставропольский край, где встречались с представителями нашей диаспоры, с руководством соседнего края, чтобы разобраться с местным законодательством, позволившим рейдерский захват земель дагестанцев. Оказалось, что эти действия противоречат федеральному законодательству и были опротестованы в судебном порядке. Некоторые процессы закончились в пользу дагестанцев. С выездом в Ставропольский край подписано специальное Соглашение нашего профильного министерства с аналогичным краевым ведомством, что улучшило координационную работу по защите прав и свобод человека и гражданина, укрепления общественного порядка, по определению границ между регионами.
Ваше отношение к митингам как к последней возможности общественности донести до власти свои требования?
— Если это на самом деле последняя возможность, то митинги отвергать нельзя. Вместе с тем, наши парламентские двери всегда открыты для граждан, то же самое можно сказать и об органах исполнительной власти. Большинство вопросов, которые волнуют граждан, можно разрешить и на уровне местной власти, как самой близкой к людям. В конце концов, есть судебные органы, в которых можно оспорить действие или бездействие чиновников разного уровня. Мы часто говорим о правовом государстве, и забываем об основополагающем его принципе — разделения властей. Будет ли эффект от проведения митинга ради митинга, ради того, чтобы кому-то «засветиться» перед телекамерами для своих узкокорыстных целей? Нужно ли это простым гражданам, которые ждут конкретного решения той или иной проблемы? Ответ таков: нам нужен здравый смысл, а не эмоции.
Созданы ли необходимые условия для открытости и прозрачности деятельности власти?
— Я работаю в законодательном органе власти уже не первый созыв, и имею представление о степени координации власти и СМИ. Скажу откровенно, неиспользованных резервов с обеих сторон предостаточно. Поэтому, считаю весьма своевременными принятые парламентом постановления об обеспечении доступа к информации о деятельности Народного Собрания РД. Определен перечень обязательной информации о деятельности Народного Собрания РД, размещаемой в Интернете на официальном сайте законодательного органа. Кроме того, до 10 граждан, изъявивших желание присутствовать на сессиях НС РД, смогут осуществить свое право получить информацию из первых рук. Кстати говоря, заседания сессий НС РД с недавнего времени стали транслироваться в прямом эфире.
Беседовал Эдуард Эмиров