Страница истории

Нурмагомед Пираметович Эмиров, организатор исторической науки республики, доктор исторических наук, просветитель и патриот своего края, ушел из жизни 25 лет назад. Он многое успел сделать, оставив огромное научное наследие. В архиве ученого мне попалась его неопубликованная статья о дагестанской социалистической группе. Применим испытанный прием своеобразного интервью, когда ответы черпаются из написанного, воспользуемся им и мы

 

Хуррият.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года свергнула царское самодержавие, Россия буквально за несколько дней превратилась в демократическую буржуазную республику, более свободную, чем любая страна в мире. Резко активизировалась вся политическая жизнь страны. Из подполья вышли большевики и все другие оппозиционные партии. Охарактеризуйте этот период истории Дагестана.

— В Дагестане, как и на всех национальных окраинах, Февральская революция была воспринята как освобождение от национального гнета. Слово «хуррият» — свобода — было на устах каждого: и крестьянина-бедняка, и крупнейшего помещика- клерикала Нажмудина Гоцинского. И каждый понимал свободу сообразно своим классовым интересам.

В экономическом и политическом отношении Дагестан был отсталой колонией со слабо развитой промышленностью, с малочисленным рабочим классом. В ауле еще довольно крепко держались пережитки докапиталистических отношений. Их основой являлось помещичье землевладение. Небольшой группе помещиков принадлежало более трети всей земли, тогда как в среднем на хозяйство горца приходилось 0,16 га земли.

Со второй половины XIX века под влиянием капиталистической России в Дагестан стали проникать буржуазные отношения. Появились первые очаги промышленности, зарождался рабочий класс. Но этот процесс не получил широкого развития.

Царизм рассматривал колониальные окраины как источники сырья и не был заинтересован в их промышленном развитии, поэтому рабочий класс здесь был малочисленным. Накануне революции общее число рабочих здесь едва достигало 10 тысяч человек. Тем не менее пролетариат Дагестана был главной революционной силой, за которым шло горское крестьянство.

В дагестанском ауле процесс капитализации привел к появлению двух резко антагонистических классов — кулачества и аульской бедноты. Не составляя и 5 процентов всего сельского населения, верхушка кулаков сосредоточила в своих рядах до половины всего крестьянского производства и жестоко эксплуатировала бедноту. А беднота, не имея земли, скота и сельскохозяйственного инвентаря, вынуждена была идти в кабалу.

Таким образом, после Февральской буржуазно-демократической революции дагестанское общество было разбито на два непримиримых, резко антагонистических лагеря: городской и аульский пролетариат и беднота — с одной стороны, помещики, городская и сельская буржуазия — с другой. Была также и третья, пожалуй, наиболее многочисленная группа мелкой буржуазии, куда входили: среднее крестьянство, ремесленники, кустари и мелкие торговцы. Эта группа проявляла значительные колебания между двумя основными политическими и социальными лагерями. В основном за эту среднюю группу и развернулась борьба после Февральской революции. Успех в этой борьбе зависел от того, насколько полно и последовательно будут учтены конкретные условия и особенности исторического, социально-экономического и политического развития Дагестана.

 

Каковы препосылки появления в политической жизни Дагестана социалистической группы?

— Значительным препятствием в борьбе за освобождение дагестанской бедноты от патриархально-родовых пережитков и влияния мусульманского духовенства являлся также многонациональный характер Дагестана, который мешал объединению и организации горской бедноты и их совместному выступлению против общего врага — помещиков и буржуазии.

В такой исключительно сложной обстановке в мае 1917 года сложилась социалистическая группа. Первоначально группа представляла собой блок самых различных элементов — от представителей дагестанской бедноты до крупной национальной буржуазии типа Темирканова, Кваршалова, Мавраева и др. Основой этого объединения была призрачная идея свободы. Однако очень скоро обнаружилось разное понимание этой идеи различными слоями, входившими в социалистическую группу. На этой почве летом 1917 года в группе произошел раскол. Представители крупной национальной буржуазии были выведены из нее. С этих пор социалистическая группа выступает как объединение представителей мелкобуржуазной интеллигенции и различных политических партий и групп от меньшевиков и независимых социалистов до левых эсеров и анархистов. Махач Дахадаев говорил: «Среди нас есть и левые эсеры, есть и большевики, есть и независимые социалисты, но нас было здесь всегда так мало, что количественно мы могли быть сильны лишь будучи объединенными в одну группу».

И действительно, после поражения первой русской революции и в последующие годы гонений и репрессий большевистские организации Дагестана были разгромлены и не успели еще оправиться. Поэтому после Февральской революции в Дагестане не было сколько-нибудь значительной последовательно революционной политической силы, способной возглавить движение горцев за свободу, за землю, за мир. В этих условиях объединение левых элементов было серьезной силой в борьбе против контрреволюционного блока феодально-клерикальной верхушки и крупной национальной буржуазии.

 

О социалистической группе и ее деятелях и поныне ведутся дискуссии. С чем это связано?

— Ряд историков изображает группу как единственную революционную силу, безраздельно руководившую трудовыми массами в период Октябрьской революции и гражданской войны. Другие, наоборот, умаляли роль группы, толкуя ее деятельность как сплошную цепь буржуазно-националистических ошибок. Ясно, что ни та, ни другая точки зрения не соответствуют действительности. В нашем распоряжении, к сожалению, крайне мало документальных источников, характеризующих деятельность в целом социалистической группы, если не считать нескольких листовок, изданных на арабском языке в период избирательной кампании в Учредительное собрание, по которым можно судить об отношении социалистической группы к коренным вопросам революции. У группы не было ни программы, ни устава. Мы не находим также никаких следов конференций или собраний, если таковые и бывали.

 

Все это дает основание предполагать, что социалистическая группа не являлась оформившейся самостоятельной партийной организацией…

— И несмотря на то, что она не являлась единой организацией, а блоком элементов, принадлежащих к различным партиями политическим течениям, в ее деятельности наблюдалось полное согласие и единство по всем основным вопросам общерусской и дагестанской действительности.

При оценке социалистической группы необходимо разбить ее деятельность на два периода: первый — с момента образования группы до победы Советской власти в Дагестане в мае 1918 г., второй — период до первой областной партийной конференции, на которой соцгруппа была распущена, а отдельные ее представители были приняты в большевистскую партию.

Для характеристики и оценки деятельности социалистической группы в начальный период необходимо уточнить ее отношение к таким вопросам, как империалистическая война, Временное правительство, аграрный вопрос и др., которые, как указывал Ленин, были пробным камнем для всех партий, любого политического течения. Лидер соцгруппы Джелалудин Коркмасов, выступая на заседании Совета Темир-хан-Шуры в августе 1917 года, говорил: «Я приветствую представителей дагестанского трудового парода от объединенного комитета социалистических партий. Особенно приятно приветствовать трудовой дагестанский народ, прошлое которого полно стремлений к свободе и самостоятельности. Опыт революции показал, что одна политическая революция не дает прав, нужна революция экономическая, она нам необходима, и мы хотим немедля внести те начала, что дадут нам пути к социальному идеалу. Па первом месте стоит земельный вопрос. Социалисты провозгласили принцип: «земля — трудовому народу», и Временное правительство принимает меры к этому. Такой мерой является учреждение земельных комитетов и созыв крестьянских депутатов. Но для достижения светлых идеалов социализма мы должны выйти победителями в борьбе с врагами внешними — Германией — и внутренними — скрытой силой контрреволюции. Боритесь же с ними, помня наш лозунг: «В борьбе обретешь ты право свое».

Другой лидер соцгруппы Махач Дахадаев по предложению Центрального Военно-промышленного комитета организовал в Темир-хан- Шуре завод но производству кинжалов для снабжения действующей армии и был активным оборонцем. В газете «Время» от 27 апреля 1917 г. мы читаем: «С развитием военных действий и с возникновением общественных организаций явилась мысль о привлечении последних к изготовлению снарядов и холодного оружия. Желая использовать опыт кавказских кустарей-оружейников, земско-городской союз передал свой заказ Главному Кавказскому комитету Всероссийского союза городов и Ростовскому областному военно-промышленному комитету. Заказ военного ведомства был огромным, поэтому было очевидно, что неорганизованным кустарям было совершенно не под силу изготовить несколько сот тысяч кинжалов…

На призыв откликнулся инженер Дахадаев… кавказский горец по происхождению, он обещал сорганизовать своих соплеменников — дагестанских кустарей, исторически известных любовью к холодному оружию и искусством его изготовления».

В газете «Время» также была напечатана приветственная телеграмма на имя председателя Временного правительства, подписанная почти всеми членами соцгруппы, в которой выражается готовность поддержать все мероприятия Временного правительства.

 

А как складывались отношения дагестанских большевиков с социалистической группой?

— В этот период социалистическая группа совместно с большевиками активно боролась против дагестанской контрреволюции — Гоцинского, Узун-Хаджи и др. Петровские большевики во главе с Уллубием Буйнакским с конца лета 1917 года держали тесные связи с социалистической группой, через нее снабжали горцев оружием и готовили их к предстоящим боям. Окрепшие в течение весны и лета, большевистские организации уже осенью 1917 г. оказывали заметное влияние на лидеров социалистической группы.

Более того, когда в январе 1918 г. банды Гоцинского ворвались в Темир-хаи-Шуру, петровский пролетариат послал в помощь соцгруппе хорошо вооруженный красногвардейский отряд.

Во второй период своей деятельности соцгруппа целиком переходит на позиции советской власти и всеми силами защищает ее. Коркмасов назначается председателем Военно-революционного комитета Дагестана, а Дахадаев— комиссаром области. Ответственные посты занимали также и другие члены социалистической группы.

Махач Дахадаев, будучи военным комиссаром, вместе с большевиками Гаруном Саидовым. Гамидом Далгат и др. приложили огромные усилия по созданию дагестанской Красной Армии, которая далее проявляла чудеса храбрости в боях с контрреволюцией.

В феврале 1919 г. на областной партийной конференции в сел. Кумторкала социалистическая группа была окончательно распущена, а ряд ее членов вступили в коммунистическую партию. В дальнейшем активные деятели соцгруппы Джелалудин Коркмасов, Саид Габиев, Алибек Тахо-Годи, Магомед Хизроев и др. сыграли видную роль в гражданской войне, в борьбе с иностранными интервентами и приложили немало сил и энергии для построения социалистического общества в нашей республике.

 

Хан Баширов