Культура Дагестана — НЕЗЫБЛЕМАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

(проблема чрезвычайной важности)

Духовные ценности народов Дагестана, их традиции, нор­мы поведения в течение многих веков играли решающую роль в воспитании и социализации подрастающего поколе­ния, в формировании его нравственных, этических, трудо­вых, физических, эстетических и умственных качеств в целом.

Незнание национальных особенностей народа, его психо­логии, обычаев и традиций может привести к явному разрушению связи между поколениями. Во избежание этого возникает очевидная необходимость формирования у учащихся тра­диционных нравственных качеств, способствующих станов­лению достойной личности.

Педагогической наукой доказано, что система образования, опирающаяся на народную культуру, традиции, обычаи, дает возмож­ность решать задачи нравственного, эстетического, социально-экономичес­кого воспитания школьников. Исходя из этого надежной опорой воспитания дагестанских школьников с 1992 года стал, введенный решением коллегии Минобра РД в учебные планы, предмет «Культура и традиции народов Дагестана».Главное предназначение данного предмета — духовное воспроизвод­ство этноса, сохранение и развитии национального харак­тера и менталитета народа через своевременную передачу подрастающим поколениям выработанных тысячелетиями духовно-нравственных ценностей наших предков. За более чем 25 летний период преподавания и оптимальной апробации содержания предмета «Культура и традиции народов Дагестана», подтвердилась его бесспорная значимость.

Значение предмета «Культура и традиции народов Дагес­тана» в том, что он открывает доступ к изучению культуры около 40 народностей Дагестана, постепенно от класса к классу, от возраста к возрасту создает надежную базу для восприятия, осмысления культурологических ценностей своего, близких и дальних народов.

Содержание предмета в IV классе предусматривает фор­мирование у учащихся элементарных культурологических знаний, умений и навыков бережного отношения к нацио­нальным, общедагестанским и общечеловеческим ценнос­тям духовной и материальной культуры, чему способствуют усвоение учащимися таких вопросов, как сведе­ния о Дагестане и его народах, о культуре и ее разновидностях, «Народные требования к морально-этичес­кому и физическому облику человека», «Значение соб­ственных имен, обращений, приветствий, благопожеланий впроявлении человечности», «Народные правила добропорядочности», «Традиционная одежда», «Традиционные виды труда» и т.д.

Основное содержание учебника по КТНД для IV класса направлено на формирование у учащихся традиций человечности, объединяющих нравственно-этические традиции и главные духовные богатства дагестанских народов (уста­новление между людьми подлинно гуманных отношений, как в семье, так и в обществе).

Многолетние наблюдения за ходом изучения предмета КТНД в на­чальной школе показывают, что этот предмет создает благоприятные педа­гогические условия формирования национально и регионально значимых социаль­но-этических норм поведения:привлечение и приучение ребенка к труду;освоение традиций общения и взаимоотношений гор­цев: солидарности и трудовой взаимопомощи, гостеприимства, почитание взрослых, уважение к женщине, патриотизма.

Содержание предмета в начальных классах направлено на формирование такой важнейшей категории нравственного кодекса горцев, как намус. Намус — это понятие, характеризующее моральные критерии и прин­ципы народа — гражданская совесть, умение всегда и везде помочь ближнему, уступить ему, выручить его, уважение к старшим, приобщение к труду и т.д.

Изучение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в начальной школе позволяет приобщать учащихся к культуре своего народа, родному языку, что также является сегодня архиважной проблемой. Поэтому для учащихся школ с родным языком обучения в соответствии с нашей программой были разработаны и в свое время изданы учебники на родных языках (на аварском языке М.Г. Газалиева,на даргинском языке P.M.Магомедова, на лезгинском языке Ш.А. Мирзоева, на кумыкском языке А.М. Аджиева, на табасаранском З.М. Загирова и Ш.А. Мирзоева).

Согласно учебному плану «Культу­ра и традиции народов Дагестана» (КТНД) до 2017 изучалась в VIII— XI классах. Для VIII-IX классов разработана программа, особенностью которой является то, что учителю следует в равной степени преследовать на уроке образовательные и воспитательные цели, освещать материал в исторической последовательности развития и становления видов и типов самобытной национальной и многонациональной дагестан­ской культуры (составитель — Ш.А. Мирзоев). Этому непосредственно благоприятствуют такие разделы программ, как: «Педагогическая культура народов Дагестана», «Правовая культура народов Дагестана», «Политическая культура народов Дагестана», «Экономическая культура народов Дагестана», «Культура труда народов Дагестана», «Культура просвещения пародов Дагестана», «Художественная культура народов Дагестана», «Физическая культура народов Дагестана», «Религия как элемент культуры», «Тенденции развития культуры и тра­диций народов Дагестана», которые позволяют изучать культуру Дагестана в тесной вза­имосвязи ее компонентов, с учетом не только исторических, но и современ­ных реалий социально-экономической и духовной жизни народов Дагестана.

Курс «Подготовка юношей и девушек к жизни» изучаемый в X и XI классах, завершает под­готовку старшеклассников к жизни и деятельности на основе усвоения ими традиционной культуры народа. Содержание программы (составители: Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саидов) направлено на формирование мировоззрения, черт харак­тера, стиля поведения, отношений подрастающего поколения с окружающими в соответствии с духовно-нравственными цен­ностями своего народа, которые тесно связаны с общечелове­ческими духовными, культурными достижениями.

Подготовка к жизни юношей и девушек имеет единый фундамент — духовное наследие народа, кото­рое проявляется в нравственной, трудовой, общественной, семейной сферах жизни и деятельности человека.

Курс «Подготовка юношей и девушек к жизни» на основе всестороннего изучения и прочного усвоения юношами и девушками комплекса духовно-педагогических, нравствен­но-этических ценностей, трудового, бытового, хозяйственного и социального опыта, положительных сторон семейно-общественного уклада, выработанных народом в продолжение всей его истории, позволяет старшеклассникам усваивать следующие вопросы: формирование морально-этической зрелости, необходи­мой в семейной, социальной, трудовой сферах жизни;воспитание у молодежи чувства ответственности за умение трудиться на благо семьи и общества (джамаата);готовность к выполнению главных ролей в семье и обществе — супруга (супруги), матери, отца, умение успешно выполнять обязанности, налагаемые на личность этими ро­лями;формирование у будущих родителей знаний, умений и навыковпо воспитанию человека согласно требований народной педагогике;вооружение молодежи знаниями, умениями укрепле­ния связей личности с семьей, сельским джамаатом, народом, представителями других народов на основе усвоения идей народной морали — гуманизма, терпимости и доброже­лательности;формирование у молодежи знаний, умений и навыков воспитания у детей лучших черт национального характера, самосознания, любви к родной земле в сочетании с подлинным интернационализмом, ува­жением к представителям всех народов — близких и дале­ких.

Таким образом, главной педагогической целью, решаемой в связи с изучением содержания данного учебного предмета юношами и девушками в X-XI классах, явля­ется формирование у них наиболее значимых в личностном и социальном плане качеств и черт, а средством дости­жения этой важнейшей цели является духовно-нравственное наследие народа в своих наиболее ярких, глубоких проявлениях — гуманистических традициях, чертах семейно-общественного уклада, обрядах, народных праздниках и трудовых торжествах, богатстве народного художественного слова (пословицах, поговорках, сказках, преданиях, легендах и др.), музыке, песенно-хореографическом фольклоре народа.

Резюмируя вышеизложенное, хочется отметить, значение предмета «Культура и тра­диции народов Дагестана»именно в том, что он обеспечивает не формальные, а реально высокие результаты воспитания подрастающего поколения, что крайне важно сегодня. Особо следует отметить, что основа образовательно-воспитательной системы закладывает­ся освоением не только культуры своего народа, но и культу­ры совместно проживающих народов и мировой культуры.

Такого продуманного подхода требуют научно обоснованные и социально апробированные педагогические принципы:от близкого к дальнему;от простого к сложному;от известного к неизвестному;от лёгкого к трудному.

И наконец, если мы действительно,как истинные патриоты своей республики и России намерены добросовестно выполнять государственный заказ по образованию и воспитанию подрастающего поколения то нужно, исходя из установок «Закона о воспитании» Президента России Владимира Путин (принято Государственной Думой в третьем чтении), исходя из поправок к обновленной Конституции России (СТ 67.1., СТ. 69) безотлагательно вернуть предмету КТНД подобающее ему место в учебных планах дагестанских общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий) и использовать его воспитательный потенциал в формировании морально-этического облика юных граждан страны и республики.

 

В свете вышеизложенного, хотелось бы непосредственно обратиться к директорам общеобразовательных организаций.

Уважаемые директора общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий)! Начинается новый 2021–2022 учебный год, где вами запланировано решение значительных образовательных задач. Но самая главная задача в нынешних условиях развития общества – это воспитание достойного поколения. Эта задача непосредственно вытекает из Закона о воспитании, предложенный Президентом России из установок Конституции РФ (статьи 67, 68, 69); из Программы воспитания, рекомендуемый Минпроссом РФ; и самое главное из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

С недавних пор вы и только вы являетесь ответственными за формирование учебных планов своей организации, вы несете прямую ответственность за уровень воспитанности учащихся. Эта позиция и Минобра РД, куда мы неоднократно обращались. В этой связи хотелось бы еще и еще раз напомнить вам о чрезвычайной необходимости обязательного включения в учебные планы уже более 25 лет апробированного предмета «Культура и традиции народов Дагестана». По данному предмету неоднократно издавались учебники для 4,8,9,10,11 как на русском, так и для 4 класса на родных языках (аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, табасаранском) языках. Смотрите в ваших школьных библиотеках.В издательстве »Просвещение» (г. Москва) с 2017 г. ждут издания готовые учебники КТНД (сигнальные экземпляры поступили в Минобрнауки РД еще 2017 г.).

Настоятельно просим вас через районные, городские органы управления образования приобрести эти учебники и достойно налаживать во вверенных вам организациях учебно-воспитательный процесс по своевременному освоению учащимися духовно–нравственных ценностей, исторически заложенных в культуре и традициях народов Дагестана.

Мы знаем, многие из вас находятся в затруднении и желают получить ответы на вопросы:

  1. При настоящей загруженности учащихся, где найти часы на изучение предмета »КТНД»?

Ответ: Предмет »КТНД» можно изучить за счет часов, отведенных на школьный компонент. И еще лучше в 5-м классе в рамках изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». К месту будет сказано. В содержании учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (автор Н.Виноградова) ни слова не сказано о культуре народов Дагестана, что и обязывает нас изучать культуру по учебнику «Культура и традиции народов Дагестана».

  1. Кому из учителей поручить преподавание »КТНД», когда в школе нет педагога со специальным культуроведческим образованием?

Ответ: Согласно методическому письму МинобраРД преподавание предмета поручается самому опытному, уважаемому, авторитетному в социуме учителю, воспитавшему своих детей в лучших традициях народов Дагестана.

  1. На русском или родном языке вести в школе преподавание предмета »КТНД»?

Ответ: В сельских мононациональных школах предмет следует вести на родном языке (выше мы указали, на каких языках есть ранее изданные учебники). Программы переводные были в свое время изданы на 10 родных языках (русском, аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, табасаранском, ногайском, азербайджанском, чеченском)

  1. Как обеспечить учащихся учебниками, а учителей методическими пособиями преподавания »КТНД»?

Ответ: Обеспечение учебниками, как нам объяснили в Минобре РД, находится в компетенции управлений образования и непосредственно директоров школ. Будем надеяться, что скоро в издательстве «Просвещение» будут изданы новые учебники. Как автор большинства программ и учебников по данному предмету, сообщаю, что рукописи методических пособий по оптимальному преподаванию предмета «Культура и традиции народов Дагестана» находятся на стадии завершения.

  1. Какие формы аттестации учащихся желательно по итогам изучения »КТНД»?

Ответ: Как вам известно, учащиеся всегда ждут объективной оценки учителем проявляемых знаний, умений, навыков. Есть словесные оценки в виде похвалы, поддержки. Желательно и при текущей оценке, и при промежуточной, и при итоговой поставить учащимся заслуженную и объективную отметку.

По завершению изучения предмета учащиеся 4–5 классов должны знать, оценивать и безошибочно соблюдать традиционные межличностные отношения в семье, в обществе, в многонациональной среде.

Учащиеся 8–9 классов должны иметь полные представления о различных направлениях развития дагестанской культуры, знать, ценить и воспроизводить ценности, выражающие как отдельные, так и целостную картину дагестанской культуры.

Учащиеся 10–11 классов должны иметь полные представления о социально одобряемых формах и методах создания, сбережения, сохранения семьи, бережного отношения к семейным отношениям.

ЗАПОМНИМ: В народе очень часто говорят: «Образование может быть и средним, но воспитание должно быть высшим», «Не важно, какое у тебя образование, главное, чтобы воспитание было высшим», «Кроме высшего образования нужно иметь хотя бы среднее соображение и, как минимум, начальное воспитание».

Уважаемые директора общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий)! Так будем же стараться, чтобы наши дети были и образованными, и самое главное, воспитанными на лучших традициях народов Дагестана.

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения России, профессор