Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более важную проблему, чем проблема возрождения культуры и прежде всего духовно-нравственных ценностей, издревле присущих народам России и ее регионов. Особенно остро стоит эта проблема в связи с многолетними кризисами в области политики, экономики, в социальных и духовных сферах российского общества. Для оптимального и безотлагательного решения этой проблемы приняты поправки к Конституции России, где в ряде статей сказано: «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» (ст.67.1,), «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия» (ст. 69).
Попытки реформирования образования с ориентацией на ценности, так называемой американской демократии и европейской цивилизации, акцент, доминирующий на экранах кино и телевидения, поток переводной литературы с активным насаждением ценностей чуждой нам культуры, мыслей, поступков, образа жизни, искусства с насилием, примитивизмом, пошлостью уже сегодня сказывается в моральной деградации, нравственной распущенности, отчужденности детей, подростков и молодежи от традиционной культуры своего народа, в забвении ими своих исторических корней. Не является исключением и наш многонациональный Дагестан. Здесь, как и во многих других регионах России, попраны исконно национальные свойства личности, дагестанский национальный характер, не везде и не у всех в почете честь и совесть, порядочность и доброжелательность, долг, верность, человеческое, национальное и нравственное достоинство, благотворительность, патриотизм и другое.
Все это происходит от того, что мы еще не научились глубоко вникать в содержание нашей отечественной, дагестанской и собственной национальной культуры, не можем отчетливо выявлять, осмысливать и применять на практике исторически апробированные, регионально эффективные культурологические ценности. Исследование уровней сформированности знаний, умений и навыков выпускников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей за последние годы показывают, что большинство из них даже поверхностно не представляют себе морально-этические, эстетические, экологические, экономические и иные ценности дагестанской и родной национальной культуры, не могут устанавливать средства их выражения, формы, методы и приемы общественнозначимого проявления духовно-нравственной культуры и т.д. Не знают выпускники содержание дагестанской национальной культуры труда, культуры просвещения, экологической культуры, правовой и политической культуры, иногда не могут даже проявлять элементарные навыки культуры поведения согласно места, времени, возраста социальных функций человека в обществе. Сказывается отсутствие должного внимания в образовательном процессе к изучению предметов национально-региональной культурологической направленности, в частности, предмета: «Культура и традиции народов Дагестана», содержание которой непосредственно направлено на убедительное обучение и воспитание учащихся на вековечных ценностях дагестанской национальной культуры.
Меры разрушительного воздействия средств массовой информации и стихийных влияний деформированной социальной среды на сознание школьников оказываются более эффективными, чем, казалось бы, целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс по годами апробированным предметам культурологического цикла. В чем же причина продолжающегося духовно-нравственного обнищания школьников. Причин здесь много: и объективных, т.е. диктуемых политическими и социально-экономическими условиями государства и республики; и субъективных, т.е. прямо зависящих от человеческого фактора, в данном случае, непосредственно вызванных непродуманной, неэффективной деятельностью организаторов образования и равнодушных педагогов. Об этом нельзя не говорить уже сегодня, когда усилиями далекой от национальной культуры некоторых чиновников образования предпринимаются попытки придания предметам дагестанской культуры второстепенное значение.
Анализ учебных планов дагестанских общеобразовательных организаций показывает, что предмет «Культура и традиции народов Дагестана», более 25 лет обязательный для учащихся 4, 8,9, 10, 11 классов,теперь рекомендуется изучать лишь по усмотрению руководителей образовательных организаций и только по желанию учащихся.Это тогда, когда некоторые директора ряда школ даже при его обязательности изучения по учебному плану не уделяли данному предмету должного внимания.
В этой связи возникает ряд вопросов:
- Разве компетентны все директора школ, чтобы усматривать необходимость обучения, или не обучения детей культуре и традициям народов Дагестана. Ведь многие из них сами нуждаются в функциональной культурологической подготовке.
- Директора школ в большинстве своем, как нам известно, учебные планы никогда не составляли, а пользовались рекомендуемыми Минобрнаукой РД. Думаю, во многом увлеченные подготовкой учащихся к ЕГЭ, они насовсем забыли предусматривать в планах социально архиважный предмет «Культура и традиции народов Дагестана».
- Как можно изучать предмет по желанию учащихся. Разве у учащихся начальных классов могут быть устойчивые желания и интересы, чтобы открыто проявлять свои стремления к изучению предмета «Культура и традиции народов Дагестана»? Какому «гению» от образования могло прийти в голову такое указание.
- Разве не перекладываем мы на плечи директоров школ весьма ответственный вопрос по отношению к воспитанию учащихся. Решая данный вопрос по усмотрению директоров школ, мы полностью игнорируем исторически и педагогически оправданный принцип единого подхода к воспитанию будущих граждан республики и страны.
Вот как мы сознательно создаем проблему, очевидно игнорирующую вековечные потенциальные возможности дагестанской традиционной национальной культуры воспитания и формирования морально-этического облика нынешних и грядущих поколений.
В тех школах, где директора предусматривают в учебных планах изучение культурологических предметов, также встречаются проблемы. В этой связи, возвращаясь к причинам слабой культурологической подготовки наших учащихся, хотелось бы отметить вот еще что. При изучении культуры, как предмета исследования, и при преподавании, как учебного предмета, большинство педагогов акцентируют внимание учащихся только на событиях, фактах, предметах, идеях и т.д., без целенаправленного выявления и публичного освещения личностно-этической, социальной, национально-региональной и общечеловеческой значимости духовно-нравственных ценностей культуры. Культуру ошибочно преподают подобно истории. А между тем еще Лев Николаевич Гумилев замечал: «Увы, историки привыкли изучать следы, забывая о тех, кто их оставил, памятники — помимо тех, кто на них смотрел и ради кого их творил художник».
Как автор большинства общеобразовательных учебных программ и учебников по культуре и традициям народов Дагестана хочу в очередной раз напомнить, что целью преподавания данного предмета в школах является не столько культурологическое образование учащихся (и оно, разумеется, не менее важно), сколько их морально-этическое, идейно-патриотическое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание на веками сложившихся устойчивых ценностях духовной и материально культуры народов Дагестана. Это исключительно важно именно сегодня, в условиях отсутствия четкой национальной идеи, идеологических и духовно-нравственных ориентиров в российском, безусловно, и в дагестанском социуме. Поэтому при изучении культурологических предметов, в частности, и при организации учебно-воспитательного процесса, в особенности, возникает настоятельная необходимость пристального внимания, прежде всего к такому мощному пласту культуры Дагестана, как педагогическая культура народа – Этнопедагогика Дагестана.
Энопедагогика, говоря обыденным языков — это традиционная народная методика очеловечивания, окультуривания человека и общества. Она, как духовный феномен народа сообщает нам эмпирические знания, сведения, идеалы, взгляды, представления, установки, навыки и приемы воспитательных действий, испокон веков ценимых и почитаемых настоящими тружениками – созидателями ценностей материальной и духовной культуры. Этнопедагогика, как учебная дисциплина, уже ряд лет изучается на педагогических отделениях и факультетах вузов страны. Однако в более чем полутора тысячах школ республики на сей день работают учителя, которые преподают культуру, не учитывая потенциальные возможности этнопедагогики в воспитании учащихся.Как же помочь им восполнить серьезный пробел в профессиональной деятельности?
В современных условиях небывало низкой обеспеченности школ методической литературой надежной формой этнопедагогического просвещения учителей, учащихся и их родителей могла бы стать целенаправленная работа курсов повышения квалификации, семинаров с привлечением потенциала ведущих детских и юношеских библиотек республики, и прежде всего Республиканской детской библиотеки. Как известно, последняя располагает не только оригинальными художественными, публицистическими, научно-популярными изданиями по различным видам и типам культур, но и достаточно компетентными кадрами по умелой разработке и организации образовательно-воспитательных мероприятий с детьми и подростками. Свидетельством тому разработанные и изданные здесь методические рекомендации: «Работа детской библиотеки по формированию культуры межнационального общения (Д. Омаров и А.Карнаухова). «Литература — мост дружбы» (К. Султанова), «За здоровье природы в ответе каждый», «Каким ты будешь, человек?» (У. Богатырова) и другие.
Однако, системный подход к культуре, а к этнопедагогической культуре, в частности, предполагает просвещение детей и подростков по самым разным направлениям и видам как национальной, общедагестанской, так и отечественной и мировой культуры. Основные направления развития и становления национальной, отечественной и мировой культуры отражены в учебных программах, учебниках и учебных пособиях,в свое время утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки РД.
Хочу сообщить, что содержание дагестанской национальной культуры впервые в этнопедагогическом аспекте более широко и доступно освещается в учебниках и учебных пособиях, изданных в последние годы. Особый интерес для этнопедагогического просвещения могут представить следующие издания: Мирзоев Ш.А. Культура и традиция народов Дагестана: учебник для 4 класса. Махачкала,1996,1997; Москва,1998, 2003; Махачкала, 2009; Саидов Т.Г. Уроки культуры и традиций народов Дагестана в 4 классе Пособие для учителя — Махачкала,1998; Магомедова З.М. Культура и традиции народов Дагестана. Методическое пособие — Махачкала,1997; Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Программа и методические рекомендации для 8-9 классов — Махачкала, 1996; Магомедова М.А. Культура и традиции народов Дагестана. Методические рекомендации и разработки уроков для 8-9 классов — Махачкала, 1997; Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Становление мужчины. Учебник-хрестоматия для 10-11 классов — Махачкала,1998.
Эти и другие учебно-методические издания могли бы занять достойное место в этнокультурном и этнопедагогическом просвещении учащихся, родителей, да и самих учителей.
С высокими идеалами, моральными и дидактическими принципами народов Дагестана, житейской мудростью, морально-этическими нормами, правилами, взглядами, нравственными и физическими достоинствами дагестанцев, прогрессивными методами и приемами их формирования можно ознакомиться в таких популярных книгах дагестанских ученых как: Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. — Махачкала, 1968; Лугуев С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана, ХIХ — начало ХХ в. — Махачкала, 2001; Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых традициях народа — Махачкала,1976;Магомедова З.М. Прогрессивные традиция народов Дагестана как средство нравственного воспитания. -Махачкала,1980; Магомедов А.М. Художественные традиции народов Дагестана и их роль в эстетическом воспитании учащихся — Махачкала, 1988; Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: словесные средства воспитания — Махачкала, 1984; Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: содержание, формы и методы воспитания — Махачкала, 1986; Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана — Махачкала, 1992; Саидов Т.Г. Традиции народа творят человека — Махачкала, 1994 и другие.
Этнокультурное и этнопедагогическое просвещение предполагает не эпизодическое, скачкообразное ознакомление детей со случайными фактами и явлениями, а систематическое, последовательное, глубокое и всестороннее изучение конкретных видов и направлений национальной и многонациональной дагестанской культуры. Так, например, исходя из нынешних реалий, объектами серьезного внимания могли бы стать такие направления дагестанской культуры и формы их освещения:
Культура труда народов Дагестана. Форма организация мероприятий — выставка книг (стихов, рассказов,сказок,пословиц,поговорок и загадок, восхваляющих достоинства и социальную значимость видов труда и тружеников; выставка иллюстраций, отражающих разновидности орудий труда,способы и методы образцового пользования орудиями ремесленного, земледельческого и животноводческого труда. Стенды, указывающие перечень изделий и продуктов, как результат образцового плодовитого труда народов Дагестана. Встречи с ветеранами земледельческого, животноводческого и ремесленного труда. «Презентация» их личного трудового вклада в народное хозяйство и культуру республики и Отечества. Викторина «Хлеб — всему голова», Конкурс: «Знаете ля вы традиции дагестанской народной экономики» и т.д. Это лишь некоторые формы регулярного увлечения детей и подростков удивительно мудрым опытом жизнедеятельности Дагестанского труженика. Их можно провести с привлечением коллективов учителей, родителей и учащихся ближайших школ, лицеев и гимназий.
Аналогичные форма этнокультурного просвещения целесообразно организовать по художественной культуре народов Дагестана с приглашением и участием мастеров прикладного и изобразительного искусства, художников скульпторов, артистов, актеров, архитекторов и т.д.; по правовой культуре народов Дагестана, с приглашением историков и этнографов — знатоков обычного права (адатов) Дагестана; по физической культуре, с приглашением мастеров по национальным видам спорта (борьбе, канатоходству, джигитовке и т.д.; по культуре дагестанского быта, с приглашением мудрых аксакалов; по культуре речи, с приглашением дагестанских фольклористов и лингвистов; по культуре межличностных и межнациональных отношений, с приглашением ученых педагогов и ветеранов педагогического труда и многое другое. Словом, традиционными в республике должны стать не только «Дни поэзии», «Дни национальной литературы», но и «Дни национальной культуры», «Выставки и вечера дагестанской культуры», очевидно демонстрирующие уникальные достижения народов Дагестана в духовно-нравственном воспитании и интеллектуальном образовании человека и общества.
И наконец, в издательстве «Просвещение» в Москве с 2017 года находятся рекомендованные коллегией Министерства науки и образования РД готовые к изданию учебные пособия: Мирзоев Ш.А. «Культура и традиции народов Дагестана». Учебное пособие для 4 (5) класса; Мирзоев Ш.А. «Культура и традиции народов Дагестана». Часть 1 и Часть 2. Учебные пособия для 8 класса. Они, усилиями автора и работников издательства красочно оформлены, редактированы, снабжены доступными для учащихся учебно-методическими рекомендациями. Безотлагательное издание этих пособий оптимизировало бы этнокультурное просвещение дагестанских школьников.
Только совместными усилиями социально признанных ответственных перед народом ведущих работников образования, педагогов и родителей — истинных патриотов своего народа, республики и страны можно сохранить и преумножить духовно-нравственный потенциал, сконцентрированный в ценностях материальной и духовной культуры народов Дагестана, как этого и требуют майские 2018 года указы Президента России, «Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России» и вышеназванные поправки к Конституции Российской Федерации,
Шайдабег Мирзоев,
профессор, отличник народного просвещения России