(к 85 летию Манашира Якубова)
Манашир Абрамович Якубов родился 4 мая 1936 года в Грозном. Его отец Абрам Манаширович был специалистом по нефтепромысловому оборудованию, мать Анна Ароновна — бухгалтером. В 1946 году Якубов поступил в музыкальную школу № 1 в Махачкале, где его педагогом по классу скрипки стал Хизгил Ханукаев, по теории музыки и сольфеджио — Ирина Трофимова. В 1955 году окончил Махачкалинское музыкальное училище как скрипач, по теоретическим предметам занимался у Готфрида Гасанова и у Наби Дагирова… В 1957году, ещё студентом Московской консерватории, Якубов был представлен Дмитрию Шостаковичу. В студенческие годы началась и его публицистическая и исследовательская деятельность, первоначально посвящённая преимущественно дагестанской музыке. В 1960-1962 гг. Якубов работал преподавателем, заведующим теоретическим отделением Махачкалинского музыкального училища и зав. лекторием Дагестанской государственной филармонии. В 1962-1965 гг. был аспирантом Института истории искусств, затем редактором отдела теории журнала «Советская музыка». В 1960 с отличием закончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории.
С 1960 по 1980 гг. Якубов опубликовал монографические работы о Сергее Агабабове, Готфриде Гасанове («Отец дагестанской музыки»), Мураде Кажлаеве, Наби Дагирове, Ширвани Чалаеве, Сейфуле Керимове, Казбеке Шамасове, Жанне Плиевой, «Очерки истории дагестанской советской музыки» и сотни статей о творчестве композиторов Дагестана и Северного Кавказа. В 1962, рекомендуя его в аспирантуру, Шостакович пророчески писал: «Якубов отличный музыкант, серьёзно и вдумчиво относящийся к своему труду человек. Из него может выработаться квалифицированный учёный-музыковед, работа которого окажется полезной не только в масштабах Дагестанской республики, но и всего советского музыкознания».
С 1966 по 1970 годы Манашир Якубов- заведующий отделом музыки Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы и искусства при Совете министров СССР. В 1973 принимал участие в 111-ей Международной музыкальной «Трибуне Азии», проведённой ЮНЕСКО; два его проекта были приняты в долговременную программу Международного музыкального совета. С 1991 г. — субкоординатор по региону Кавказа в авторском коллективе труда «Uпiveгse of Music а Histoгy» (проект ЮНЕСКО, координатор проекта — Шведская Королевская Академия музыки).
После смерти Шостаковича Якубов занимался изучением личного семейного архива великого композитора. Написал предисловия к 25-ти томам первого Собрания сочинений Шостаковича (1978- 1989). Опубликовал впервые его балеты «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей» (благодаря этим публикациям все три балета ныне возрождены на сцене Большого театра России), а также «Антиформалистический раек», «Сюиту на финские темы», пьесы для струнного квартета и многие другие неизвестные сочинения великого композитора. В 1992 году японское издательство ZEN ON выпустило в свет факсимиле партитуры Седьмой симфонии Шостаковича со вступительной статьёй Якубова.
В издательстве Hans Sikorski (ФРГ, 2001) — вышло подготовленное Якубовым факсимильное издание Сонаты для альта Ор.147 Шостаковича; это издание отмечено национальной премией ФРГ в области книгоиздания. В 2006 году, к столетию со дня рождения Шостаковича, Издательство DSCH выпустило в свет факсимиле автографа партитуры Тринадцатой симфонии, редактор издания и автор вступительной статьи — Манашир Якубов. С 1993 — главный редактор издательства «DSCH», в 1996 избран председателем правления «Общества Дмитрия Шостаковича». В марте 1998 Якубов был приглашён для работы в Комиссии по музыкальному искусству в Совете по культуре при Президенте России (единственный музыковед в составе этого Совета) и затем избран заместителем председателя Комиссии.
Манашир Якубов — автор большого количества публикаций по теории музыкальных форм и мелодике, по этномузыкологии и инструментам народов Дагестана, музыкальной археологии; русской музыке 19-20 вв. (Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский- Корсаков, Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Шнитке, Щедрин».), профессиональной музыке Северного Кавказа, музыкальному исполнительству, изданных в СССР/России, Англии, Италии, Японии, ФРГ, США, Швеции, Швейцарии, Израиле, Польше, Финляндии и др. странах (всего — на 25-ти языках). Он выступал с лекциями и докладами в Мичиганском университете, в Итальянской национальной Академии и Консерватории, в театрах Венеции, в университетах и консерваториях Японии. Якубов — автор музыкальных произведений для детей, лауреат композиторских конкурсов. В 2001 Якубов стал также победителем конкурса на грант Президента Российской Федерации для издания книги о музыкальных инструментах народов Дагестана. С 2000 по проекту, разработанному Якубовым, и под его редакцией издаётся «новое собрание сочинений» Шостаковича в 150 томах (20 томов уже вышли в свет). В 2001 году Японский Фонд присудил Якубову в числе сорока представителей мировой интеллектуальной элиты полугодовой грант для знакомства с историей и искусством страны. В Японии печатается с 1970-х годов, опубликовал на японском языке работы о Шостаковиче, Прокофьеве, Чайковском, Бородине. В марте 1998 года во время Фестиваля Шостаковича в Токио демонстрировал выставку «Приватный Шостакович» из материалов своего архива выставка демонстрировалась также в США.
Манашир Якубов — Лауреат Государственной премии Дагестана им. Гамзата Цадасы ( 1970), Заслуженный деятель искусств Дагестана ( 1975), кандидат искусствоведения ( 1977). Почётный член «Международного общества Шостаковича» Англии и музыковедческого общества Японии.
Известный музыкант Валентин БЕРЛИНСКИЙ так отозвался о книге Манашира Якубова «Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана»:
— Она увлекла и обрадовала меня. Всю жизнь я играю на виолончели и без неё не представляю себе своего существования. Журналисты любят меня спрашивать: кого я люблю больше, мою жену или мою виолончель. Это коварный вопрос, так как я люблю их по разному. Но могу определенно сказать, что с виолончелью я провожу гораздо больше времени, чем с женой. Я думаю, что каждый, профессионально играющий на каком-нибудь инструменте, поймет меня. Музыкальный инструмент скрипка, флейта или, допустим , дагестанский агач-кумуз — это для музыканта родное живое существо. Даже можно сказать больше: это почти часть его самого, потому что, играя на нем, ты как бы с ним срастаешься, он становится как бы твоими голосовыми связками. Скрипач держит скрипку над сердцем. Флейтист подносит флейту к губам и оживляет её своим дыханием. Виолончелист обнимает виолончель, как любимую, прижимается к ней … И вот, из книги Манашира Якубова я с радостью узнал, что в Дагестане к музыкальным инструментам тоже относятся как к одушевленным существам, и части аварского пандура или лезгинской кеманчи имеют даже соответствующие названия: голова , шея , спина , живот и так далее. (Поразительно, что и у виолончели соответствующие детали называются так же: головка, шейка!) Лет тридцать назад мне не раз приходилось бывать в Дагестане с концертами в сопровождении Азы Аминтаевой. Она была замечательным музыкантом, выдающейся ансамблисткой, выпускницей Московской консерватории, а Дагестан был её родиной, и благодаря ей, я мог получить некоторые сведения об этом удивительном крае, в котором живут десятки разных народов. Но я и не подозревал, что там существует такое множество музыкальных инструментов. Это было для меня открытием!
ПОЗДРАВЛЕНИЯ в связи 70-летием Манашира Якубова Владимир Путин, Президент России:
Уважаемый Манашир Абрамович! Примите мои поздравления с 70-летием. Талантливый музыковед и литератор, Вы создали немало замечательных произведений, интересных и профессионалам, и широкому кругу читателей. Особого уважения заслуживает Ваша многолетняя просветительская деятельность, посвященная творческому наследию великого композитора ХХ века — Дмитрия Шостаковича. Желаю Вам крепкого здоровья, благополучия и всего самого доброго.
Родион Щедрин, композитор:
С удовольствием присоединяю свой глас к хору юбилейных поздравлений в Ваш адрес. Мне приятно это делать, ибо издавна чту Вас — эрудированного, серьёзного, обстоятельного и прозорливого музыканта. Вы всегда имели свой собственный взгляд на музыкальные проблемы прошлого и настоящего. И никогда угарный ветер моды и конъектуры не сдвигал Вас с собственной точки зрения на все предметы и обстоятельства. Одно уже это в наш вероломный век дорогого стоит! Добрые Вам пожелания.
Юрий Башмет, музыкант:
-Для меня многолетняя дружба с Манаширом Якубовым имеет особую ценность. Яркая личность, высокообразованный неутомимый исследователь и учёный, Манашир фанатично предан Музыке и верно служит ей всю свою жизнь. Встречи с ним — человеком редкой души — для меня и радостны, и порой весьма полезны. Заслуживает самой высокой похвалы его активная пропаганда творчества выдающихся советских композиторов и, конечно же, его огромный труд в качестве главного редактора полного собрания сочинений Дмитрия. Шостаковича. Искренне желаю моему другу новых творческих свершений и долгих лет жизни.
Наида Абдулrамидова, начальник Управления культуры г.Махачкалы:
-Выдающийся деятель культуры Дагестана Манашир Абрамович Якубов принадлежит к той плеяде современных выдающихся деятелей культуры Дагестана, чей талант и профессионализм стали подлинной гордостью республики. Круг профессиональных интересов Манашира Абрамовича широк и многообразен: это творчество советских и зарубежных композиторов, вопросы теории, истории и эстетики музыки, архивная и редакторская работа, критика и участие в событиях мира искусства. И конечно одна из главных тем его профессии — музыкальная жизнь Дагестана, летописцем и исследователем которой он является ещё со студенческой скамьи. Именно его перу принадлежат первые публикации о дагестанских композиторах и национальном фольклоре, ярких явлениях и проблемах музыкальной культуры республики. Его заслугой является открытие широкому кругу читателей множества исторических фактов и имён, представление общей панорамы развития дагестанского профессионального музыкального искусства, портретов творческих личностей и их сочинений. Сегодня Манашир Абрамович автор более 1000 публикаций, изданных не только в России, но и в других странах. Среди его последних работ книга «Мурад Кажлаев известный и неизвестный» и «Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана», которые стали ценнейшим вкладом в искусствознание республики. И этим Манашир Якубов ещё раз убедительно подтверждает свою кровную связь с Дагестаном.
Мурад Кажлаев, композитор, народный артист СССР:
— Манашир Якубов — один из самых выдающихся музыковедов-исследователей современной России. Сфера его интересов охватывает обширный диапазон явлений и тем из области искусства музыки. Есть целые большие разделы знаний, где он выступает непревзойдённым экспертом. Прежде всего — это искусство Дагестана и вообще народов Северного Кавказа, включая фольклор в различных его этнических ответвлениях. Столь же значительна его роль в изучении наследия великого представителя русской музыки ХХ века — Дмитрия Шостаковича. Глубина проникновения в предмет исследования, оригинальность осмысления, всегда оттенённая «элементом неожиданности», отличают его и ранние, и зрелые работы. Его обращения к музыке Прокофьева, соотнесения с проблемами музыкальной формы и современного мелоса, его наблюдения над творчеством различных композиторов советского периода истории отечественной музыки, обобщения на тему роли оперного жанра в становлении национальных культур, — всё отмечено знаком индивидуального преломления — красноречивым свидетельством истинного исследовательского дарования.
Всеволод Задерацкий, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ:
-Имя Манашира Абрамовича Якубова я знаю давно, с тех лет, когда работал в журнале «Советская музыка». Редакционные работники представляют своих авторов, как правило, «изнутри». Их трудно впечатлить степенями, званиями и прочими атрибутами внешнего успеха. Яркая, талантливая, неординарная мысль, чёткость профессиональной позиции, научный кругозор — вот то, благодаря чему Манашир Якубов всегда был в числе немногих авторов, чья репутация и авторитет были в журнале непререкаемы. Конец 80-х, разгар перестройки. Исполнение «Антиформалистического райка» Шостаковича в Колонном зале. Блестящий комментарий Якубова. Это было одно из самых сильных потрясений тех лет .. 1990-е годы. Начинает выходить самый крупный музыкальный проект нашего времени — 150-томное Новое собрание сочинений Шостаковича. Автор концепции и общей редакции этого грандиозного издания Манашир Якубов.
Для любого другого учёного это был бы труд всей жизни, венец профессиональной деятельности. Но только не для него. Сфера научных интересов Манашира Абрамовича очень широка: от сокровищ дагестанского народного искусства — до особенностей исполнительской интерпретации, от творчества композиторов, наших современников — до принципов формообразования в сочинениях классиков. По сути его интересуют не отдельные сферы, а сама музыка, все её проявления, будь ли то мысль о музыке или сама живая, трепетная звучащая материя. Ему, как немногим в наш скептичный век, ведом восторг от наслаждения прекрасным. Он настоящий рыцарь нашей профессии. Знания его энциклопедичны.
А вот, как откликнулся на кончину Манашира Якубова его родственник и общественный деятель Гарик Канаев:
— Как будто мир подарил нашему времени античного философа» — сказал один из присутствующих на прощании с Манаширом Якубовым. И был прав в сказанном, ибо таковым мы воспринимали его – мудрецом по содержанию и форме. Мысль, высказанная этим человеком, поражала своей нестандартностью, а его появление на людях всегда вызывало пристальное внимание и восхищение. На него хотелось подолгу смотреть и также долго его хотелось слушать. Он обладал поистине удивительной притягательной силой.
Я имел счастье хорошо знать Манашира Абрамовича и считаю себя его учеником. Шестнадцатилетним юношей я пришёл к нему со своим первым сочинением — фортепианной пьесой, написанной по окончании музыкальной школы. Прослушав пьесу, он произнес короткую фразу: «Гарик, я думаю, тебе имеет смысл заниматься музыкой!». Эти слова Манашира Абрамовича определили моё ближайшее, а затем и дальнейшее будущее. Я ушёл от него в тот вечер окрылённым и, забегая на многие годы вперёд, скажу, что в подобном состоянии пребывал всякий раз после каждой нашей встречи, по какому бы поводу она ни была. Подобного вдохновителя я, пожалуй, больше и не встретил за свою жизнь. Он был первым слушателем и строгим критиком каждого нового моего сочинения и даже сейчас, когда я сажусь за новую работу, то невольно думаю о том, что бы сказал Манашир Абрамович, услышав мою музыку. У него хотелось учиться всему, а лично мне — еще и его особенному, неподражаемому слогу. Моя мама вообще считала его писателем от музыки.
— Сегодня, в день его рождения, особенно чувствуется его отсутствие. Он ушёл неожиданно для всех нас. Казалось, что этот человек всегда будет рядом… Но его физическое отсутствие сменилось метафизическим присутствием. Так, как будто этот необычный человек растворился в нас. В памяти остался его взгляд и его голос. И тем не менее грустно…
Но вот о чём просил нас Дима, сын Манашира Абрамовича, на поминальном вечере: «Пожалуйста, вспоминайте моего отца с улыбкой на лице». И, улыбнувшись, поведал нам одну историю. Как-то в Италии Манашир Абрамович присутствовал на концерте Мстислава Ростроповича, с которым его связывала многолетняя дружба. Выступление такого музыканта – событие и поэтому среди присутствующих было немало итальянской элиты, представителей которой Манашир Абрамович скорее всего не знал в лицо. После концерта был фуршет и Мстислав Леопольдович, улучив момент, решил познакомить Манашира Абрамовича с одним из самых известных людей Италии, не успев предупредить с кем именно. Знакомство состоялось и Манашир Абрамович, протянув тому свою визитку, со свойственной ему вежливостью, сказал: ”- Обращайтесь, если будет необходимость”. Как только они отошли в сторону, Ростропович набросился на Манашира: — Что ты наделал?! Ты знаешь, кто это был?! – Кто? – недоумённо спросил Манашир Абрамович. – Сильвио Берлускони!!!
Сегодня я пойду на Ваганьковское кладбище, поклонюсь моему дорогому учителю и обязательно уйду с улыбкой на лице…
Хан Баширов,
заслуженный деятель искусств России, профессор