Природа сказала женщине:
«Будь прекрасной, если можешь,
мудрой, если хочешь,
но благоразумной
ты должна быть непременно».
Пьер Бомарше
В последние десятилетия российская общеобразовательная школа получает поток «бесполых» научных рекомендаций, рассчитанных только на «учащихся» без выделения в них «учеников» и «учениц». Подавляющая часть общества и многие педагоги в частности привыкли к стереотипным взглядам на девушек-старшеклассниц, смотрят на них только как обязанных хорошо и отлично учиться. Однако по данным физиологов, медиков и психологов, нынешняя старшеклассница – это фактически молодая женщина со всеми присущими ей физиологическими и эмоциональными особенностями, и она более чем юноша нуждается в пристальном внимании социума и учреждений образования.
Социальное предназначение женщины, ее позитивная активность, испокон веку ориентированная на семью, рождение и воспитание детей, что всегда являлось важнейшим условием стабильности и благополучия общества, сохранения его нравственности и духовности. Особая социальная ответственность женщины перед социумом, ее духовная и историческая миссия обусловили такую социальную роль женщины в обществе, которая по-прежнему ассоциируется с нежной и любящей матерью, жертвенной и преданной женой, человеческим бескорыстием и гуманностью. Реальным доказательством именно такого образа женщины является меньшая подверженность ее, по сравнению с мужчинами, различным социальным порокам.
Вместе с тем начавшийся с начала 90-х годов XX века и затянувшийся до настоящего времени социально-экономический кризис подорвал стабильность института семьи, вследствие чего во многом обесценился личностный смысл жизни женщины, связываемый ранее с созданием и сохранением семейного очага. Результатом повышения этой активности явилась широкомасштабная маргинализация женского населения, представляющая собой деструктивную форму социальной адаптации. Бытовое пьянство, алкоголизм, проституция, пристрастие к наркотикам среди женщин — уже не исключение, не отдельные факты, а социальное явление.
Здоровая часть российского общества, разумеется и дагестанского давно озабочена состоянием нравственности молодежи. Волна насилия, преступности, наркомании и проституции захлестнула и народы Дагестана, которые, по словам выдающихся русских исследователей, когда-то жили по законам шариата, обычного права и традиций предков. Сегодня зачастую в средствах массовой информации проходит реклама бездуховности и безнравственности. Ни в газетах, ни на телевидении нет публикаций и передач, рассказывающих нашей молодежи о целомудрии, нравственности, культе семьи, материнстве, здоровом образе жизни и порядочности.
Современные старшеклассницы – это девушки 14-18 лет. Ни в одном возрасте индивидуальные особенности и своеобразие развития не выражены так резко, ни в одном возрастном периоде начало и завершение его не находится в такой зависимости от самых разнообразных условий (социальных, экономических, культурных, бытовых, климатических и т.д.) как в этот период формирования личности человека. В этом же возрасте происходит бурная перестройка деятельности всех физиологических систем организма. Меняются психика, поведение и социально-бытовые ориентации девушек. Этот период труден для родителей и педагогов, но еще в большей степени он сложен и труден для самих девушек.
Стихийные процессы, которые присущи значительной части сегодняшней молодежи — погоня за модой, тяга к необычному, престижному – привели к ряду отрицательных явлений. Модно стало для девушек предпочитать ребят, у которых всегда водятся деньги, престижно иметь «фирменную» одежду, аппаратуру, курить «фирменные» сигареты. Однако одним из самых угрожающих пороков современности является пристрастие прекрасного пола к употреблению наркотических и одурманивающих веществ, выражающееся в усилении социальной активности вне семейного окружения, при ограниченности нравственно-приемлемых, а порой и законно допустимых способов удовлетворения такой активности.
Основными причинами распространения наркомании среди школьниц являются безволие, отсутствие условий для самореализации, неумение «устоять в жизни» (потеря лидерства, недовольство своей внешностью, предательство со стороны близких, друзей, а зачастую любимого человека, кому более всего было оказано доверие). Безделье, отсутствие полноценной и духовно удовлетворенной жизни, эмоциональная бедность, порождают у девушек желания подбодрить себя сигаретой, повеселиться с помощью алкоголя, а затем и «встряхнуться» наркотиками.
Социально-экономические и общественно-политические дискомфорты государства непосредственно сказались на всем российском обществе, и более всего болезненно отразились на ранимой ее части – женском населении. Не является исключением и Республика Дагестан, где численность населения по результатам последней переписи 2002 года более 2584,2 тысяч человек (1.2 процента от населения России), из которых более половины женщины.
Еще в недавнем прошлом, так, например в 2006 году на учете в Республиканском наркодиспансере было зарегистрировано – 7772 наркопотребителя, на учете состояли 3480 человек, из них шприцевых наркоманов — 1755 человек, токсикоманов – 147 человек. Из зарегистрированного числа наркоманов 785 женщин и 154 несовершеннолетних (возраст 9-14 лет). По статистическим данным ежегодно на диспансерный учет берется более 3000 человек. По имеющейся оперативной информации, процент наркотизации граждан республики гораздо выше официального.
Как и во многих центральных регионах России, потребление наркотиков в молодежной среде Дагестана становится своего рода субкультурой, которая в свою очередь несет не только падение морали, но и распространение тяжких неизлечимых заболеваний.
Опасными для общества в последнее время становится участившиеся факты приобщения женщин в возрасте до 25 лет к употреблению наркотических и одурманивающих средств, что, безусловно, влияет на потомство, выражается в увеличении врожденных умственно и физически отсталых детей, росте детской смертности, разрушении генофонда нации, образованию социально неполноценных семей.
Научно и практически подтвержденные факты свидетельствуют о том, что женщины гораздо больше страдают от наркотиков, привыкают к ним быстрее и последствия их воздействия на женский организм более тяжелы. Проблема осложняется еще тем, что 80 % наркоманок получают первую дозу под давлением мужчин, так называемых «друзей» или от мужа-наркомана, то есть от людей, которым они доверяют. Но самое страшное в том, что в женщине-наркоманке или алкоголичке умирает главное – эта женщина уже не способна быть матерью, ни с физической, ни с психологической стороны.
Менталитет и специфика дагестанского общества такова, что родные и близкие наркозависимых лиц, стараются любыми способами и средствами скрыть данный факт. Это явление особенно характерно для женского населения, так как женщины Дагестана по существу всегда должны оставаться носителями всего прекрасного, накопленного веками нашими предками.
Исходя из социального предназначения девушек как завтрашних матерей, возрастают требования к формированию морально-этического облика старшеклассниц. По словам создателя педагогической системы Василия Сухомлинского, воспитание хорошей матери – это, по существу, решение половины всех задач школы. Он считал, что в школе должны господствовать культ матери, дух высокого, целомудренного отношения к женщине – источнику человеческой жизни и красоты.
По мнению выдающихся русских педагогов, в воспитании женщины заключается воспитание всего человечества. Конкретизируя эту идею, Илья Ульянов подчеркивал: «Грамотная девочка – грамотная мать, грамотная мать – грамотная семья, грамотная семья – грамотное государство». А вековечная мудрость народов Дагестана подтверждает: «Мужчина создает только род, а женщина весь народ». Изучение прогрессивных историко-культурных традиций показывает, что воспитание девушек в обществе всегда понималось как воспитание разумной, знающей, много умеющей матери.
Все вышеизложенное говорит о том, что назрела необходимость и возможность проведения самостоятельного исследования, посвященного женской наркомании и поиску оптимальных путей ее профилактики. Данная статья преследует цель восполнения пробела в профилактике процесса пристрастия девушек к наркотикам, разработки и систематизации рациональных методов воспитания у старшеклассниц негативного отношения к аморальным проявлениям.
В научной литературе исследуются социальные, психологические и биологические корни наркотизма, правоохранительные органы и общественные организации предпринимают попытки активизировать профилактическую деятельность, увеличивается количество учреждений и организаций, где наркозависимым оказывается необходимая медицинская и психолого-социальная помощь. Однако наркоситуация в России и, разумеется, в Дагестане за последние годы качественно и количественно изменилась в худшую сторону.
Связанные с этим социальные, криминальные, экономические и медицинские аспекты превратились в одну из трудноразрешимых проблем.
По данной проблематике проведено немало исследований, на основании которых сформировались определенные теоретические концепции. В этих исследованиях рассматриваются факторы, способствующие и препятствующие развитию наркотизма, механизмы формирования аддиктивного поведения у подростков. Однако вопросы, посвященные профилактике, носят достаточно общий характер, то есть проблема скорее именно констатируется. В этой связи надо заметить, что даже в тех работах, которые посвящены профилактике в подростковой среде формулируются лишь общие требования к превенции подросткового наркотизма, анализируется опыт частичной адаптации в российском социуме программ превентивного обучения и воспитания подростков, применяемых на Западе.
Конкретные же методики и программы по профилактике, пригодные к применению в условиях России и его регионов, практически не предлагаются. Те же единичные отечественные технологии профилактики наркотизма в подростковой среде, которые разработаны на сегодняшний день, обладают рядом недостатков: не всегда достаточно научно обоснованы, нет данных об их эффективности, они громоздки и трудоемки в исполнении, требуют значительного числа специально обученных исполнителей и т.д. Более того, совершенно выпали из поля зрения исследователей проблемы женской наркомании, все более отражающейся на духовно-нравственном, физическом, социально-психологическом благополучии российского общества.
Социальная ответственность женщины перед социумом, ее духовная и историческая миссия требуют возрождения и стабилизации социальной роли женщины в обществе. Образ женщины горянки со всеми исторически присущими ей морально-этическими качествами должен формироваться, осмысливаться, сознаваться и внедряться во все сферы жизнедеятельности юных дагестанок.
Реальным доказательством наличия именно такого образа женщины в Дагестане является меньшая подверженность ее, по сравнению с мужчинами, различным социальным порокам. Об этом свидетельствует вся многовековая история Дагестана, где женщины во всех сферах жизни и деятельности (в семье, в труде, во время досуга, в спорте, в защите родины (очага) четко выполняли возложенные на них социальные функции.
Тот факт, что в Дагестане наркомания носит более скрытый, непубличный характер, накладывает отпечаток на поведение людей в быту, что особенно затрудняет процесс выбора средств и методов антинаркотического воспитания школьной молодежи и, прежде всего, девушек.
Для оптимизации антинаркотического воспитания молодежи, в том числе и девочек-подростков, девушек-старшеклассниц, мало эффективны, на наш взгляд, такие мероприятия, как разовые выезды в районы для проведения одной общерайонной конференции по проблемам наркомании; сиюминутные, не аргументированные беседы по телевидению; «безличностные» статьи и публикации в периодической печати и т.д. Необходима серьезная, целенаправленная переподготовка школьных медсестер для выявления наркоманов, для проведения антинаркотической работы среди учащихся с максимальным учетом их половозрастных особенностей развития. Мониторинг, Министерством науки и образования РД в школах, необходимо проводить не раз и не два, а систематически во всех школах и вузах республики. Это проявило бы реальную картину распространения наркомании среди молодежи.
При организации антинаркотического воспитания старшеклассниц, целесообразно сотрудничество в работе органов образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных структур, а также Духовного управления мусульман Дагестана, так как наркомания – болезнь духовная, а духовно-нравственное оздоровление личности и общества – это назначение, суть и содержание всех религий. Необходимо также опираться и привлекать к этой работе наших компетентных ученых, писателей, поэтов, все духовное богатство нашей культуры, людей, являющихся совестью, славой и честью народов Дагестана.
Для профилактики наркомании и токсикомании немаловажна целенаправленность воспитания, знание учителями и родителями специфических моментов, важных для профилактики. Наркомания (токсикомания) – явление очень агрессивное и вместе с тем легко приспосабливающееся к любым недостаткам воспитания. В первую очередь необходимо обратить внимание на формирование системы потребностей старшеклассниц, посредством которых будет проявляться, и реализовываться свойственная им активность.
Министерствами, ведомствами, администрациями городов и районов республики организована профилактическая работа по предупреждению распространения наркомании и злоупотребления психотропными веществами среди детей и молодежи. Создана общественная организация «Матери против наркотиков». Эффективность их деятельности напрямую зависит от согласованности, содержательности и оперативности запланированных форм, методов и приемов работы.
Значительную, а может и главенствующую роль в профилактике наркомании среди девушек, играет семья, взрослые и опытные женщины семьи, и более всего мать и позитивное материнское влияние. Семейное окружение, а именно образ матери является основным составляющим в формировании и становлении личности девушки-горянки. Мать должна прививать дочери любовь к семейному очагу, своему народу, научить ценить культурное наследие своих предков, выработать у нее ответственное отношение к себе, как к продолжателю рода человеческого, самостоятельность в поступках, формировать у нее убежденность о вреде наркотических средств и непременно осуществлять текущий антинаркотический контроль. Именно самостоятельность в поведении девушки определяется наличием у нее правильного понимания существа различий между компанией и коллективом, способности ориентироваться на требования общества, а не узкой группы людей (наркоманов).
Чем бы ни определялось поведение – собственными ценностями, переживанием стресса, давлением средств массовой информации или влиянием сверстников, девушка сама должна позволить или не позволить себе быть детерминированным всем этим. Это достигается целенаправленной и длительной воспитательной работой, посвященной проблемам осознания ценностей, построению самоуважения, навыкам распознавания чувств, управления собой в состоянии стресса, решению конфликтов и умении настаивать на своем разумном, общественно значимом всесторонне взвешенном решении.
Шайдабег Мирзоев,
профессор ДГПУ
Сарият Халипаева,
кандидат педагогических наук