Наврузбег эфенди –арабист богослов

(к 140-летию рождения)

Каждый народ славится своими известными личностями, к числу табасаранских принадлежит Наврузбег эфенди.

В конце XIX- начале XX вв. в связи с дальнейшим упрочением ислама в Табасаране происходит усиленное проникновение арабской письменности, увеличивается количество примечетских мектебов и медресе. Известными мектебами славились села – Зирдаг, Гасик, Кюряг, Джули, Гуми, Хурик, Дарваг, Ерси, Цухдиг, Марага и др. Арабисты из многих вышеназванных аулов были известны во всем Табасаране и далеко за его пределами.

Арабистами славилось и сел. Халаг, где до недавнего времени сохранились библиотека Наврузбег эфенди, а также частные коллекции с 5-15 рукописями и печатными книгами (это коллекции Алибекова Нажмудина, Алибекова Исамуддина, Рашидова Марата, Халиловой Гюльсенем). В коллекциях сел. Халаг обнаружены важные и популярные сочинения выдающегося египетского суфия, богослова и правоведа Абдалваххабааш-Шарани (ум. в 1565г.): два тома (152-182с.) книги «Китаб ал-Йавакитва-л-джавахир» («Книга яхонтов и драгоценных камней»), изданные в Каире в типографии «Мизан» («Весы»), изданные в Египте в типографии «Азхарийа» в конце XIX в. Из Египта в Дагестан попал изданный в типографии «Майманийа» в двух томах «Тафсир» Мухйиаддина ал-Араби и толковый словарь арабского языка (предположительно – конец XIX в.)

В коллекции Рашидова хранится, изданное в Каире в 1305/1887 г. редкое в дагестанских собраниях, историческое сочинение ас-Суйути (ум. в 1505 г.) под названием «Тарих ал-хулафаумарамумин» («История халифов – эмиров правоверных»).

Местные дагестанские литографические издания представлены «Комментарием к Корану» знаменитого египетского экзегета Джамалуддинаас-Суйути (ум. в 1505г.), изданным в 1913г. в Темир-хан-Шуре в «Исламской типографии (524с.), а также грамматическим трактатом «Мола Джами», вышедшем в начале XXв. в типографии А.М. Михайлова (580с.) в Петровске.

В сел.Халаг имеется суфийский трактат видного дагестанского ученого Зияутдина Юсуфа ал- Курихи, изданный в 1330/1912 г. в Темир-Хан-Шуре. Среди рукописей, обнаруженных в сел. Халаг, следует отметить широко известные в Дагестане и изучаемые в медресе сочинения: «ал-Фава’ ид ад-Дийа’ ийа» — грамматический учебник – субкомментарий выдающегося суфия, поэта, ученого АбдурахманаДжами (ум. в 1492г.), выполненный в Дагестане 1274/1857-58г.; «Канзаррагибин», юридический трактат – комментарий ал-Махалли (XV в.), рукопись большого формата (32х21см;625с.); «ШархДжам’ ал-джавами» и др.,

Наврузбег эфенди, как выше сказано имел личную бибилиотеку, которой пользовались ученые – арабисты Табасарана и других регионов Дагестана.

Наврузбег эфенди родился по одним данным в 1881 г.,по другим — в 1882 г. в с. Халаг Северо-Табасаранского участка Кайтаго-Табасаранского округа в узденской семье.Сперва он учился в мектебе, затем в медресе у местных алимов, продолжил свою учебу у алимов сел. Кюряг, Джули и др.

Получив достаточный уровень знаний Наврузбег эфенди открыл свой мектеб, затем медресе и стал обучать детей основам Корана, арабского языка, письменности.Он продолжил традиции, заложенные представителями предыдущих поколений по изучению арабской грамотности, строго следовал основам суфийского тариката. Недалеко от его родного села находилось селение Ханак, которое переводится от слова ханаках, т.е. «общежитие для суфиев», куда собирались суфи со всех табасаранских, агульских, многих азербайджанских, даргинских сел во время проведения религиозных мероприятий.

Суфизм – одно из наиболее распространенных ответвлений ислама, оказавшее огромное влияние на общественную и личную жизнь мусульманских народов, на их сознание и культуру. Суфизм возник в VIII в. как своеобразная форма протеста против господствовавших в халифате социально-экономических и идеологических отношений. Суфизм в Дагестане зародился в X в. в братстве накшбандия.

В X-XI вв. в Табасаране возникли социально-экономические предпосылки для утверждения суфизма. Большое влияние на это оказал Дербент, где еще до X века существовали различные суфийские группы. В последующие века суфизм получил в Дагестане повсеместное распространение, в том числе и в Табасаране. Одним из активных последователей суфизма был Наврузбег эфенди.

Вскоре Наврузбег эфенди стал известным шейхом и устазом. За получением вирда к нему приходили верующие не только из табасаранских, но и кайтагских, агульских, азербайджанских сел.

Наврузбег эфенди был знаком и находился в связях с такими арабистами как Насрулла, сын Хаджи-Ахмеда из сел. Хив, Нурмухаммад, сын Мухаммад-эфенди из сел. Ушниг, Хусейн, сын Сефера из сел. Хурик, Гирай, сын Исмаила из сел. Гурик, Абдул-Азиз, сын Иса эфенди из сел. Хучни, Аба-Мухаммад, сын Абдуллы из сел. Куркент, Гаджи-Абдулла из сел. Дюбек и др. Эти и многие другие арабисты пользовались его библиотекой, в которой находилась литература, охватывающая различные отрасли богословия, по арабской грамматике, словари и др.

Правоохранительные органы зорко следили за деятельностью Наврузбег эфенди, о каждом его шаге доносили властям.Несмотря на это он продолжал свою деятельность, был организатором проведения джамаатских мероприятий – коллективных намазов, мавлидов.

Наврузбег эфенди всю свою жизнь противостоял всему тому, что противоречило исламу. При всех своих человеческих достоинствах и способностях, он оставался скромным, доступным. Он консультировал по вопросам шариата, наставлял людей на верный путь. К нему обращались по непонятным, спорным вопросам имамы местных мечетей и уходили удовлетворенными. Он ценил прогрессивное, новое.

Наврузбег эфенди будучи здравомыслящим и дальновидным алимом, быстро ориентировался в нестабильной политической обстановке 30-х годов XX в. Он предпринимал шаги в поддержку прогрессивных начинаний.

Несмотря на то, что Наврузбег эфенди пользовался популярностью, известностью, обладал высоким чином – эфенди в мусульманской иерархии, он оставался и образцовым сельским тружеником. Наравне со своими сельчанами он трудился на полях, пахал, сеял, косил траву, заготовлял дрова и т.д.Он направлял свою деятельность на сплочение единства не только джамаата сел. Халаг, но и джамаатов остальных табасаранских аулов.Наврузбег эфенди интересовался прошлым своего аула, соседних аулов и Табасарана.По его словам халагский джамаат находился в союзе с жителями с. Бухнаг, Хурцил, Гуми и др. Жители аулов Халаг, Ханак, Кюртил, Гарик, СертIил, Кувлиг, Вертил, Сикуг, Кюряг по его информации были известны под названием «къухурукар», а жителей селений Ляхла, Урга, УртIил, Фурдаг называли «сугъуккар» и т.д. В период иноземной опасности жители этих селений выставляли ополчение и собирались на местности «ГъюрдатIил». Наврузбег эфенди рассказывал предания, легенды о борьбе жителей села против войск Надир-шаха, царских колонизаторов, деникинцев.

По его информации жители сел. Халаг находились в экономических связях с жителями не только соседних сел, но и с агульцами, кайтагами, азербайджанцами, ездили в Дербент, Кубу.

С Наврузбег эфенди я встречался в 60-70 годы XX в. Будучи научным сотрудником Института ИЯЛ Дагфилиала АН СССР, мне часто приходилось ездить в табасаранские аулы с целью сбора историко-этнографического материала. В эти годы состоялись мои встречи с замечательными личностями, родившимися в последней четверти XIX- начале XX вв. Они были хорошими знатоками истории нашего народа и Дагестана.

В 1967 г., когда я побывал в сел. Халаг основными информаторами, знатоками истории села местные жители назвали Алибекова Наврузбека эфенди и Гаджиева Г. Согласно информации Наврузбега эфенди в сел. Халаг переселились жители разрушенных аулов Дергъюкь и Гьеригъул. Основными тухумами села он назвал: «Кьярар (Улгьан, Кьялхъян)», «КIаччияр», «Къузбунияр», «Гьяжияр», «Аьгьмияр, Маллакьар», «Шихар», «Кьазяр», «Аьдулияр». В сел.Халаг святыми местами считались: «Гъулгнин хал», «Халкъаринпирдихъ», «Держъгъярингъюлягъ», «Шихаринпирар», «Гъигърининхьар» — дом эреллера и др.

Наврузбег эфенди умер на 90-м году жизни и похоронен в родном селе. Могила его стала местом паломничества мусульман из Табасарана и других регионов Дагестана.

Многое из его практического наследия, являющегося продуктом той эпохи будет востребовано и анализ его взглядов на религию ждет еще своих исследователей.

Магомед Гасанов,

профессор