Нас объединили Вера, Дружба и Труд

(К юбилею Хучнинской школы)

 

В текущем, 2021 году намечено отметить 100-летие Хучнинской средней школы, Табасаранского района хотя она была открыта, как 2-х годичная школа-медресе просветителем Гаджинеджефом из села Хучни еще в 1919 году.

1953-1956 годы моей учёбы в Хучнинской школе – годы нелегкого, напряженного, но вдохновенного труда советского народа над восстановлением разрушенного в годы войны народного хозяйства, выполнение намеченных планов дальнейшего развития страны. Это было время величайшего социального оптимизма и веры людей в светлое будущее.

Для нас, окончивших семилетние школы в разных сёлах района – новый этап в жизни. Потому что в отличие от местных сельских школ Хучнинская средняя школа по всем показателям напоминала нам высшее учебное заведение.

Хучни – старинный аул, районный центр, где были сосредоточены административные учреждения, больница, почта, магазины продуктовые, книжные и т.д.

Школа располагала хорошей материально-технической базой: оборудованные кабинеты, богатая библиотека, учебно-наглядные пособия, и др. При школе существовал интернат. Воспитателями были Байрамов С., Сулейманов Н.

Хучнинская средняя школа была единственной в Табасаранском районе. В 1953 году в 10 класс этой школы были переведены и учащиеся Тинитской школы. Директором Хучнинской СШ был Курбанов С.Д., очень строгий, требовательный организатор образования. По его инициативе в сел. Хучни было построено двухэтажное здание средней школы. Почти все учителя школы были приезжие, окончившие различные вузы Советского Союза. Своим педагогическим мастерством большой популярностью пользовались учителя: Д. Варкентин – химик, Н. Сочнева, Ф. Алейникова – русоведы, А. Хизгилов – математик, Р. Рустамов – историк, К.Мусаев – физрук, А. Муслимов – военрук и другие.

После уроков работали предметные кружки, где царил дух поиска, исследования, приобщения учащихся к настоящей науке. В годы учебы, я продолжил начатый ещё в 6-7 классах в Хурикской НСШ сбор историко-этнографического материала о Табасаране, записывал легенды, предания о крепости 7 братьев, интересовался историей Хучни, других сел, историческими, событиями происходившими в Табасарне.

Ко времени моего поступления в школу выпускники Хучнинской школы уже учились в вузах Махачкалы и за пределами Дагестана. В период моей учёбы в школу были направлены историк Г. Рустамов., Г. Везиров, К. Асланов и др. Так, что в различных классах наши учителя менялись, но все они старались максимально учить нас по своим предметам и я запомнил их как настоящих мастеров своего дела и наставников. Учителя работали по чести и совести, не считаясь со временем и здоровьем. Нам особенно запомнилась учительница русского языка Алейникова Фаина Александровна. Уроки русского языка в национальной школе имеют свою специфику, — помнятся слова учительницы: «к ним надо особенно тщательно готовиться. Русские слова надо произносить правильно. Знание грамматики – это еще не значит знание языка. Как ученик выучится говорить русские слова сейчас, так и будет произносить их всю жизнь» – повторяла она. А это заставляло нас усердно заниматься.

Мы выпускники школы и после окончания не теряли связи со школой, с учителями, всегда интересовались состоянием школы, здоровьем и работой учителей. Бывали в школе, встречались с учителями, выступали на актуальные темы истории Дагестана, Кавказа и России. Нас выпускников приглашали на мероприятия, проводимые школой.

В 2006 г. с коллективом Хучнинской школы встретились выпускники школы 1956 г. Организатором мероприятия был полковник Э. Мусаев.

Своих выпускников запомнили и учителя, которые высоко отзывались о своих учениках. Так, о годах работы в Хучнинской СШ, об учениках в статье «Я счастливый человек, я педагог» писала: Ф. Алейникова «В Хучни – школа 2-х этажная, большая, с обширной территорией – меня сразу назначили руководителем секции учителей русского языка и литературы. Приходили из селений, посещали уроки, анализировали – работы было немало. Снова работа над грамотностью учащихся. Охотно оставались после уроков. Бедные дети в Хучни приходили издалека, в сумке кусок чурека, хорошо, если кусочек сыра и всё. Это на целый день. А какие жадные были до знаний, всё запоминали, слушали часами!

Особенно выделялся М. Гасанов, худенький, вечно с книгами подмышкой и с вопросами. И жил-то в нужде. А ныне – действительный член Международной академии наук высшей школы, профессор – Гасанов Магомед Раджабович, гордость всего Табасаранского народа. Прав был Жуковский В.А.в своем обращении к Пушкину: «Победителю ученику от побежденного учителя!». Вот тебе и дагестанский Ломоносов из маленького села. Как приятно!

Мусаев Энвер, небольшого роста, вдумчивые глаза с длинными ресницами, всегда серьёзный. Давала ему для диктанта сложный Тургеневский текст. Помня мои объяснения, безошибочно ставил точку с запятой, тире, двоеточие. Умница! Получил «Золотую медаль». В Минпросвещение вызывали его учительницу по литературе, т.е. меня. Нас принял сам министр, понравилось его сочинение о молодежи в Великой Отечественной войне. Это была первая «Золотая медаль» в Табасаранском районе. Ему предложили университет в Тбилиси, Ленинграде, Москве – на выбор. Сейчас Мусаев – военный, полковник, работает в Дагестане».

За многие годы существования из стен школы вышли десятки тысяч выпускников, которые живут и работают в разных уголках нашей Родины. Среди них учителя и врачи, ученые и изобретатели, строители и инженеры, предприниматели, работники правоохранительных органов и военнослужащие и т.д.

Прошло уже без малого 65 лет после окончания Хучнинской школы, но образы учителей и учеников по учебе, ушедших и живущих, всех без исключения в моей памяти.

У коллектива Хучнинской школы есть все основания гордиться теми славными традициями, которые передавались из поколения в поколение, и что достойно будут помнить свою историю, родной язык, обычаи и традиции предков.

Поздравляю коллектив Хучнинской школы, а также всех выпускников школы с вековым юбилеем, доброго здоровья всем и новых успехов в избранной деятельности.

Магомед Гасанов,

выпускник Хучнинской СШ 1956 г., заслуженный деятель науки РФ И РД