В Национальной библиотеке имени Р. Гамзатова состояласьVII Международная научно-практическая конференция «Приоритеты развития автотранспортного и дорожного комплекса», организованная Махачкалинским филиалом Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) в рамках объявленной Президентом России Владимиром Путиным «Года науки и технологий».
Основная цель форума – это, в первую очередь, обмен опытом, мнениями, идеями между работниками образовательных учреждений и специалистами профильных министерств, ведомств, организаций и предприятий по вопросам развития автотранспортного и дорожного комплекса страны.
Участниками конференции стали научный состав сотрудников Махачкалинского филиала МАДИ и специалисты автотранспортной и дорожной отраслей Дагестана. Также заочное участие в ней приняли специалисты других регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья: Молдовы, Туркменистана, Украины, Белоруссии и Канады.
На конференции обсудили следующие вопросы: экономическая эффективность функционирования автотранспортного комплекса на современном этапе и резервы ее повышения; перспективные направления развития дорожного комплекса; актуальные вопросы организации автомобильных перевозок, безопасности движения и эксплуатации автотранспортных средств; совершенствование системы подготовки кадров для автотранспортного и дорожного комплекса; экологические аспекты развития автотранспортной отрасли.
Среди приглашенных гостей были заместитель Министра транспорта и дорожного хозяйства Дагестана Магомед Тагиров, начальник отдела пропаганды Управления ГИБДД МВД по РД Руслан Рагимов, генеральный директор ООО «Мостострой» Иса Бугуннаев, заместитель начальника Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации г. Махачкалы Джахбар Омаров, директор автошколы «Престиж» Магомед Магомедов, декан транспортного факультета ДГТУ, кандидат технических наук Эдвард Батманов, директор компании «Экодор» Насир Бутаев, сотрудник по охране труда и техники безопасности фирмы «Дорсервис» Ишталмагомед Магомедрасулов, управляющий сетью станций техобслуживания автомобилей Абдулгамид Багаутдинов и другие специалисты в области автотранспортной и дорожной отрасли.
Открыл конференцию директор Махачкалинского филиала МАДИ, кандидат экономических наук, доцент Аюб Омаров, который поприветствовал всех её участников, пожелал плодотворной работы, творческой результативной дискуссии, активности, оптимизма и приобретения дружеских контактов.
Он, в частности отметил: «Ни одна страна в мире не может иметь развитую экономику без соответствующего инфраструктурного обеспечения. Важнейшим её составляющим является транспортно-дорожный комплекс, который включает промышленность, строительство, топливно-энергетическую систему, специальное образование и научные учреждения. В России в общей стоимости товаров доля транспортных расходов доходит до 25 процентов. Она может повышаться или понижаться, и это зависит от эффективной работы транспортно-дорожного комплекса.
Транспортная система развивается в соответствии с потребностями экономики нашей страны. Для достижения стратегических целей необходимо довести до нормативного состояние автомобильных дорог федерального, регионального и местного значений. Благодаря их развитию и функционированию осуществляется поставка сельскохозяйственной продукции, завоз минеральных удобрений, горюче-смазочного и строительного материалов, различных машин и оборудования для фермерских хозяйств и местного населения.
В России местные дороги имеют наибольшую протяженность и самую высокую долю в дорожной сети страны, которая равна 977 тысяч километров. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Дагестане составляет 21,5 тысяч км. Местные дороги выполняют роль связующего звена между населенными пунктами в сельской местности и дают выход на опорную дорожную сеть региона.
Сегодняшняя ситуация в области развития дорожной инфраструктуры усугубляется наличием следующих проблем: высокими темпами роста грузопотока, относительно небольшой пропускной способностью функционирующих автомагистралей, незначительной долей дорог, обеспечивающих скоростное перемещение автотранспорта, недостаточное финансирование местных дорожных фондов и низкий уровень развития логистической инфраструктуры.
В современных условиях очень важным инструментом решения этих проблем является применение программно-целевого подхода. На сегодняшний день в Дагестане реализуется госпрограмма «Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения» с сроками реализации до 2024 года. Она предусматривает поэтапное доведение уровня транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети до средне российского.
Общий объем финансирования Программы составляет 72 миллиарда 486 миллионов рублей, из них на 2021-й год запланировано 11055,767 млн. рублей. Особенностью такого масштабного финансирования работ на дорогах местного значения за счет средств регионального бюджета является создание условий, способствующих развитию местных хозяйств, в том числе и фермерских. Эти меры повлияют на повышение сбора налогов на местах и пополнению муниципальных дорожных фондов.
В рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Дагестане реализуется региональный проект с общим объемом финансирования на 2019-2024 годы 11,005 млрд. рублей. Он включает в себя ремонт и реконструкцию автодорог Махачкалинской городской агломерации и дорог республиканского и межмуниципального значения.
Важной составляющей социально-экономической освоенности региона и актуальной проблемой для многих субъектов России является инфраструктура. Для тех субъектов, которые ориентированы на развитие сельской местности, именно ей отводится приоритетное место при рассмотрении вопроса освоенности территории. Она, по нашему мнению, это насыщенность территории конкретного региона страны организациями и видами деятельности, которые создают условия и способствуют развитию материального производства, распределению созданной продукции и улучшению социальной жизни.
Таким образом, местная дорожная сеть безусловно является основополагающим фактором и главным приоритетом развития не только сельского хозяйства, но и сельской местности. Это позволит обеспечить рост сельскохозяйственного производства, а также получение социального эффекта в сельской местности»,- подытожил Аюб Омаров.
На пленарном заседании были сделаны следующие доклады: «План развития дорожно-транспортного комплекса на территории муниципалитета г. Махачкалы на 2021-2024 годы» (Джахбар Омаров), «Методы и модели планирования развития дорожных объектов в стохастических условиях финансирования» (Мурад Абдуллаев, кандидат экономических наук, доцент, заведующий научной лабораторией исследования прикладных проблем функционирования автотранспортной отрасли Махачкалинского филиала МАДИ), «Проблемы и перспективы развития транспорта» (Шабан Магомедов, главный консультант-эксперт по транспортно-дорожным вопросам, заслуженный работник транспорта Дагестана, почетный транспортник России).
Также небольшое выступление сделал общественный куратор программы «Мой Дагестан – мои дороги» Мухаммед Рашидов.
После каждого доклада участники проводили оживленную дискуссию, задавали вопросы, комментировали основные положения, предлагали различные рекомендации и предложения.
Организаторы мероприятия выпустили Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции, которая по мнению её участников прошла на высоком уровне благодаря усилиям руководства Махачкалинского филиала МАДИ. В беседе с нами его директор Аюб Омаров подчеркнул, что форум такого масштаба будет проводиться ежегодно в столице нашей республики.
По итогам конференции принят проект постановления, в него включены все основные рекомендации и предложения по развитию автотранспортного и дорожного комплекса, который планируется довести до администрации Главы и Правительства Дагестана.
Гаджи Мирзаев