Старейший в республике и на Северном Кавказе «Дагестанский государственный Кумыкский музыкально-драматический театр имени Алим-Паши Салаватова имеет в своём репертуаре ряд сценических произведений, которые можно без всякого преувеличения считать шедеврами сценического Дагестана. Среди них я бы перечислил драму Алим-Паши Салаватова «Айгази», комедию Гамида Рустамова «Если сердце захочет», комедию Магомеда Курбанова «Молла Насрутдин». Среди этих шедевров сценического искусства особое место занимает, комедия. «Молла Насрутдин». За постановку этого спектакля в свое время взялся будущий выдающийся режиссер Гамид Алиевич Рустамов. Это была его вторая крупная работа. Основоположник русской профессиональной музыки Михаил Глинка говорил: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, её только аранжируем. Размышляя о родном театре и своих постановках Гамид Алиевич считал, что в определенной степени это относится и к театру. Но какой же умной и тонкой должна быть режиссерская аранжировка народного искусства, чтобы стать основой профессионального театра, а не этнографической забавой — диковинной и экзотической». Вот такой умной и тонкой оказалась режиссерская аранжировка самого Гамида Рустамова спектакля «Молла Насрутдин».
Спектаклю «Молла Насрутдин» автора Магомеда Курбанова 80 лет. Удивительная постановка с удивительной судьбой. Столько лет пребывания на сцене кумыкского театра, а мест свободных на очередной показ не хватает. Автор этой пьесы – тогда молодой актер кумыкского театра Магомед Курбанов написал ее в 1938 г, так и остался автором одной пьесы, поскольку с началом Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт и не вернулся. По воспоминаниям режиссера Гамида Рустамова пьеса в первоначальном виде была несовершенна. Над ней работал весь коллектив, рассказывал Гамид Алиевич. Как и все пьесы дагестанских авторов она прошла через нашу «театральную лабораторию» и в конце концов приобрела вполне сценический вид. Я лично смотрел этот спектакль десятки раз и каждый раз казалось, что я его смотрю впервые. Так ярко играли свои роли актеры Тажудин Гаджиев, игравший Моллу и Барият Мурадова в роли его жены Джумайсат. В 60-х годах прошлого века к нам в дом часто приходили известные актеры кумыкского театра. Они конечно же приходили не ко мне, а к моему отцу, народному поэту Дагестана Анвару Аджиеву, которого очень любили. Среди них особо выделялись Гаджиев и Мурадова. Они помимо чисто человеческой симпатии высоко ценили творчество отца, читали его стихи наизусть.
Мой отец дружил с Гамидом Рустамовым, очень уважал его. В свое время как драматурга рекомендовал его в члены Союза писателей СССР. Когда он приходил к отцу с кем-нибудь из своих коллег, Тажутдином Гаджиевым, Барият Мурадовой, то у нас дома получался малый худсовет кумыкского театра, поскольку мой отец был к тому времени одним из основных переводчиков пьес как русской, так и зарубежной классики. Таких встреч за полвека можно перечислить немало, и все они остались в памяти самих участников и тех, кто там был.
Каждая встреча сопровождалась интересными размышлениями об увиденных спектаклях, о новых пьесах, о театральной жизни в Дагестане. Однажды на очередной такой встрече Тажудин Гаджиев вспоминал свои первые годы игры в спектакле «Молла Насрутдин». Как оказалось из его воспоминаний очень забавными были истории с ослом, который должен был выходить на сцену. От живого осла говорил он зритель приходил в восторг. Но с годами содержать такое животное, и ездить с ним на гастроли было проблематично для театра. В 1960 году во время гастролей в Узбекистан, пришлось там же в городе Бухара найти осла. Искали и нашли большого белого осла. До начала спектакля Тажудин Гаджиев долго обхаживал его, давал ему сахар, ласково разговаривал, садился на него. Артист был уверен в эффектном выходе. А вот когда пришло время спектакля осел показал свой ослиный характер, он стоял как вкопанный, не хотел двигаться. Его никак в итоге не смогли даже вытолкнуть на сцену, пришлось Молле выйти без осла. Такие фокусы продолжались и в других городах, других регионов. Время показало, что от осла надо отказаться. Так и сделали. Говоря о работах Тажудина Гаджиева и Барият Мурадовой режиссер Гамид Рустамов в своих воспоминаниях писал так: «В обеих этих работах достигнут изумительный, на мой взгляд синтез комедийного и лирического, смешного и печального, который делает их вершинами творчества замечательных создателей».
Известный театровед С.Нахшунова в статье «Театр и народная жизнь» пишет «Молла Насрутдин» Гаджиева – наилучшее создание артиста, прошедшее вместе с ним через всю его творческую жизнь- образ подлинно народный. Сейчас Насрутдина играют другие артисты. Но рисунок, найденный Гаджиевым, созданный им образ стал эталоном для всех последующих исполнителей этой роли. Высоко отозвалась театровед и о роли Джумайсат в исполнении Барият Мурадовой. «Жить ей порой очень невесело — душит бедность, которой нет конца и не предвидится никакого выхода. Но Джумайсат счастлива. Она любит своего непутевого мужа, прекрасно понимает его, и это дает ей силы преодолевать все невзгоды».
Когда спустя полвека, ушел из жизни выдающийся артист, народный артист РСФСР Тажудин Гаджиев, зритель был расстроен, все считали, что Молла Насрутдин навсегда ушел от нас, такое потрясение чувствовали не только простые люди, но и деятели культуры и даже представители сценического искусства. Но как говорится свято место пусто не бывает. На смену Тажудину Гаджиеву пришел другой мастер сценического искусства, народный артист Дагестана Магомедамин Акмурзаев. Хотя это было уже другое исполнение, но вернуть на сцену Моллу ему удалось. Много лет его образы созданные вместе с Барият Мурадовой продолжали украшать кумыкскую сцену. Безжалостно бежало время. Заболела народная артистка СССР Барият Мурадова и в преклонном возрасте скончалась. Это была трагедия всего дагестанского народа. Вскоре коварная болезнь унесла от нас и народного артиста Дагестана Магомедамина Акмурзаева. Казалось, что эти образы уже никогда не вернутся на сцену. Прошли годы. Новое поколение кумыкских актеров внимательно изучало секреты мастерства своих старших учителей какими были Тажудин Гаджиев, Барият Мурадова и Магомедамин Акмурзаев.
Я помню, когда вначале 2017 г. директором Кумыкского театра назначили Скандарбека Данияловича Тулпарова, известного театрального деятеля и главного режиссера Русского драматического театра им. Максима Горького с чего он начинал. Хорошо знавший проблемы родного для него кумыкского театра он с первых дней работы нацелил коллектив на обновление репертуара театра, восстановление отдельных исторических постановок которые нуждались в серьезных реконструкциях. Среди таких оказались бессмертная драма Алим-Паши Салаватова «Айгази» и знаменитая комедия Магомеда Курбанова «Молла Насрутдин». По этим двум спектаклям художественным руководителем театра Айгумом Айгумовым был создан специальный худсовет на котором разбирались наболевшие проблемы, возникшие вокруг этих двух сценических шедевров. Так, было поручено главному художнику театра Магомеду Моллакаеву срочно обновить декорации спектаклей, найти новые специальные материалы отвечающие современным сценическим требованиям, много изменений внесли и художники по костюмам, звукорежиссеры и художники по свету. Были даны поручения и ряду других цехов имевших непосредственное отношение к восстановлению и обновлению указанных спектаклей, давались специальные задания по изучению языка текстов указанных спектаклей, новыми участниками спектакля. Большую работу провели заслуженные артисты России Басир Магомедов и Тотуханум Осаева, исполняющие главные роли в спектакле «Молла Насрутдин». Надо отметить, что они оставались на сцене и после окончания репетиций, оттачивали каждую реплику текста, и каждое сценическое движение. Такую же работу, глядя на них, проводили и актеры представляющие в спектакле другие персонажи. Их замечательно сыграли заслуженные артисты России Байсолтан Осаев и Магомедкамил Джабуков, народные артисты Республики Дагестан Имамитдин Акаутдинов, Нариман Акавов и Зарема Магомедова. К ним подтягивались молодые актеры нового поколения. Это заслуженный артист Дагестана Темирлан Умаев и актер Эльдар Магомедов. Все они в итоге помогли создать разносторонний, но цельный образ народа.
И думаю я, да возгордится душа ушедших в мир иной создателей этого спектакля Магомеда Курбанова, Гамида Рустамова, Тажутдина Гаджиева, Барият Мурадовой и других художников за то, что их сокровище не ушло в забытье.
Вот уже десятки лет этот спектакль играется этими актерами и опять на эти постановки свободных мест не найти. Свое 90-летие кумыкский театр отметил любимым зрителями спектаклем и все поняли, что Насрутдина народ усыновил, а Джумайсат удочерил навсегда.
Мне остается поздравить коллектив театра с юбилеем этого выдающегося спектакля, а исполнителям главных ролей пожелать новых творческих успехов, здоровья, человеческого счастья.
Багаутдин Аджиев,
народный поэт Дагестана