Этикет общения у народов Дагестана

Нормы межличностного и группового общения, «комплекс при­личий» у народов Дагестана увязывается с местом общения.

Каждый член семьи должен быть в течение всего дня быть опрятен и подтянут, малолетним в этом отношении делается некоторое снис­хождение. Осуждается, если член семьи не занят каким-либо по­лезным делом. Отдых от дневных трудов и хлопот подразумевается толь­ко как сон, праздность резко осуждается. Таким же редким явле­нием является праздная группа сельчан. Громкий смех, выкрики в подобных ситуа­циях резко осуждается.

Каждый член коллектива должен вести себя на улице спокойно, собранно, односложно приветствуя встречных и проходящих и кратко отвечая на приветствия и благопожелания. Сдер­жанность служит одной из основных определяющих поведение лю­дей в дагестанском джамаате. Скромно пошутить, сдержано посмеяться, не перебивать говорящего, воздерживаться от чрезмерных реплик и замечаний, в сдержанных тонах осудить человека за проступки или воздать хвалу кому-либо за проявленные достоинства — основной тон, основная атмосфера среди собравшихся на годекане. Обличения, язви­тельные замечания, задевающие достоинство присутствующего, согласно этикету должны быть кате­горически отвергнуты.

Народное собрание, сельских сход — особое место общения для дагестанцев, здесь уместны особый стиль, особая форма поведе­ния. Атмосферу, царящую на сходе, лучше всего может передать слова очевидца последней трети XIX в.: «Но вот состоялся джамаат. Все члены его держали себя весьма дисциплиниро­вано: у места молчат, у места говорят, и некоторые говорят весьма бой­ко, плавно и дипломатично, у места слушают: интерес каждого — пред­мет сходки, совещания, и если джамаат собрался в ауле подле строе­ний, то крыши их переполнены любопытными наблюдателями и слу­шателями, которым нет места в среде самого джамаата — несовершен­нолетними, а иногда и женщинами. Это не стадо, это строго дисциплинированная толпа, импровизированным поведением ее на сходке может остаться доволен любой поклонник порядка».

Поведенческие характеристики и нормы общения в заметной сте­пени зависят от времени общения. Здесь имеется в виду и время суток, и различные сезонные отрезки времени. Член общества должен стараться таким образом организовать свой рас­порядок, чтобы по возможности не отрывать людей от срочного дела. Поэтому визиты к родственникам и односельчанам с просьбами и предложениями принято наносить, будучи уверенным, что те располагают свободным временем или, во всяком случае, заняты ра­ботой, которую можно на время отложить. В периоды различного рода сельскохозяйственных кампаний от подобных визитов стараются вооб­ще отказаться, нарушая это правило лишь в исключительных случаях.

В разгар утреннего периода, когда каждый работоспособный член общества приступает к выполнению своих повседневных многочисленных обязанностей, общение членов джамаата ограничивается взаимными при­ветствиями и благопожеланиями встречающихся на улице людей.

Собравшаяся вечером в доме семья после совместного ужина, как правило, не расходятся. Это время суток, отведенное традици­ей для семейного общения. Наиболее приемлемым периодом для взаим­ных визитов считается «вечер — поздний вечер». Чаще всего именно в этот период между ужином и отхо­дом ко сну люди навещали друг друга по делу, из вежливости, просто «на огонек». Заканчивая трудовой день, семья отходила ко сну. Беспокоить людей ночью можно было только в экстренных случаях; производить в селении какой бы то не было шум категорически воспрещается.

 

Этикет общения с больными и пострадавшими

К больному родственнику, соседу, односельчанину принято регулярно наведываться, справляться о здоровье, предлагать свои ус­луги, приносить с собой лакомства, продукты и блюда. Лежачий больной не должен оставаться наедине с собой. У его постели по этикету должны собираться друзья, родственники, ровесники, (соседки, подруги, односельчанки — у женщины), вести нетороп­ливые беседы, развлекать больного новостями, шутками, различными историями.

Со дня смерти члена семьи или близкого родственника и в про­должение значительного периода (2-3 месяца и больше) члены джамаата, а также близкие и знакомые из соседних селений должны оказывать знаки внимания людям, понесшим потерю. В присутствии находящегося в трауре прекращаются шутки, смех перебранки, ссоры и прочее. Со своей стороны, члены семьи и родственники умершего, избе­гая ставить людей в неловкое положение, отказываются на какое-то время от участия во всяких сборах и собраниях.

По нормам традиционного этикета родственники и односельчане посещают семью, понесшую ощутимые материальные или моральные потери: ограбление, падеж скота или его утеря, пожар, последствия стихийного бедствия и др. Пришед­шие высказывают свои сожаления, предлагают помощь, говорят нужные в данной ситуации слова утешения, иными сло­вами, демонстрируют свои сопереживания по поводу случившегося. Может быть в подобных случаях оказана и материальная помощь, от­казываться от которой не принято.

Нормы повседневно-бытового этикета, как и в прочих этикетных ситуациях, призваны продемонстрировать уважение людей друг к другу, их воспитанность в духе требований традицион­ных этических установок, взаимную доброжелательность и добросер­дечность общающихся. Регулятором подобных требований и отноше­ний выступает прежде всего и главным образом общественное мнение, одно из основных положений которого сводится к постулату: пользо­ваться уважением окружающих можно лишь оказывая глубокое ува­жение к ним. Иначе говоря, эти нормы способствуют налаженному функционированию джамаата как формы социальной организации населения.

 

Дагестанский трудовой этикет

По этикету народов Дагестана мужчинами и женщинами внимание уделяется также при различных формах родственной и соседской взаимопомощи. Подобное положе­ние вещей логически предполагает наличие в обществе стандартизи­рованных трудовых этикетных отношений, которые носят характер предписаний и запретов.

От члена общества, участвующего в коллективных работах, тре­буется уравновешенное состояние. Проявление, а тем более демонстрация подавленного состояния, эмоционального дискомфорта, уг­нетенности, раздражительности и прочих отрицательных настроений здесь считаются неприличными. Вызывает по крайней мере недоуме­ние окружающих и чрезмерная оживленность участника коллективной работы, проявление высокого эмоционального настроя.

От члена общества требуется максимальная самоотдача в ра­боте, ожидается полное приложение, как умений, навыков, так и физи­ческих сил. Только показаться, только присутствовать, обозначиться, особенно не напрягаясь, считается недопустимым. Участник коллек­тивных общественных работ или оказывающий помощь односельча­нину словом, жестом, намеком согласно этикета не должен позволять себе стать в позу делающе­го одолжение, жертвующего своим временем и усилиями. Поведенчес­кий критерий один: работать как «на себя», как в своем хозяйстве и даже лучше. Совершенно не соответствуют и традиционным нор­мам трудового этикета выпячивание кем-либо своего умения, сноров­ки, физической силы и тем более — высмеивание чьего-либо неумения, неловкости, слабости.

Традиции повседневного трудового этикета предписывают ока­зание посильной помощи при наличии свободного времени любому человеку или группе лиц, занятых тем или иным видом трудовой дея­тельности. При этом помощь преимущественно оказывается старшим и род­ственникам. Оказание помощи значительно младшим этическими нор­мами не предусматривается: старший может и даже в значительной мере должен ограничить свое учас­тие в работе, выполняемой младшим, поучением, советом.

Проходя мимо человека или группы людей, занятых той или иной трудовой деятельностью, следует произнести после приветствия благопожелание, соответствующее конкретной ситуации.

Пройти мимо работающего человека, особенно группы работаю­щих людей, и не предложить им помощь считается в высшей мере не­допустимым. Это требование усиливается, если занятый работой являются людьми преклонного возраста. В такой ситуации эти­кетного предложения своей помощи было не достаточно, обычай тре­бует от проходящего, пришедшего хоть ненадолго непосредственно включиться в трудовой процесс, особенно, если работа требует фи­зических усилий.

 

Праздничный этикет народов Дагестана

Как и у всякого другого народа, у дагестанцев есть праздничные дни. Этикетные ситуации, культура поведения, свя­занные с ними, составляют особую группу. От прочих этических традиций они отличаются не только спецификой со­держательной части, но и отказом от тех или иных форм повседневной культуры общения, этикета, порой — усилением акцента на отдельных сюжетах, на нормах общения, второстепенных, не основополагающих в повседневной обыденности.

В проведении свадьбы дагестанцы придерживаются примерно од­ного и того же сценария, предсвадебные, свадебные и послесвадебные обычаи и обряды являются весьма схожими. Разумеется, отдельные нюан­сы, моменты, штрихи, элементы и их комбинации могли не совпадать не только в различных частях Дагестана, не только у отдельных наро­дов, но даже порой у двух расположенных рядом селениях. Правила при­личия требуют, чтобы любой член коллектива предложил свои услу­ги хозяину или хозяйке дома предстоящего торжества, выразил готов­ность выполнить посильное поручение.

Любой член коллектива — участник общего праздника, должен в полной мере раскрыть свои таланты для всеобщего удовольствия и хорошего настроения. Поэтому считается дурным тоном, когда хо­роший танцор, талантливый певец, умелый рассказчик, виртуозный исполнитель мелодий на музыкальном инструменте и другие заставляют себя упрашивать, набивая цену и проявляя кичливую нескром­ность.

Атмосферу традиционного праздника характеризуют и такие правила, как запрет, или, точнее, не одобрение поведения юно­ши, мужчины, неоднократно приглашающего танцевать одну и ту же девушку, молодую женщину; обсуждающего с кем-нибудь ее наряд, внешний вид; проявляющего знаки привязанности и симпатии к кому-либо из мужчин — друзей, соседей, односельчан; демонстрирующего по отношению к кому-либо высокомерие, неприязнь, недружелюбие, враж­дебность; выставляющего напоказ богатый подарок кому-либо по случаю торжества и др.

Рождение сына, особенно если это первенец, отмечается как большое семейное торжество. Семья может праздновать и факт рождения дочери, но такое меропри­ятие проходит сравнительно скромно. Односельчане и родственники, пришедшие с поздравлениями по случаю рождения сына или дочери, должны всячески избегать проявлений зависти или злорадства в какой бы то не было форме.

В тех случаях, когда та или иная семья совершает крупное, или хотя бы заметное приобретение, от родственников, друзей, соседей и односельчан требуется, не ожидая приглашения, прийти в дом этой семьи и выразить свое удовлетворение случившимся.

 

Застольный этикет народов Дагестана

И при скоромной семейной трапезе, и при обильном коллектив­ном застолье обязательными являются требования общего характера, со­вокупность которых по местным традициям соответствуют понятию «благородный», «воспитанный». Это такие требования как: не набрасы­ваться на еду, есть как бы между прочим, спокойно и не торопясь; не рассматривать блюда, кушанья, яства на столе, не загляды­вать в тарелку рядом или напротив сидящих; довольствоваться тем, что непосредственно перед тобой, есть мелкими порциями, откусывать небольшими кусками; не наклонять (точнее, наклонять только слегка) голову к пище; не сопеть и не чав­кать, жевать закрытым ртом, не говорить с пищей во рту; постоянно следить за тем, чтобы лицо не было в крошках, жиру, не облизывать губы; воздерживаться от отрыжек; про­буя фрукты, угощать их небольшими кусочками рядом и на­против сидящих; не ковыряться в зубах; не распространяться о качестве пищи; правда девушкам, женщинам хвалить пищу, блюда не только не возбраняется, но даже по нормам этикета предписывается.

Для ведения праздничного застолья избирается тамада. Как пра­вило, это человек старше среднего возраста, «умеющий говорить», т.е. обладающий даром красноречия, мудрый, находчивый, хорошо знакомый с жизнью джамаата, с особенностями взаимоотношений между тухумами, внутри тухумов, между отдельными семьями, прекрасно ориентирующийся в материальных возможностях каждой семьи и т.д. Ведя стол, он периодически провозглашает здравицу в честь кого-либо из присутствующих, дает ему краткую лестную характеристику и пред­лагает высказаться.

Словом, атмосфера праздничности, веселости в таких ситуа­циях во многом зависит от умения тамады вести стол.

Целый комплекс запретов и престижных форм поведения на праз­дничном застолье во многом определяет своеобразие традиционных этикетных норм. Так, младший по возрасту слушает тост, обращенный к нему стар­шим или тамадой, стоя. Так же поступает мужчина любого возраста, когда с бокалом в руках в его честь провозглашает здравицу гость, тем более — кунак.

Морально-этические нормы дагестанцев категорически запреща­ют мужчинам пьянство. Пить хмельное можно сколько угодно, при соблюдении одного правила: мужчина не должен дать кому-либо повод сделать в свой адрес замечание — «ты пьян». Даже облечен­ное в более деликатную форму («ты не следишь за собой», «ты теряешь над собой контроль», «пожалуй, тебе лучше больше не пить» и др.) подобное замечание считается для мужчины унизительным.

Нормы застольного этикета предписывают воздерживаться от еды и питья, когда кто-либо провозглашает тост, здравицу, когда за сто­лом кто-либо расска­зывает присутствующим забавную, удивительную или поучительную историю и др. То же относится и к разговорам с рядом или напротив сидящими.

Произносимый тост должен быть по форме остроумно-смешным, но обязательно доброжелательным по отношению к адресату. Иначе го­воря, достижение общего веселья за счет чьего бы то не было крайнего смущения, досады общественным мнением запрещается.

В повседневных семейных застольях этикетных норм было меньше: к обеду и особенно к ужину семья за стол без старшего не садится, поджидает своего главу. Если кушанье раскладывается по блюдам, первому подают главе семьи. После короткой молитвы именно он, глава, первым начинает есть. Если на столе хлеб, разла­мывает его на куски глава, а затем каждый уже берет кусок себе. Хлеб полагается брать тремя пальцами правой руки — большим, указатель­ным и средним. Пришедшего, кто бы это не был, немедленно пригла­шают к столу, подкладывают ему лучшую часть блюда, из того что приготовлено к столу.

При семейной трапезе есть начинает старший, заканчивает млад­ший. В заключение старший возносит Богу краткую благодарствен­ную молитву за ниспосланную пищу.

Разделяя трапезу чужой семьи, родственника или односельчани­на, пришедший ведет себя более сдержанно. Дви­жения ложкой, вилкой к тарелке, миске и обратные делаются гораздо более замедленными, чем дома, одноразовые порции прибором захва­тываются возможно минимальные, прожевывание пищи становится более тщательным, длительным, значительно увеличиваются переры­вы между очередными зачерпываниями ложкой, захватами вилкой. Здесь, у чужих, пришедший не может сe6e позволить такие, обыкно­венные в домашних условиях, действия, как разжевывание мягких кос­тей, соскабливания зубами или ножом остатков мяса с кости, высасы­вание или выбивание костного мозга и другое: все это было бы восприня­то хозяевами как намек на то, что гость не насытился и ему нужно предложить добавочную порцию. Не позволяет себе пришедший также ограничивать количество подаваемой ему в тарелке, миске, порции. Иначе говоря, целая гамма характеристик — чувство собственного до­стоинства, подчеркнутое уважение к хозяевам, к дому, где он находит­ся, сдержанность, выдержка и многое другое демонстрируется пришедшим, чтобы, соблюсти нормы застольного этикета.

Шайдабег Мирзоев,

профессор