Сегодня, в условиях исключительной необходимости духовно-нравственного оздоровления нашего общества, есть смысл глубже заглянуть в культурную сокровищницу каждого народа. Педагогическая память народов нашей многонациональной страны и республики располагает многочисленными фомами и методами общественного воспитания. Об одной из таких традиционных форм народного воспитания детей и молодежи — о воспитании на годекане — и хочется поговорить. Это необходимо и потому, что во многих населенных пунктах республики при всей нашей зажиточности до сих пор отсутствует широкая сеть внешкольных учреждений (домов культуры, детских клубов спортивных залов т.д.). Единственным центром воспитания остается школа. Вне школы многие дети и молодые люди предоставлены самим себе. Родители и общественность, занятые своими обыденными делами, совершенно упускают из виду вопросы воспитания достойного поколения. А между тем воспитательное воздействие общественности имеет непреходящее значение.
Общественное воспитание подрастающего поколения является исторически сложившейся, веками апробированной функцией народной педагогики. Для эффективного воспитания и социализации молодого поколения народы определили как место, так и средства, формы и методы воздействия. Таким местом для народов Дагестана является Годекан. Одно из убедительных доказательств этому — глубокая древность появления годеканов в таких старинных дагестанских населенных пунктах, как Ахты, Аксай, Акуша, Гуниб, Кубачи, Кумух, Хнов,Чох, Шиназ и другие.
Весьма продуманная социально-педагогическая направленность годеканов зафиксирована, например, в селении Хрюг Ахтынского района. Здесь, по словам старожилов, было шесть годеканов, каждый из которых имел как бы свою педагогическую «специализацию». На первом можно было услышать новости, решались основные вопросы джамаата, на втором — преобладали разговоры о сельскохозяйственных работах, на — третьем беседовали в основном о животноводстве, на четвертом — велись беседы об охоте и т.д. Но при всем многообразии годеканов один из них, откуда лучше обозревались подступы к aулу, куда удобнее было собраться наиболее почтенным в ауле старейшинам, считался основным.
Педагогическую направленность годекана обеспечивали созданием на нем почетных мест для аксакалов и гостей. Они располагались как бы в центре полукруга. Рядом были места для семейных мужчин, затем — для молодежи и чуть в стороне, по краям, — для подростков. Такое расположение позволяло старейшим быть в прямом смысле в центре внимания, все видеть и все слышать.
Находиться на годекане было приличным только в свободное от труда время. Даже аксакалы, которые из-за своих преклонных лет не участвовали в сельскохозяйственном и домашнем труде позволяли себе выйти на годекан лишь к вечеру.
Общественное мнение не одобряло поведения тех, кто проводил время на годекане бездеятельно, появлялся перед народом в нетрезвом виде, курил при старших, вел нелестные разговоры об отсутствующих, унижал слабых и младших.
Детям еще с ранних лет внушали, что годекан — это место, где вызревает разумное общественное мнение, где совместными усилиями готовятся ответы на возникшие у джамаата вопросы, решаются частные и общие проблемы, где на тебя смотрят, оценивают десятки глаз, и где следует строго соблюдать общепринятые нравственные нормы.
До «вывода» на годекан детей, подростков и юношей, еще в семье учат тому, как вести себя на годекане, кого и как приветствовать, кому и как выражать благодарность, сочувствие, как расспрашивать о здоровье, быте, приглашать в гости, оказывать почтение старшим, слушать беседу, уступать место и многое другое.
Неписаные, но соблюдаемые народными массами правила издревле обеспечивали на годекане примерную дисциплину. В 1870 году в очерке «Из путешествия по Дагестану» русский путешественник Н. Воронов писал: «Но вот состоялся джамаат. Все члены его держат себя весьма дисциплинированно: у места молчат, у места говорят и некоторые говорят весьма бойко, плавно и дипломатично, у места слушают. Это строго дисциплинированная толпа, импровизированным поведением ее на сходке может остаться доволен любой поклонник порядка… Дисциплина в Дагестане заявляет себя не чем либо прививным, заказным, она, так сказать, вытекает из существа дагестанца…»
В народной педагогике годекан был местом, где аксакалы развивали в детях традиционные духовно-нравственные чувства, сознание и качества. Наблюдая, например, как при виде незнакомца все вставали, сажали гостя на почетное место, дети проникались чувством гостеприимства, дружбы, уважения к людям. Чувстваопатриотизма, преданности Родине развивали посредством бесед, рассказов о народных богатырях, заступниках справедливости. Старики завершали свои беседы словами «Всему этому свидетели камни нашего годекана, они все видели, они все знают».
Народная педагогика знает различные методы выявления, проверки и корректировки на годекане умственных, нравственных, трудовых, эстетических и физических качеств молодежи. Послушание, почитание старших проверялись путем посильных поручений: принести из родника воды, позвать кого-то на годекан, отогнать из посева скот и т.д. Смекалку молодых определяли вопросами о том, что означает та или иная пословица, как отгадать загадку, в чем мораль басни и др. Все это вводило детей в жизнь села, укрепляло в них чувства уважительности, заботы, развивало смекалку и формировало сознание и, в конечном счете, образцовое во всем поведение.
Нередко годекан становился ареной физического испытания подрастающего поколения. На селе долго помнили показатели последних рекордов в метании и толкании камня, бычьей головы, прыжков в длину и высоту.
В народной педагогике годекан использовался и как центр эстетического развития и воспитания подрастающего поколения. С давних времен здесь демонстрировалось мастерство народных ашугов, клоунов, проводились свадебные, праздничные, музыкальные вечера. Здесь оценивалась красота мелодий и искусство пения, изящность национальных костюмов и грациозность движений в танце.
Таким образом, годекан на всем протяжении исторического развития общества являлся для народа трибуной всестороннего совершенствования подрастающего поколения. Здесь человек получал достойную и справедливую характеристику как «гражданин», «мастер своего дела» (уста), «хороший земледелец», «хороший семьянин».
Уезжая в дальний путь, на годекане прощались, получали наказы; возвращаясь домой, горец первым здоровался с годеканом.
Сегодня, в условиях влияния западной, порою никчемной лжекультуры еще более возрастает значимость народного опыта воспитания на годекане, воспитания здоровыми, трезво мыслящими силами общественности. Успехов в воспитании достигают те коллективы, которые опираются на такое традиционное объединение горского годекана, как совет аксакалов. Годекан широко используется для проведения открытых сходов по вопросам нравственного воспитания, встреч с тружениками, героями труда и спорта, славными воинами, передовыми семьями. Здесь организуется коллективная переписка аула с частями, где служат земляки, практикуются торжественные проводы призывников в армию, чествование передовых тружеников, встречи с ветеранами труда и войны. Все это дает ощутимые результаты.
Опора на мудрые народные формы общественного воспитания в советах аксакалов, организованных в ряде селениях республики уже много лет способствует успешному решению воспитательных и хозяйственных вопросов.
Сегодня роль общественного воспитания определяется прежде всего тем, что человек должен быть не только образован, но и адаптирован к окружающему миру и людям. Подготовка современного гражданина страны и республики должна стать основательной. Однако он должен быть не однобоко специализирован согласно западной идеологии, а всесторонне развитой и чрезвычайно высоко эрудированной личностью. Именно личностью в составе общества, а не отдельно от него. При этом с высокой степенью интеграции в общество, для принесения наибольшей выгоды обществу. Ведь человек не принадлежит себе, он принадлежит обществу, его воспитавшему, и пользу в первую очередь он должен нести не себе, а этому самому обществу. И, что важно, при этом, не забывая о себе. «Кто себя не любит, не ценит, и других не полюбит, не оценит» — говорят в народе. В этом и есть основа смысла воспитания сограждан в обществе.
Таким образом, общественное воспитание – это воспитание способности человека жить в обществе. А как говорил великий мыслитель: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Традиционный опыт общественного воспитания на годекане, наличие образцовых примеров умелого приспособления его к практике современного воспитания убеждает в том, что на годекане, как нигде в другом месте, старшие могут организованно, в тесном сотрудничестве со школой, внешкольными учреждениями культуры, родителями и детьми продолжить процесс обучения и воспитания, привить юному поколению все то, что дорого в культурном и духовном наследии дагестанских народов.
Шайдабег Мирзоев,
отличник народного просвещения России, профессор