Хамис Казиева: «Мы трудились, чтобы поднять родной Дагестан»

Сергей Меликов объявил 2021-й год Годом образования Дагестанской АССР. Наша газета  планирует продолжить публикацию материалов, посвященных этой важной теме. Они коснутся в первую очередь людей,  чьи имена вписаны в летопись Страны гор, которые  внесли личный вклад в её социально-экономическое развитие.

Эту статью мы решили посвятить славной горянке Дагестана, Герою Социалистического Труда, заслуженному учителю школы ДАССР, депутату Верховного Совета СССР, заслуженному работнику государственной службы Республики Дагестан Хамис Казиевой. Накануне известного общественного и государственного деятеля навестил депутат Народного Собрания РД Омаргаджи Алиев вместе с корреспондентом нашей газеты.

Нас дружелюбно встретила её дочь и провела к своей матери. Увидев нас она   промолвила: «Дорогой, Омаргаджи! Как я рада, что вы пришли ко мне, ведь мы с Вами земляки, с одного района. Перед Вашим приходом позвонил Магомедали Магомедович и поздравил меня с юбилеем Дагестана. Спасибо, что не забываете, интересуетесь моим здоровьем, предлагаете свою помощь».

За чашкой душистого чая завязался разговор о том, какой славный путь прошла за 100 лет наша республика. Наш собеседник хорошо помнит все значительные события и перемены,  произошедших здесь, свидетелем которых была и она сама. Память из сердца не выкинешь, она сопутствует каждого из нас всю жизнь.

Хамис Абдусаламовна, у Вас богатая биография, расскажите, пожалуйста о Вашем детстве, где оно прошло, чем запомнилось?

Я родилась 1 января 1932 года в селе Усиша Акушинского района. Мне очень повезло с родителями, они никогда не ограничивали мои стремления и мечты, а наоборот поддерживали. Отец часто говорил: «Хамис, ты должна быть первой – только так можно добиться успеха в жизни и уважения людей».

Он был уважаемым человеком в районе, примером для многих сельчан. Несмотря на то, что в семье было семеро детей, были определенные трудности, родители никогда не повышали голоса, в доме не утихали смех, шутки, всегда царил порядок. Отец ценил традиции и обычаи гор, учил этому и  своих детей. Часто рассказывал нам об истории Дагестана, о его героях.

Затем наша семья переехала в Дербент, здесь я окончила школу, поступила в Дербентское педагогическое училище. В 1948 году, получив диплом,  вернулась  в родное село. Меня направили работать воспитателем в детский дом, куда в то время привозили детей-сирот со всего Дагестана.

Признаюсь, они были трудными, за судьбой каждого из них – боль, потери, трагедия. Не легко смотреть на таких детей, видеть их рано повзрослевший взгляд. Я старалась стать для них матерью, отогреть их сердца, сидела рядом с ними ночи напролет, когда они болели. Дети оттаивали очень тяжело, но постепенно они стали делиться со мной своими секретами, самым сокровенным, и я поняла, что всё делаю правильно.

Однако уверенность в том, что способна на большее, не покидала меня. Тогда решила получить специальность учителя русского языка и литературы, поступила в Дагестанский женский учительский институт (ныне ДГПУ). Отец поддержал мое решение, тем более район испытывал острую нехватку в  специалистах с высшим образованием. Училась старательно и прилежно. На первом курсе за отличную учебу мне вручили собрание сочинений Льва Толстого.

Как сложилась после института Ваша дальнейшая педагогическая деятельность?

По завершению вуза год проработала в школе селения Сабнава Дербентского района, затем была переведена в город Дербент, где два года трудилась учителем в школе № 4 имени Мазахарья. Впоследствии обратно вернулась  в Усиша. В 1954 году вышла замуж. С моим приходом село словно обрело вторую жизнь.  Мне казалось, что своей животворной энергией питаю односельчан. Я убедила их поверить в то, что сначала нужно изменить себя, тогда и мир изменится.  Осталась в селе, с достоинством выдержав все трудности.

Когда в 1958 году в Усиша решено было построить интернат горянок, руководство района не сомневалось, что именно я должна возглавить его. Выбор пал на меня, видимо, по причине того, что  я уже пользовалась уважением и авторитетом, всегда старалась помочь и делом и советом. Строительство интерната превратилось в народную стройку: люди выходили на субботники, помогали в его возведении.

Нам приходилось ездить по селам и уговаривать родителей отпустить своих дочерей учиться. Были определенные трудности, связанные также с финансированием важного объекта для района, но всё-таки ввели его в эксплуатацию. Мы многим тогда дали путевку в жизнь, помогли поверить в свои силы, в то, что человек сам может стать хозяином своей судьбы.

Как  долго Вы осуществляли руководство этим образовательным учреждением?

В течение трех лет. В 1961 году меня назначили директором Усишинской средней школы. В годы моей работы она гремела на всю республику, здесь апробировались самые современные образовательные программы и методики обучения. Я и после школы не теряла из виду своих учеников, рекомендовала для поступления по специальности, к которым у них были способности. Мы трудились не ради показателей, а для того, чтобы подготовить специалистов, которые поднимут наш родной край, его экономику, культуру, образование.

А как происходило становление интерната горянок и школы в Усиша?

В жизни не всё удается так легко, как хотелось бы. Я убедилась в том, что любой человек достигает своей цели, если верит в её успех. Главное не останавливаться, уверенно идти вперёд, ведь под лежачий камень вода не течёт. По поводу этих учебных заведений могу сказать,  мне посчастливилось руководить ими в нелегкое время. Не хватало опыта, педагогов, учебников, отсутствовала материальная база. Несмотря на трудности мы тогда применяли новые методы в работе, наладили тесный контакт с родителями учащихся и смогли поднять уровень образования на более высокую планку.

О наших успехах узнали не только в Дагестане, но и во всей стране. Мне присвоили  звание «Заслуженный учитель школы ДАССР», избрали депутатом районного Совета народных депутатов. А в 1968 году  за большие заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания учащихся я была удостоена высшей награды СССР – звания «Герой Социалистического Труда».

Тогда мне предложили перейти в райком партии, однако я отказалась, ссылаясь на то, что я больше предпочитаю работу с учениками. Ещё не раз поступали такого рода просьбы, даже на высокие должности, но отклоняла их по причине, что не представляла свою жизнь без  детей и школы.

Тогда мой отец посоветовал мне хорошенько подумать, сказав, что на государственном посту я смогу принести больше пользы. Когда мне предложили должность секретаря Президиума Верховного Совета ДАССР, посоветовавшись с ним, согласилась. С 1980 по  1990 год занимала эту должность. В 1991 году меня перевели заместителем начальника секретариата Верховного Совета Дагестана,  с 1993 по 1997 год работала заместителем руководителя аппарата Верховного Совета республики.

Где Вы ещё работали до выхода на пенсию?

В 1997 году я была назначена на должность помощника председателя Народного Собрания Республики Дагестан. По моему мнению, законотворческий процесс включает в себя множество аспектов и интересен тем, что, прежде всего, отражает общественно-политическую, экономическую обстановку в регионе. Парламент Дагестана – это живой организм, взаимосвязанный между собой законотворческой деятельностью, нацеленной на создание в республике успешной работы всех звеньев экономики, создание рабочих мест, решение политических вопросов, борьбу с экстремизмом и терроризмом и помощь населению.

Что бы Вы хотели пожелать жителям   республики в связи с празднованием 100-летия Дагестанской АССР?

В первую очередь мирного неба, стабильности, уверенности в завтрашнем дне, оптимизма, здоровья и успехов в благих делах и начинаниях.

Р.S. В рамках общения с Героем Соцтруда  Омаргаджи Алиев вручил Хамис Абдусаламовне букет цветов и пожелал ей долгих лет жизни.

Беседовал Гаджи Мирзаев