ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Дагестан — уникальный край. Он еще в далеком прошлом поражал всех, посетивших его, многообразием природных, этнических, языковых и культурных особенностей. Примечательно при этом, что в Дагестане никогда не было межэтнического и религиозного противостояния. Уважение к религиозным убеждениям другого человека, другого народа исторически присуще дагестанцам. Свидетельством тому произведения материальной и духовной культуры, непосредственно связанные с той или иной религией.

В исламе это старые рукописные Кораны, толкования Священного Писания, хадисы, книги по мусульманскому праву, грамматике, этике, астрологии; молитвенные коврики (намазлыки), резные кафедры и подставки под книги, лампады, амулеты, детали архитектурного декора мечетей и т.п.

В христианстве это иконы, предметы культа, рукописные Библии, одежды священнослужителей, лампады, фотографии церквей на территории Дагестана (Махачкала, Кизляр, Хасавюрт).

Культура иудаизма представлена семисвечниками, свитками, торами, произведениями прикладного искусства, связанными с религией. Народы Дагестана исстари бережно и с уважением относились к материальным и духовным ценностям различных конфессий. Поэтому в дагестанском обществе недопустимо проявление религиозного фанатизма и экстремизма, нетерпимости к инакомыслию, иноверию.

Особое место в национальной культуре народов Дагестана занимает декоративно-прикладное искусство, которое наряду с известными ремесленными центрами развивалось с глубокой древности. Именно здесь проявляются истоки дагестанской графики, скульптуры, живописи, свойственные многим видам народного творчества: сулевкентской керамике, испикским блюдцам, росписи Балхара, ковровым изделиям.

Особо следует сказать о своеобразии и сходстве национального костюма, монументально-декоративной росписи интерьеров мечетей, линейно-ритмической выразительности орнамента,  архитектурных сооружений.

Яркой и веками не стираемой вечно живой страницей демонстрации истории становления и развития народной художественной культуры является профессиональное изобразительное искусство. Дагестанскими художниками-самородками отображена самобытная обрядовая, фольклорная тематика, использованы элементы народной архитектуры, бытовой утвари, особенности традиционной национальной одежды и т.д.

Определяющее влияние на развитие профессионального изобразительного искусства Дагестана, формирование идейных гражданских и эстетических представлений дагестанских художников оказали прогрессивные традиции русского реализма.

Исторические события, освободительное движение горцев привлекли внимание к Дагестану передовой мировой общественности, прогрессивных кругов художественно-творческой интеллигенции России. В разные годы в Дагестане плодотвор­но работали такие известные русские художники, как Г.Г. Гагарин, Ф.Ф. , Ф.А. Рубо, Е.Е. Лансере и многие другие. Они отразили в своих произведениях драматические события, суровые горные пейзажи, русских воинов и образы мужественных горцев, выполненные с чувством глубокой симпатии и уважения к свободолюбивым народам Дагестана.Так, например, творчеству Гагарина принадлежат такие картины как «Белый ключ», «Главная квартира Мегрельского полка», «Карагач», «Главная квартира Нижегородского полка», «Сражение при Ахатли», «Крепость Темир-Хан-Шура», «Гергебиль», «Акуша», «Цудахар», «Баррикады на Костреке» и другие произведения, дающие представление о традиционном мужестве и стойкости народов Дагестана.

Другой известный русский живописец Горшельт в своих картинах «Шамиль перед князем Барятинским», «Мюрид с наибским знаменем» любуется горцем, горделивая осанка которого не лишена поистине светского изящества и достоинства. С этнографической точностью художник отразил в своих произведениях уникальные архитектурные сооружения, жилища горцев, одежду, оружие, бытовую утварь и многое другое.

Дагестанская тематика ярко отражена в картинах П.И. Бабаева («Штурм Ахты»), П.Н. Грузинского («Последний штурм Гуниба» «Оставление горцами аула»).

Событиям Кавказской войны посвящены живописные полотна известного ху­дожника Франца Рубо: «Вступление Петра I в Тарки в 1722 году», «Штурм Салты», «Взятие Дарго», «Штурм аула Гимры 17 октября 1832 г.», его первая грандиоз­ная панорама «Штурм аула Ахульго». Главной темой почти всех произведений художника является прославление силы, выносливости дагестанских народов и доблести воинов. Ознакомление с такими объективными картинами на очевидных (с картины) примерах стойкости, непоколебимости и мужества наших предков, формируют у юного поколения исконно истинные чувства, сознание и поведение настоящего патриота свей родины.

Качественно новое явление в художественной жизни нашей многонациональной республики представляет собой творчество Евгения Лансере — первого из крупных мастеров русской культуры, связавшего с Дагестаном жизнь и творчество, достигшего высокой степени понимания и освоения местной национальной культуры и оказавшего бесспорное влияние на формирование и развитие самобытного профессионального изобразительного искусства горцев. Получив заказ проиллюстрировать повесть Л. Толстого «Хаджи-Мурат» и желая создать иллюстрации, достойные произведения великого русского литератора, Лансере делает акварелью и тушью десятки набросков, отличающихся реалистичностью, индивидуализацией образов, яркостью психологических характеристик. Художник зарисовывает пейзажи, сакли, мечети, его рисунки представляют собой не только художественно-эстетическую, но и этнографическую ценность.

Изучение и осмысление содержания подобных высокопрофессиональных произве­дений искусства способствует воспитанию нравственно-эстетических качеств, формирует у подрастающего поколения чувство гордости и собственного достоинства, навеянного героическими образами наших предков.

Под влиянием творчества выдающихся русских художников, посетивших Дагестан в конце Х1Х — начале ХХ в., в среде национальной творческой интеллигенции пробуждается неподдельный интерес к европейской культуре, возникает потребность освоения новых изобразительных форм — живописи, пластики, графики.

Первым представителем Дагестана, получившим в художественной школе специальное европейское образование еще в дореволюционный период, был уроженец селения Чох Халил-бек Мусаев. Уже во время учебы под руководством Оскара Шмерлинга в художественной школе Общества поощрения изящных искусств в Тифлисе, находившейся в ведении Петербургской академии художеств, Мусаев участвовал как в ученических, так и преподавательских выставках, сотрудничал в сатирическом журнале «Молла Насреддин». Его рисунки, отличающиеся лаконичностью, выразительностью и точностью штриха, появляются в бакинских журналах «Келнийет» и «Барабан».

Продолжая учебу в Мюнхенской академии художеств, Мусаев создает серию поэтичных акварельных портретов горянок, привлекающих выразительностью. Художник стремится показать идеальный национальный тип с присущей ему женственностью, фольклорностью. Трактовка его образов отличается этнографической конкретностью, мелодичностью ритмического строя, мягкостью колорита, изысканностью и мастерством рисунка.

Основоположники национального профессионального изобразительного искусства Дагестана — Муэддин-Араби Джемал и Хас-Булат Нухбекович Аскар-Сарыджа. Их творчество во многом определило развитие дагестанской живописи и скульптуры, оказало значительное воздействие на формирование мировоззрения, гражданских и идейно-нравственных представлений не только последующих дагестанских художников, но и народов многонационального Дагестана. Работы этого периода говорят о большом мастерстве художников, откровенно любующихся красотой аулов, родных пейзажей, своеобразием нарядов горцев и горянок, эстетикой быта и жизнедеятельности.

Постоянное наблюдение за самобытной натурой, этнографичными типажами, внимание к героическому прошлому народа имели решающее значение для становления Джемала и Аскара-Сарыджи.

Подробное изучение отечественной истории, самобытной культуры родно­го края, глубокое проникновение в мир духовных ценностей соотечественников сыграли определяющую роль в становлении уникального индивидуального стиля Джемала-портретиста. Сравнивая ранние работы с поэтичными портретами современников художника  (портреты Давуда Алиева, поэта Абдулы Магомедова, революционера Уллубия Буйнакского, поэта Гамзата Цадасы), можно получить наглядное представление о профессионализме мастера. В творчестве Джемала получают развитие сюжетно-тематические произведения («Соха дедов», «Чабаны», «Первое мая в ауле Кубачи» и др.), в которых  этнографические подробности быта горцев свидетельствуют о стремлении живописца осмыслить и передать национальные черты характера, присущие горцам: спокойствие, юмор, чувство собственного достоинства.

Картина Джемала «Объявление автономии Дагестана» (1936-1939) является первым произведением историко-революционного жанра в профессиональном изобразительном искусстве республики. Здесь же художник решает новую для отечественного творчества задачу создания многофигурной композиции. Изобразив только первые ряды, автор живописного произведения добивается впечатления переполненности зала, передает атмосферу торжественности, значительности исторического момента, всеобщее неподдельное ликование. При всем единодушии присутствующих художнику мастерски удается индивидуализа­ция образов, что позволяет охарактеризовать состояние каждого, подметить мно­жество приемов выражения радости, ликования, одобрения, использо­ванных художником. Все это весьма познавательно и поучительно в современных условиях празднования 100-летия образования Дагестанской Автономной Советской Социалистической республики.

Яркостью и многогранностью отличается профессиональное творчество основоположника дагестанской скульптуры Хас-Булата Нухбековича. Раз­ностороннее дарование Аскара-Сарыджи, проявившееся как в монументальной и мелкой пластике, живописи, так и в драма­тургии, музыке (учился в Ленинградской консерватории), нашло применение и в активной общественной деятельности скульптора, принимавшего живое участие в художественных экспедициях. Он создает двухметровые фигуры Шамиля и МахачаДахадаева, варианты портретов для памятников Сулейману Стальскому и Гамзату Цадасе, характеризующиеся умелой передачей анатомического строя натуры, единством замысла и исполнения, индивидуальной выразительностью, естественностью и простотой обликов портретируемых.

Героическая тема в творчестве художника с наибольшей силой выражена в конной статуе дагестанского революционера Махача Дахадаева, отличающейся законченностью скульптурной формы, единством  принципов творчества и национального характера, свойственного лучшим произведениям.

Изучение произведений основоположников национального профессио­нального изобразительного искусства способствует освоению художественно-эстетических принципов творчества. Гармония общечеловеческого и национального в произведениях известных дагестанских мастеров стала возможной толь­ко благодаря овладению высокими профессиональными средствами живописи и скульптуры.

Самобытное творчество первых профессиональных художников Дагестана Джемала и Аскара-Сарыджи подготовило прочную основу для форми­рования профессионального изобразительного искусства республики.

Широко известны имена дагестанских художников, современников Джемала, сыгравших основополагающую роль в формировании и развитии профессионального изобразительного искусства республики, — Ю. Моллаева, М. Юнусилау, Д. Капаницына, Д. Беспалова, А. Марковской, Н. Лакова и др.

Расцвет национальной живописи во многом определяется работами извест­ных художников, посвятивших свое творчество Дагестану, — В. Горькова, А. Августовича, В. Горчакова, Г. Конопацкой, В. Колесникова, Г. Пшеницыной и др.

Лучшие традиции изобразительного искусства отражены в самобытных, глу­боко национальных произведениях профессиональных художников Дагестана Х. Курбанова, З. Рабаданова, М. Шабанова, Б. Евсеева, А. Эмирбекова, М. Алиева, Г. Камбулатова, Ш. Шахмарданова и др.

Лиризмом и поэтичностью проникнуты наиболее значительные произведения дагестанского художника Магомед-Каира Юнусилау «Махмуд в сакле» и «Батырай», где в образах ашугов, вдохновенно поющих о прекрасной всепобеждающей любви, воплощены лучшие обобщенные черты национальных поэтов-песенников.

Несомненный интерес вызывает изобразительное творчество одного из осно­воположников профессиональной книжной графики Дагестана Капаницына, успешно работающего как в историческом, так и в пейзажном жанре, книжной графике, в качестве театрального художника и декоратора, создающего эскизы оформления интерьеров государственных учреждений, улиц и площадей города Махачкалы к торжествам. Капаницын создает множество живописных произведений историко-революционного, пейзажного и бытового жанра («Солнечная аллея», «Дорога в Гимры»,  «В верховьях Самура», «Кумыкская кухня» и др.). Оформляя Дом пионеров и школьников в Махачкале, Капаницын одним из первых дагестанских художников обращается к созданию монументально-декоративных панно в интерьерах общественных зданий («Футболисты», «Лыжники», «Водный спорт и физкультура», «Парашютисты», «Пионер с авиамоделью» и др.).

Яркостью и выразительностью образов современников, являющихся представителями разнообразных профессий — актеров, ученых, рабочих, подкупает изо­бразительное творчество нашей соотечественницы А. Марковской. Не менее выразительны произведения известного советского художника В. Горькова, посвятившего свое творчество Дагестану.

Значительное место в творчестве выпускника Московского художественного института Августовича, связавшего свою жизнь и работу с Дагестаном, занимают как портретный, так и пейзажный, натюрмортный жанры, где талант живописца проявляется с наибольшей силой.

Немыслимо дагестанское изобразительное искусство без яркого своеобразного творчества Конопацкой, создавшей красочные образы, чарующие пластикой движения, наполненные ощущением радостного восприятия жизни («Танец», «Мелодии гор»,  «Песня», «Свадебное шествие» и др.).

Воплощает в себе традиции дагестанской живописи творчество Х. Курбанова, на протяжении многих лет возглавлявшего правление Союза художников республики. Его произведения отличаются непреднамеренностью композиционных построений, простотой и лаконичностью в обрисовке модели, одухотворенностью образов легендарных соотечественников. Так, в портрете известного дагестанского просветителя Саида Габиева художник использует интересный прием — сочетание сдержанной композиции с буйством пламенного цветового сочета­ния, являющегося олицетворением духовного горения прославленного сына республики.

Изобразительное искусство дагестанских художников многогранно. Это произведения известных дагестанских художников З. Рабаданова («Кубачинская кузница», «Бежта зимой»), М. Шабанова («Праздник в ауле», триптих «Дагестан, 20-е годы»), М. Мушаилова («Весть с фронта»), Б. Евсеева («После дождя. Буйволы»), Г. Камбулатова («Три поколения»), Ш. Шахмарданова («Строители Чиркей ГЭС») и др.

Стремясь к постоянному обновлению изобразительного языка, молодые художники республики желают сохранить ярко выраженную индивидуальность неустанным поиском новых пространственных соотношений между произведением искусства и зрителем, превращающимся в активного соучастника творческого процесса. Так, например, внесюжетные композиции Эдуарда Путерброта, являющиеся поэтическим переосмыслением символики древних ритуалов, легенд Дагестана, скальных изображений, загадочных знаков («Кодекс», «Лист дневника», «Триумф», «Движения знаков», «Ситуация»), свидетельствуют о глубоком знании традицион­ной культуры.

Поэтичные самобытные произве­дения известного художника Ибрагима Супьянова из серий «Сцены из народной жизни», «Героические игры», «Портреты собак», «Дагестанские сказки», «Образы предков», окутанные дымкой таинственности, загадочности — несут печать национального праздника, традиционной мифологической культуры. Страстное увлечение отечественной этнографией и языческой древностью дагестанских народных празднеств, ритуалов, характерное для творчества художника, наполняет его ра­боты новым глубоким содержанием.

Проблемы национального характера в изобразительном искусстве успешно решают и современные дагестанские художники А.Гасанов, Г.Балиев, М.Байрамбеков, Э.Лубьянов, С.Салаватов, М.Магомедов, О.Ефимов, А.Газалиев;:архитекторы А.Алхазов, А.Ахмедов, С.Хан-Магомедов и другие. Сейчас как живописцы ярко и плодотворно работают: АдильАстемиров, Ирина Гусейнова, Карахан Сефербеков, Аладдин Гарунов, Саид Тихилов, Бениамин Шалумов, Игорь Задера, Ильмира Ашурбекова, Гульмира Мятова, Олег Юсупов.

Персональные выставки выдающихся представителей дагестанского искусства – Абдулважида Газалиева, Салавата Салаватова, Магомеда Кажлаева, Хаджи-Мурада Алиханова, Биньямина Каллаева, Муртуза Магомедова, Омара Ефимова, Олега Пирбудагова, Клары Власовой и др., состоялись в здании Дагестанского правительства.

Деятели искусств нашей республики, рядом с представителями культуры других народов, активно участвуют в развитии и формировании культурного пространства  столицы нашей родины города Москвы. Они способствуют единению жителей столицы и дагестанцев, живущих в Москве, обеспечивая непрерывность интеллектуального и духовного контакта с культурой Дагестана.

Последнее время в нашей стране происходит интенсивный рост национального сознания, что, в первую очередь, связано с проблемой осознания собственной этнической принадлежности. Нас окружает большое количество «иностранного» в быту, на телевидении, в музыке и т.п. В связи с этим практически утрачены понятия об истинных ценностях, о чувствах патриотизма и человеколюбия. Исчезают идеалы человека-труженика, воина – защитника Отечества, забываются семейно-бытовые обычаи, традиции, секреты взаимного уважения в семье, почитание старших.

Самыми незащищенными от негативных воздействий окружающего поликультурного мира оказались учащиеся. Они в данном отношении требуют особого внимания, так как с одной стороны, обладают высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой – у них только формируются ценностные приоритеты, определяющие поведение и поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет показывают, что именно под влиянием современной культуры у учащихся происходит деформация картины мира и ценностных ориентиров.

Знакомство с обычаями, традициями народа, и в том числе художественной культурой помогает воспитать у учащихся интерес к истории народа, любовь к его культуре, помогает сохранить наследие прошлых веков. Именно в этой связи возрастает роль всех без исключения направлений развития и становления национальной культуры, в том числе и художественной культуры народов Дагестана. В одной статье трудно представить весь арсенал художественных ценностей присущих народам Дагестана. Мы коснулись лишь некоторых аспектов и очевидно социально значимой творческой деятельности наиболее плодовитых деятелей художественной культуры.

Подчеркивая чрезвычайное значение дагестанского декоративно-прикладного и изобразительного искусства и в целом всей художественной культуры для формирования морально-этического и эстетического облика нынешних и грядущих поколений дагестанцев, хочется отметить, что дагестанское изобразительное искусство отображает актуальные про­блемы современного общества и важнейшие этапы истории народа, неразрывно связанные с развитием характерных направлений российской культуры.

В становлении профессионального мастерства дагестанского искусства, подготовке национальных художественных кадров ведущую роль сыграли русская художественная культура, опыт и помощь русских художников, которые в свою очередь черпали вдохновение в жизни народов Дагестана, его природе, культуре и др.

Дагестанское профессиональное изобразительное искусство имеет свои локальные особенности, отличающиеся самобытной культурой от национальных школ других республик.

Дагестанская художественная культура во всех разновидностях — это неотъемлемая часть дагестанской национальной материальной и духовной культуры, в процессе приобщения к которой успешно формируется и утверждается духовно-нравственное и эстетическое самосознание народов Дагестана.

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения России, профессор