Физическая культура является органической частью каждой национальной и всей общечеловеческой культуры и имеет своё особое предназначение. Важность и ценность физической культуры в том, что именно она обеспечивает живучесть народа, здоровье, физическую, военную и трудовую подготовку. Тем самым его потенциальные возможности веками обеспечивают защиту, сохранении самого народа и его историко-культурного наследия.
Народы Дагестана имеют испытанную поколениями самобытную физическую культуру, ее элементы уходят своими корнями в глубокую древность. В археологических раскопках на территории Дагестана (у городов Дербента, Буйнакска, Махачкалы, близ селений Чох, Акуша, Леваши и др.) найдены орудия физического труда, охоты, боевое снаряжение. Среди них каменные диски, рубила, скребки, топоры, молотки, дубина, лук, стрелы и т.д. Все они свидетельствуют о том, что физический труд, охота, освоение тайн суровой и дикой природы служили формой самозащиты, самосохранения, объединения и сплачивания коллектива людей.
В процессе трудовой деятельности древние дагестанцы получали необходимое физическое развитие, накапливали опыт, а вместе с этим развивали и совершенствовали определенные качества, навыки и умения. Постепенно люди стали осознавать и осмысливать важность предварительного обучения и физической закалки детей с раннего возраста. В процессе этого обучения стали применять специальные имитационные движения и тренировать в ходьбе, беге, обучать лазанию по деревьям, плаванию, переправе вплавь с помощью подручных средств, лазанию по горам, метанию и толканию камней, владению топором, скребком и т.д. Наскальные изображения на территории Дагестана – в районе сел. Капчугай, Ленинкент, Кумторкала, Экибулак свидетельствуют, что древние дагестанцы хорошо владели орудиями труда, охоты, были отменными лучниками, всадниками, отважными и выносливыми воинами. Древнегреческий писатель Страбон, живший с 63 г. до н.э. по 23 г. н.э., писал, что «Кавказ представляет собою горный хребет», а «люди здесь отличаются красотою и ростом». Сражаются они «… пешими и на конях».
Весьма положительно отзывался о величавости, крепком телосложении, приветливости, умеренности в еде, о мужестве и воинственности худощавых горцев отец медицины Гиппократ.
Суровые жизненные условия делали людей честными, мало прихотливыми, обладавшими чувством взаимовыручки, воспитывался человек труженик и воин, а в течение многих столетий из него сложился прославленный воин-джигит, закаленный физически и морально, которого ничто не смущало и не страшило.
На протяжении всей истории дагестанцам приходилось не раз отбивать атаки непрошеных «гостей». Многочисленные орды захватчиков терзали Страну гор, пытались огнем и мечом установить здесь свое господство. Народы Дагестана, закаленные собственными средствами и опытом физической культуры, мужественно отстояли родину от римских легионеров и сасанидских царей, арабских халифов и татаро-монгольских ханов, иранских шахов и турецких султанов, и, наконец, проявили стойкость в 25-летней войне с царским самодержавием.
Самый жестокий средневековый завоеватель Тамерлан, прозванный «грозою вселенной», не знавший в своей полководческой жизни поражений, о лакской девушке – героине ХIV века Парту-Патиме сказал: «Вселенная клич мой услышала бранный. Пленял я царей, завоевывал страны, но вижу впервые отряд перед собой, за девушкой-воином скачущий в бой». После пребывания в Дагестане в 1722 году Петр Великий писал: «Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, тогда ни одна нация не была бы в состоянии взяться за оружие с ним». С большой похвалой отзывались о физических качествах, о трудолюбии, свободолюбии и мужестве дагестанцев писатели Добролюбов, Чернышевский, Белинский, Пушкин, Лермонтов, Толстой. Гуманизмом народов Дагестана как составной частью мужества восхищался великий русский хирург Пирогов. Высоко оценивая свободолюбие и мужество горцев Карл Маркс писал: «Храбрые черкесы снова нанесли царским войскам несколько серьёзных поражений. Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие оставаться свободными».
Таким образом, зародившись в глубокой древности, физическая культура народов Дагестана служила вековечным стимулятором здоровья и силы воли, мужества и стойкости, отваги и героизма, в конечном счете, сплотившим в единое целое около 40 свободолюбивых народов и этносов Дагестана.
Приоритетным средством физической культуры народов Дагестана является производительный труд во всех его региональных разновидностях (земледельческий, животноводческий, ремесленный, бытовой, хозяйственный и т.д.). Социально-исторические, природно-географические условия позволили народам Дагестана выработать и специальные средства, формы и методы физического развития и воспитания человека, к ним относятся спортивные упражнения, национальные игры, игрушки, спортивные и воинские снаряжения, виды национального спорта, спортивно-боевые песни, пляски, танцы и многое другое.
Основные физические упражнения у народов Дагестана – это ходьба, бег, метание, поднимание и толкание камней, стрельба из лука, пистолета и ружья, перетягивание каната, ковра, лазание (по горам, деревьям, врытому в землю столбу), плавание, прыжки через преграды и т.д. Особенно разнообразны у народов Дагестана игры и игрушки. Среди дагестанских детей, подростков и даже взрослых издревле бытуют игры в альчики, игры с мячом, с использованием палки, игры с пятнанием, игры с камушками, в куклы, в прятки и другие. Особое место среди молодежи занимали конные игры «Гардероб на коне», «Палка и папаха», «Рубка лоз», «Попади в папаху» и т.д. И подвижные и конные игры народов Дагестана насыщены движениями, которые способствуют развитию и выработке ценных качеств, навыков и умений, необходимых человеку в его трудовой и оборонительной деятельности.
Национальными видами спорта народов Дагестана являются национальная борьба, джигитовка, канатоходство, фехтование, прыжки и плавание. Скачки и джигитовка – вид спорта, широко распространённые у народов Кавказа и Дагестана. Редко какое торжество, праздник, свадьба проходили раньше без этих состязаний. Этот вид спорта бережно сохранился, передавался из поколения в поколение и дошёл до наших дней. Скачки – это кульминационный момент каждого праздника.
Не менее широко была распространена джигитовка. На ровной площади или поляне джигиты демонстрировали своё мастерство управления конём, силу, ловкость, быстроту глаз и бесстрашие. Джигитовали на осёдланной лошади. Участник состязания проделывал на скачущей лошади головоломные трюки – то он вставал на седло во весь рост, то подлезал под ее брюхо, свисал, как будто подстреленный, и так далее. На скаку хватал горсть земли, брошенный платок и даже монету, стрелял в цель из пистолета или ружья. Наиболее ловкие поражали цель из-под брюха лошади.
Популярным видом национального спорта народов Дагестана является канатоходство. Этот красивый и мужественный вид спорта особо распространён в лакском ауле Цовкра. Акробаты-канатоходцы вышли также из аварских аулов Агвали, Ботлих, лезгинских селений Чахчах, Яраг-Казмаляр, табасаранского селения Хучни и другие. Канатохождению учили мальчиков и девочек с ранних лет, держа в руках шест.
Канатоходцы- мастера — своего дела часто выступали без этих предметов, позволяющих держать равновесие, и даже с шашками в руках. В арсенал упражнений канатоходца входил передвижение вперёд и назад, на одной ноге, сидя, с открытыми и завязанными глазами, в мешках; с одним, двумя и более партнёрами на плечах. Канатоходцы садились, ложились на канат, делали стойку на плечах, передвигались по канату, стоя обеими ногами в тазу, с кинжалами, прикреплёнными к ногам, делали сальто на канате, различные расхождения на канате двух партнёров, идущих друг другу навстречу и т.д. Эти упражнения, мастерски выполненные на арене цирка, принесли всемирную популярность знаменитым дагестанским канатоходцам Яраги Гаджикурбанову, Рабадану Абакарову, Магомеду Магомедову, Ларите Магомедовой и другим. Дагестанские канатоходцы были и остаются гордостью отечественного цирка.
Наиболее распространённым видом дагестанского спорта является борьба. Она служит важным средством развития физической силы, ловкости, выносливости.
У народов Дагестана бытуют два вида национальной борьбы: в обхват и вольная. Борьба в обхват проходила так: участники брали друг друга через левую подмышку и крепко сцепляли пальцы на спине. Применяя различные обманные движения вперёд, назад, в стороны и т.д., нужно было сбить противника на землю.
При вольной борьбе соревнующиеся могли делать друг другу подножки, зацепы ногой и т.п. Любым способом надо было бросить на землю противника. Этот вид национальной борьбы имеет много приёмов, которые включены в современное искусство вольной борьбы.
Соревнования борцов, дружеские схватки привлекают дагестанцев, стимулируют их духовно и физически. Дагестан является родиной знаменитого борца, «непобедимого льва Дагестана», «кумира Востока» Сали Сулеймана, «чемпиона чемпионов» Али-Клыча, могучего богатыря Османа Абдурахманова и других. Дагестанские борцы Али Алиев, Юрий Шахмурадов, Загалав Абдулбеков, Руслан Ашуралиев, Владимир Юмин, СайпуллаАбсаидов, Магомед-Саид Абушев, Арсен Аллахвердиев и многие другие неоднократно становились чемпионами Олимпийских игр, мира, СССР, России.
Довольно ёмким и ярким выразителем традиционной физической культуры Дагестана являются народные спортивные праздники: день выхода плуга, день урожая, день черешни, день виноградарей, день совершеннолетия, день чабанов, праздник цветов, праздник весны и т.д. Спортивные состязания: игры, упражнения, скачки, джигитовка, фехтование, канатоходство и другое служат украшением народных праздников, где организовывают скачки джигитов, состязания бегунов, соревнования по прыжкам в длину и высоту, в борьбе, по перетягиванию каната, поднятию и метанию камня. В праздничных соревнованиях в отличие от специально организуемых вправе участвовать старожилы, взрослые мужчины, и юноши и дети 5 – 12 лет.
Каждый спортивный праздник украшается играми. Например, в день виноградаря, кроме всего, обязательно проводятся игры «Полезь и достань», «Кто собьет кисть»; в день совершеннолетия проводятся испытания 15-летних на смелость, сообразительность, находчивость; в день чабана устраивали состязания чабанов: кто быстрее может освежеватьбарана, разделать тушу, кто быстрее пострижет овцу, кто с шестом перепрыгнет костёр и другое. Народные спортивные праздники служат ареной публичной демонстрации знаний, умений и навыков, необходимых горцу – труженику и воину–защитнику.
Физическое совершенство – это как раз то, чем объяснялось преимущество дагестанцев в трудовых и боевых действиях. От степени физической подготовленности, умения разумно использовать физические качества во многом зависело существование горца. Во время охоты, в бою и отчасти в труде плохое физическое развитие таило в себе угрозу смерти. Осознание этого привело горцев к постоянному физическому самосовершенствованию, к выработке в человеке сызмальства физических качеств: силы, выносливости, подвижности и т. д.
Физически сильные, закаленные и волевые люди пользуются у народа огромной любовью. Например, появление в ауле силача-циркача, канатоходца-пехлевана мгновенно собирает весь народ на зрелище. О сильных сложены легенды, сказы, песни, рассказы. В памяти народа до сих пор живут воспоминания о силе и ловкости Давуда-Мирзы из аула Утлух, Гаджи Усмана из аула Арчиб, Исал-Гаджи Гимринского, Кур-Магомеда Казикумухского, Аваро-Муртазали, Имал-Магомеда из Чараха, Абдулхалима из Чоха; горянок: Серфинат из селения Азад-Оглы, Чамту из Кураха, Джавгар из Багикли. Рассказы о физически выносливых, стойких и сильных народных заступниках из чисто духовно-нравственных побуждений передаются из поколения в поколение, их ставят в пример, воспитывая труженика и воина, способного выдержать любые испытания боевой жизни, презирающего малодушие, слабость и трусость.
В горах ни стар, ни млад не хотят показать слабость, бессилие, беспомощность. Немало в народе рассказов о том, как даже старики в решающий момент скрывали свою старость, выходили соревноваться с молодыми, физически крепкими, своей мудростью, личным примером управляли боем.
Горцы ценят в человеке хорошую осанку, подвижность, изящество и благородство движений. Все это рекомендуется воспитывать повседневной физической нагрузкой, критическими замечаниями и поучениями, самоконтролем. Поэтому человека с малых лет включают в посильный труд, игры, национальную борьбу, обучают бороться с ровесниками, держаться на коне, лазать по горам, кататься на горных лыжах и многому другому.
Особое внимание в физическом воспитании народ придает разумному накоплению и применению физической силы и других качеств. Ни в коей мере не одобряются качества, противоречащие нравственным нормам народа: применение физической силы против слабых, стариков, женщин, детей, физические состязания с более слабым противником и т. д.
Народная мудрость признает только физические качества, направленные на пользу общества – это защита менее слабых, чести стариков, женщин, семьи, народа, оказание помощи соседям, попавшему в беду, престарелым, инвалидам… Люди именно с такими физическими устремлениями близки народу, остаются в памяти и служат образцом для молодого поколения. Физическая культура народов Дагестана дала миру более 16 олимпийских чемпионов: Загалава Абдулбекова- первого на Северном Кавказе Олимпийского Чемпиона, Мустафа Дагестанлы — 2 кратного Олимпийского Чемпиона, Абушева Магомед-Гасана, Владимира Юмина, Сайпулу Абсаидова, Владимира Назлымова, Хаджимурада Магомедова, Мурада Умаханова, Гаджи Гаджиева, Мурада Умаханова, Елену Исимбаеву, Гайдарбека Гайдарбекова, Мавледа Батырова, Хаджимурада Батырова, Бувайсара и Адама Сайтиевых, Ширвани Мурадова, Рамзана Ирбайханова, Тагира Хайбулаева, Мансу́ра Иса́ева, Назима Гусейнова. В Дагестане около 50 чемпионов мира по различным видам спорта.
Очевидным и на весь мир ярким показателем дагестанской совести,скромности, справедливости и бесспорной результативности физической культуры народов Дагестана является Нурмагомедов Хабиб Абдулманапович -всероссийский боец смешанных боевых искусств,на сегодняшний день занимающего первую строчку официального рейтинга UFC среди лучших бойцов независимо от весовой категории. Да будет их пример ярким и повсеместным образом для подражания нынешним и грядущим поколениям молодых дагестанцев.
Физическая культура народов – это основа не только реального самовыражения, но и веками заложенная ключевая основа сохранения и развития нравственной, трудовой, эстетической, экономической, экологической культур народов и этносов Дагестана. Так было, так и должно быть всегда!
Шарип Исмаилов,
декан факультета физкультуры ДГПУ
Шайдабег Мирзоев,
отличник народного просвещения РФ