Как мы знаем, палеонтология занимается изучением древних обитателей Земли. Обычно в руки ученых попадают окаменевшие кости, раковины, зубы доисторических животных, отпечатки листьев, коры, стволов деревьев, хвойных шишек и другой флоры.
По данным палеонтологов весь Северный Кавказ появился на месте древнего океана Тетис, существовавшего в эпоху мезозоя между древними континентами Гондвана и Лавразия. Реликтами этого океана являются современные Средиземное, Черное и Каспийское моря. По сути, мы Дагестанцы, ходим по дну древнего океана и если, путешествуя, внимательно понаблюдать под ногами мы нередко можем найти отпечатки двухстворчатых моллюсков, аммонитов или морских лилий, которыми буквально кишел данный океан.
Наш Дагестан является кладезью окаменевших останков и отпечатков морских обитателей, которые не получили должного научного изучения и классификации. Хочется отметить весомый вклад в сбор, анализ и сохранение научного материала палеонтолога-любителя Хаписова Омара Курбановича из Левашинского района с.Н.Чогли, который в течении всей жизни занимается сбором целой экспозиции артефактов палеонтологии по Дагестану и регионам России. В его коллекции собраны не только аммониты, наутилусы, двустворчатые моллюски, белемниты, морские ежи, зубы акул, отпечатки растений, но и останки окаменевшего ихтиозавра (морская рептилия наподобие дельфина), возраст которого более 100 миллионов лет, найденный в Акушинском районе. Еще другой находкой Омар удивил весь палеонтологический мир – это останки древней гигантской морской черепахи длиной до 3 – 4 метров, вид которой принадлежал Протостегид, живших на Земле в меловом периоде.
Сам по себе Омар очень общительный, разносторонних интересов, влюбленный в свой родной край человек. Конечно, Омар имеет тесные связи с работниками музеев в Дагестане, это и Акушинский историко-краеведческий музей, и школьный музей в с.Чуни, и Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения и др.
Являясь работником последнего музея, я с Омаром нередко выезжаю для сбора материала палеонтологии, научного изучения слоев и пластов и еще, просто для обмена опытом ведения музейного дела.
На очередную экспедицию в Дахадаевский район Дагестана нас вдохновила группа посетителей в Куппинский музей, которая пообщавшись с заведующим данного музея Омаровым Исой Исаевичем, получила отличный заряд энергии и вдохновения, здесь мы познакомились с учителем Мурадом Асилаловичем из Кубачи. Видимо, здесь совпали интересы и взгляды обоих сторон. Оказывается, недавно началась реконструкция и расширение дороги ведущей к селению Кубачи, где еще более раскрылись юрские слои (150 – 200 млн. лет.), где любознательный учитель Мурад Асилалов, обнаружил на каменноугольных пластах несколько отпечатков растений и морской флоры. По приезду домой Мурад отправил фото мне, а я же, специалисту подобного материала Омару Хаписову, который определив отпечатки растений, счёл необходимым обследовать данные юрские слои, с каменноугольными наслоениями.
Долго не думая, 12 сентября мы с Омаром выехали на экспедицию по маршруту чрез селения Н.Чогли, Куппа, Акуша, Гапшима, Танти, Ургани, Гулебки, Чугни, Урари, Урхнища и Кубачи. Конечно же, каждое село удивляло нас своей самобытностью, старинной архитектурой домостроений и хозяйственным бытом. По мере продвижения мы обследовали палеонтологические ярусы и пласты. Начиная с селения Гапшима начинались верхнеюрские слои (152 – 157 млн лет), а от селения Танти уже среднеюрские слои (166 – 170 млн лет). Далее, начиная с селения Урари, раскрывались сплошные слои эпохи Аален (170 – 174 млн лет). В процессе поиска в данных слоях нами были обнаружены несколько видов аммонитов и ростр белемнита.
После головокружительных поворотов, через многочисленные горные аулы, в селение Кубачи Дахадаевского района Дагестана мы приехали еще до захода солнца, где Асилалов Мурад, встретил нас и накормил вкусными кубачинскими сырными чуду, за что мы благодарны его хозяйке. Мурад очень гостеприимный, внимательный, хороший семьянин и горец. Он оказал нам всё возможное и невозможное уважение и гостеприимство. До вечера провел нам экскурсию по старому Кубачи откуда было видно новое селение Кубачи и все вокруг лежащие села Уркарах, Кища, Амузги и др. Здесь мы увидели развалины былых построений, остатки сигнальных и боевых башен, а в центре села красовалась старая боевая крепостная башня.
Отсюда Мурад показал нам наш завтрашний маршрут, который пролегал по новой автодороге. Она разрезала по всему своему маршруту горы и склоны, раскрывая горные пласты высотой до 100 метров, что облегчало нам изучение этих слоев и поиск флоры. Вечер мы провели за приятным ужином, наблюдая за звездами и созвездиями с балкона Мурада, где был установлен большой телескоп. Интересным подарком от Мурада для куппинского музея стала кинокамера времен СССР, которой очень обрадовался Иса Омаров. На следующий день и друг Мурада, Гасангусен обрадовал нас картинкой из ракушек, изготовленной дочкой, специально для куппинского музея.
Утро следующего дня нас встретило яркими лучами солнца и прохладным горным сквознячком, так – как дом Мурада стоял почти на самой высокой точке над селом и находился на 1800-метровой отметке над уровнем моря. Позавтракав, мы втроем проехали через село Кубачи, а Мурад провел нам небольшую вводную экскурсию про свое родное село, которое завораживало нас своей красотой, обильной зеленью и родниками. Незаметно мы спустились к выездной новой дороге и завалам, которые обрушились вдоль дороги после дождей. Это, по определению Омара, были слои эпохи Аален юрского периода. Спускаясь все ниже и ниже по дороге мы обнаружили данные слои с каменноугольными выходами внутри песчаника, толщиной около 250 метров и содержащего в себе более десяти мини – пластов каменного угля. Обследуя эти слои, мы в разных пластах обнаружили отпечатки хвоща, папоротника, разрозненные листья – перышки цикадовых, голосеменные и т.п.
Следует заметить, что в нижней части данного разреза были обнаружены сидеритовые конкрекции с высоким содержанием железной руды, что наталкивало на мысль о существовании на землях селений Кубачи и Амузги рудников по добыче железа для изготовления оружия и орудий труда. Нельзя исключать, что местные мастера-кузнецы в прошлом использовали именно местную железную руду.
Если говорить в целом о находках растительных отпечатков в Дагестане, можно вспомнить об описаниях Чирагских слоев еще в 70-х годах и отпечатков, найденных в Ааленских слоях у селения Вицхив. Находки же отпечатков флоры в кубачинских слоях ранее не были зафиксированы и изучены. Найденные нами отпечатки для более углубленного изучения и анализа мы отправили одному из лучших специалистов в России по ископаемой флоре инженеру – геологу Дмитрию Шапошникову из Ростовской области.
По его оценке весь материал имел слабую сохранность, но несмотря на это Дмитрий. дал соответствующую оценку и анализ нашим находкам. «В основном это разрозненные листья – перышки цикадовых (беннеттитов) на картинке растения с листьями как у пальмы и цветками на стволе, на картинке юрское болотце».
Определение проводилось по труду «Основы палеонтологии» под ред. Ю.А.Орлова». Картинки (юрское болотце и таблица), присланные Дмитрием, приложены к тексту.
Этот разрез охватывает слои от верхнего Аалена (174,1 млн.лет) и до верхнего Тоара (182,7 млн.лет), значит мы имеем, полную пачку слоев Ааленских отложений с содержанием многочисленных каменноугольных слоев.
Насколько нам известно, данные слои с отпечатками флоры ранее не были изучены и описаны специалистами.
Думаю, что этот разрез стоило бы более тщательно изучить специалистам Академии наук, так как выходы флоры среднеюрского периода на территории России имеются только в считанных местах.
Конечно, ещё следует отметить возросший интерес российских палеонтологов, геологов и туристов к Дагестану.
В 2015г. в Махачкале была проведена 6-я Всероссийская конференция «Юрская система России:проблемы стратиграфии и палеогеографии» с участием специалистов из Геологического института РАН г. Москвы, Дагестанского научного центра РАН и специалистов других институтов из разных регионов России, после которой они посетили музеи Хаписова Омара, Куппинский музей, дали им соответствующую оценку в изданном путеводителе геологических экскурсий 6-го Всероссийского совещания под редакцией В.И.Черкашина. В этих музеях был представлен практически не изученный научный материал, собранный по Дагестану и Северному Кавказу, который и заинтересовал специалистов.
Надеюсь, что с помощью таких энтузиастов своего дела, как Омар Хаписов, Иса Омаров и других любителей родного края при поддержке российских научных сотрудников палеонтология в Дагестане поднимется на новый уровень, который получит в научном мире высокую оценку.
Шамиль Омаров,
кандидат исторических наук