Незаконная деятельность
В Дагестане перед судом предстанет глава муниципального образования по обвинению в превышении должностных полномочий, повлекшем незаконную добычу песка с побережья Каспийского моря.
Прокуратурой РД утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении главы муниципального образования «Каякентский район». Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
По версии обвинения, в 2019 году, он, под видом реконструкции пляжа «Гоксув» в Каякентском районе, на основании соглашения о спонсорской помощи между МУП «Дирекция муниципальных пляжей» и ООО «Фирма Маяк», организовал незаконную добычу и вывоз полезного ископаемого – морского песка – с находящегося в федеральной собственности земельного участка, примыкающего к береговой линии Каспийского моря.
В результате незаконной деятельности для использования в коммерческих целях добыто и вывезено свыше 15,3 тыс. куб. м. морского песка на территорию асфальтобетонного завода в г. Дербент, где функционирует растворобетонный узел ООО «Фирма Маяк», чем причинен ущерб государству на сумму более 3,6 млн. рублей.
Татьяна Голубова,
старший помощник прокурора РД
Детство под защитой государства
Согласно ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии.
В связи с этим разъясняем, что за неисполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию ст. 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Санкция статьи предусматривает наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей, за повторное нарушение – штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административного ареста на срок до пяти суток.
Родители могут быть привлечены и к уголовной ответственности.
Так, статья 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним. Жестокое обращение может выражаться в систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, оставлении без еды. Совершение таких действий наказывается вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
Статья 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) применяется в случае, если действия родителей, при отсутствии умысла на причинение смерти ребенку, вследствие грубой невнимательности, неосмотрительности привели к наступлению тяжких последствий в виде смерти. Деяние также наказывается лишением свободы на срок до двух лет
Воспрепятствование медицинской помощи
Действующим законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи.
Так, согласно части 1 статьи 124.1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовно-наказуемым деянием является воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента.
В качестве санкций за такое преступление, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотрены штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, ограничение свободы на срок до трех лет, принудительные работы на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев, а также лишение свободы на срок до двух лет.
Более суровые наказания установлены за то же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть пациента — наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Статьей 6.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 12 Кодекса, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Налоговые преступления
Федеральным законом от 01.04.2020 № 73-ФЗ внесены изменения в ст. 198, 199, 199.199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, улучшающие положения лиц, привлекаемых за совершение налоговых преступлений.
Так, изменения коснулись статей, определяющих крупный и особо крупный размер, установление которого необходимо для квалификации деяния как преступления. Установлены фиксированные суммы, превышение которых возможно только в пределах трех финансовых лет подряд, вместо расчета относительных величин (долей в процентах).
В новой редакции примечания 1 к ст. 199 УК РФ крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающих за период 3 финансовых лет подряд 15 миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 45 миллионов рублей.
В новой редакции примечания 2 к ст. 198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающих за период 3 финансовых лет подряд 2 миллиона 700 тысяч рублей, а особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 13 миллионов 500 тысяч рублей.
Согласно ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Соответственно уголовные дела, находящиеся в производстве правоохранительных органов по налоговым преступлениям, которые ниже установленного крупного размера подлежат прекращению, которые ниже установленного особо крупного размера подлежат переквалификации.
Гражданство в России
24 июля 2020 года вступил в силу Указ Президента РФ №477 « О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
Указом установлено, что вместе с заявлением о приеме в гражданство РФ лицо, имеющее хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ, представляют свидетельство о рождении заявителя и паспорт гражданина РФ родителя, проживающего на территории РФ, с отметкой о регистрации по месту жительства либо копию данного паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, засвидетельствованную в соответствии с законодательством РФ о нотариате.
Лицо, являющееся гражданином Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины также представляет документ, удостоверяющий личность заявителя и его гражданство.
Для приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке иностранными гражданами, временно или постоянно проживающими на территории РФ, состоящими в браке с гражданином РФ, проживающим на территории РФ, и имеющим в этом браке общих детей представляются:
— разрешение на временное проживание в РФ или вид на жительство;
— документ, подтверждающий владение русским языком, если заявитель не освобождается от представления этих документов;
— свидетельство о браке и паспорт гражданина РФ супруга, проживающего на территории РФ, с отметкой о регистрации по месту жительства либо копию данного паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства,
— засвидетельствованную в соответствии с законодательством РФ о нотариате;
свидетельство о рождении ребенка;
— документ об усыновлении (в случае усыновления (удочерения) ребенка).
Восстановление в родительских правах
В соответствии со ст. 72 СК РФ родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка.
Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка. Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (статья 140 настоящего Кодекса).
Учитывая изложенное, можно обратится в суд с иском о восстановлении в родительских правах, указав также требование о возврате ребенка.
Следует учитывать, что, если суд придет к выводу о том, что возвращение ребенка родителям (одному из них) не отвечает интересам ребенка, суд вправе отказать в удовлетворении этого требования, в том числе и в случае удовлетворения иска в части восстановления в родительских правах (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав»).
Фейковые новости
За распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 13.15 предусмотрена административная ответственность.
Наказуемым является распространение вышеуказанной информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.
Указанное деяние влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Кроме того, статья 13.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с апреля текущего года дополнена нормами об ответственности юридических лиц за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.
За совершение таких действий предусмотрен штраф от 1,5 млн. до 3 млн. рублей. Если распространение недостоверной информации повлекло смерть, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, то штраф составит от 3 млн. до 5 млн. рублей.
Граждане за совершение указанных деяний при наличии соответствующих оснований подлежат уголовной ответственности по ст. 207.1 УК РФ.
Кроме того, в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, прокуратура вправе обратиться с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Ахмед Гамидов,
старший помощник прокурора Кировского района г.Махачкалы