Бросая взгляд на недавние события из жизни современной Турциии, в частности, касательно храма Айя София, отозвавшиеся в российском парламенте, прибегнем к авторитету истории.
Заглянем в это зеркало заднего вида, без которого движение вперед не безопасно.
Отражение ясно показывает в решении вопросов по раскройке Евразийской ткани, необходимо исходить из преемственности, образующую давнюю, добрую традицию, основанную на « Общей программе дружеского сближения» двух великих держав России и Турции.
Лучший метод познания — сравнение. Приведем, в этой связи, пару конкретных примеров.
— Еще в октябре 1909 г., когда серия внешнеполитических успехов, достигнутых двумя могущественными державами, в столице Блистательной Порты ознаменовалась открытием: Российского Внешторгбанка, первой русской типографии, первой плавучей (корабль «Император Николай -II») выставкой российских товаров с триумфом вышедших в порты средиземноморского бассейна и, пожалуй самое главное, выходом в свет первой в истории мировой прессы, русско-язычной газеты на турецкой земле, газеты «Стамбульские новости» (главный редактор Дж.Коркмасов), Чрезвычайный и полномочных российский императорский посол в Стамбуле, гофмейстер Высочайшего Двора, Н.В. Чарыков в своем письме в Санкт-Петербург, писал: «За все существование Турции – это первая русская газета в Константинополе, Выход ее является для нас несомненным успехом По-видимому, Дж. Коркмасов человек больших дарований. Я считаю его частную инициативу в журнальном деле предпочтительной казенному почину, и в данном случае думаю, что „Стамбульские новости“ будут способствовать осуществлению нашей Общей программы дружественного сближения с Турцией на почве культурных и экономических вопросов».
***
— В середине 19 века, архитектор Гаспар Фоссати, когда строительство российского посольства в Стамбуле шло к завершению, был приглашен Султаном Абдул — Меджидом для реставрации собора Айя-София, построенного во времена императора Юстиниана.
По снятии верхнего слоя «вековой штукатурки» были обнаружены старинные фрески и византийская мозаика.
Прибывший на место для осмотра султан Абдул-Меджид заявил: «Мусульмане не должны видеть это, а потому снова закройте, но так, чтобы не испортилось». Фоссати пришла великолепная мысль, прежде чем нанести соответствующий слой штукатурки, сохранить эти художественные ценности мирового порядка для истории в виде издания Альбома с планами и рисунками Храма-Дворца. Немецкие ученные прознав это живо отреагировали на выявленные ценности и в Стамбул прибыла из Германии группа ученых. Фоссати обратился к Русскому Двору, уверенный что именно он в первую очередь заинтересован в литографическом издании православных ценностей. Однако, ответа о готовности финансировать проект из Петербурга не последовало. Тогда Фоссати отправился в Лондон, где и был издан альбом. Его изданием занимались Павел и Доменик Колпачи, а их работы по изданию альбома были оплачены султанской казной.
Лучший метод познания — сравнение, указывающее на прошлое, как никуда не ушедшую реальность. История без правды — одна немощь!
Для сведения — Вид Мечети Сулеймани, приводится ОРИГИНАЛ опубликованный на стр.11, №1 газеты «Стамбульские Новости», 23 ноября 1909 г.
Мечеть СУЛЕЙМАНЕ — Наиболее чистое и совершенное создание Турецкого искусства. Она построена знаменитым турецким архитектором СИНАНОМ ( 1550-1556) при Сулеймане Великолепном. На ней отразилось влияние персидского и особенно византийского стиля. Ее роскошный фасад построен из редкого мрамора, гранита и порфира. При мечети находится гробница Сулеймана Великолепного, а также -духовная школа и библиотека.»
Анатолий Коркмасов