20 августа исполняется 52 года как состоялась военная операция «Дунай». Интернациональные войска (в основном, советские) в 1968 году в рекордно короткие сроки «взяли Прагу» — столицу Чехословакии, заняв все стратегически важные объекты. О том, как это происходило тогда, мы беседуем с одним из её участников, ветераном ВДВ, гвардии подполковником в отставке Абдулой Фаталиевым.
Абдула Алиевич, что по Вашему мнению послужило поводом или какие были предпосылки для начала такой крупномасштабной операции в Европе?
В декабре 1967 года к руководству Коммунистической партией Чехословакии пришёл Александр Дубчек, который вступил в борьбу с «консервированными» неосталинистами и попытался нарисовать новый социализм с «человеческим лицом». Под этим подразумевалась свобода слова, печати и репрессированным, то есть отзвуки социал-демократии Запада. По иронии судьбы, один из освобожденных, Густав Гусак, позже сменит новатора Дубчека на посту первого секретаря КПЧ по протекции Москвы.
Вместе с президентом Чехословакии Дубчек предложил стране «Программу действий» — реформ. Эти нововведения народ и интеллигенция дружно поддержали. Советский Союз, вспоминая Югославию, их не поддержал. Дубчеку отправили коллективное письмо от стран Варшавского Договора с призывом прекратить творческую деятельность, но первый секретарь компартии Чехословакии уступить не захотел – вот, пожалуй, основная причина.
А что последовало потом. Какие меры были предприняты?
В городе Чиерна-над Тисой 29 июля 1968 года Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу на конференции удалось договориться с Александром Дубчеком. СССР обязывался вывести союзные войска с территории Чехословакии (они были введены для обучения и совместных маневров) и прекратить нападки в прессе. В свою очередь лидер ЧССР пообещал не заигрывать с «человеческим лицом», а проводить внутреннюю политику, не забывая о Советском Союзе.
«СССР и другие социалистические страны, верные интернациональному долгу и Варшавскому Договору, должны ввести свои войска для оказания помощи Чехословацкой народной армии в защите Родины от нависшей над ней опасностью». Такую директиву получил командующий Воздушно-десантными войсками генерал Василий Маргелов. И было это в апреле 1968 года, ещё до заключения Братиславского соглашения 29 июля. А 18 августа на совместной конференции СССР, ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии было зачитано письмо от «истинных социалистов» Коммунистической партии Чехословакии с просьбой о военной помощи. Таким образом, военная операция «Дунай» стала не идеей, а реальностью.
А что из себя представляет данная операция, о которой многие почему-то умалчивают?
Специфика военной кампании СССР в отношении Чехословакии заключалась в выборе ударной силы. Основная роль отводилась ВДВ советской армии. Войска ПВО, ВМФ, РВСН приводились в повышенную боевую готовность. Действия интернациональной армии велись по трем созданным фронтам: Прикарпатскому, Центральному и Южному, на каждом из них предусматривалось участие воздушных армий. В 23:00 часа 20 августа прозвучала боевая тревога, в одном из пяти запечатанных пакетов имелся план операции «Дунай».
Что произошло в ночь с 20 на 21 августа 1968 года в Чехословакии?
Подлетающий к чешскому аэропорту «Рузина» пассажирский самолет запросил вынужденную посадку и получил на неё разрешение. С этого момента в два часа ночи аэродром был захвачен 7-й Воздушно-десантной дивизией. Находясь в здании ЦК, Дубчек обратился к народу по радио с призывом не допустить кровопролития. Меньше чем через два часа он и собранный им Президиум КПЧ в количестве одиннадцати человек были арестованы.
Захват аэропорта и оппозиции являлся основной задачей операции «Дунай», однако реформы Дубчека носили заразительный характер. В 5 часов утра 21 августа на территории Чехословакии высадились разведроты 35-го гвардейского парашютно-десантного полка и 103-й воздушно-десантной дивизии, в которой я тогда служил. В течение десяти минут беспрерывный поток солдат, ссаживающихся с самолетов, сумел захватить оба аэропорта.
Войска с помеченными белыми полосками техникой двинулись вглубь страны. Спустя четыре часа Прага была занята – союзные войска захватили телеграф, военные штабы, вокзалы. Все идеологически важные объекты – здание ЦК КПЧ, правительства, министерства обороны и генеральный штаб были захвачены. В 10 утра из здания Центрального Комитета компартии сотрудники КГБ вывели Александра Дубчека и «иже с ним».
Что Вы можете сказать об итогах операции «Дунай»?
Через два дня после фактического окончания кампании в Москве состоялись переговоры заинтересованных сторон. Дубчек и товарищи подписали Московский протокол, что в результате позволило СССР не выводить свои войска. Протекторат Советского Союза распространялся на неопределенное время, вплоть до урегулирования нормальной обстановки в ЧССР. Такое положение поддержал новый первый секретарь Густав Гусак и президент Чехословакии Людвиг Свобода.
Теоретически вывод войск с территории Чехословакии был завершен в середине ноября 1968 года, практически – присутствие военных сил советской армии продлилось до 1991 года. Операция «Дунай» разделила лагерь на согласных и несогласных. В Москве и Финляндии прошли марши недовольных, но в целом она показала силу и серьезность СССР, и что немаловажно, полную боеготовность нашей армии.
Абдула Алиевич, почему эту операцию до сих пор не признают, в чем причина?
Мы сами, ветераны боевой операции «Дунай 1968», до сегодняшнего дня не можем понять причину. Солдаты и офицеры действовали на территории Чехословакии по решению Политбюро ЦК КПСС, Советского правительства, по приказу Министра обороны страны. Было обращение за помощью к нам со стороны чехословацкого народа, ввод наших войск согласован с руководством стран, входящих в Варшавский Договор, имеется также официальное заявление ТАСС. Наша задача состояла в защите союзной социалистической Чехословакии любой ценой, её мы грамотно и своевременно выполнили. До 1989 года нас действительно считали героями, спасшими Европу от глобальной катастрофы.
Сколько ребят из Дагестана приняли участие в операции «Дунай»?
Из нашей республики в этой операции участвовало порядка 500 человек, из которых около ста погибли смертью храбрых. В настоящее время в живых осталось более двухсот ветеранов. В первый же день боевых действий погибли десантники, один из них из Сергокалинского района. Был тяжело ранен и впоследствии от ножевого ранения умер также ветеран из Махачкалы, оставив жену и двоих детей. Другой житель из Гунибского района получил пулевое ранение и чудом остался жив. Есть раненый из Лакского района. Некоторые скончались от огнестрельных ран и полученных болезней. Что и говорить, каждая дивизия в этой операции потеряла более двухсот бойцов.
С кем из ветеранов чехословацких событий Вы поддерживаете дружеские отношения?
С моим сослуживцем Магомедом Кураховым из Шамильского района, таркинцами Солтаном Солтановым и Айсулмагомедом Ханарслановым, Нариманом Абдулмагомедовым, Александром Гундаравым и Давудом Омаровым из Махачкалы, Мурадом Салимгереевым, Шарапутдином Манаповым, Пайзудином Бартихановым, Айтемиром Адачовым из Казбековского района, Гаджи Омаровым из Ботлиха, Абдуллой Темировым из села Чиркей Буйнакского района и другими. Наши воины-интернационалисты ежегодно будут встречаться 21 августа в столичном парке Афганцев.
Участник операции «Дунай» Солтан Солтанов более 25 лет проработал старшим инспектором управления Запкаспрыбвод, имеет много поощрений за добросовестную работу, является наставником молодежи. Другой её участник Нариман Абдулмагомедов почти 35 лет трудился в уголовном розыске, ветеран МВД дослужился до звания полковника милиции. Они с честью выполнили интернациональный долг в Чехословакии.
Интересный случай произошел с Нариманом Абдулмагомедовым во время чехословацких событий. Как-то в октябре 1968 года его вызвал к себе начальник штаба майор по фамилии Багич и сообщил: командование решило вас представить к награде за смелость и образцовое выполнение интернационального долга.
Старший сержант, командир взвода Нариман, смущаясь, ответил: «Благодарю Вас за доверие. Но, если можно, прошу заменить мне награду отпуском, хотя бы на неделю. Хочу повидать родных, близких и друзей, которые беспокоятся обо мне и ждут с нетерпением».
Командир части с удивлением ответил: «Разве можно заменить награду отпуском? Это твое желание. Пусть будет так!».
Тогда Наримана Абдулмагомедова отправили домой в отпуск, а награду заменили Почетной грамотой, которую собственноручно ему вручил командующий армией, Герой Советского Союза, гвардии генерал-лейтенант Юрий Науменко. Кстати, у родителей Наримана в Касумкенте была двойная радость: и сын приехал, и письмо получено от командира с благодарностью за его достойное воспитание. За достигнутые успехи в социалистическом соревновании в честь 50-летия Ленинского комсомола, образцовое выполнение интернационального долга по защите завоеваний социализма в ЧССР молодого дагестанца отметили Почетной грамотой.
Что стало с Дагестанской региональной общественной организацией ветеранов Чехословацкой боевой операции «Прага 1968»?
Эту социально ориентированную организацию в свое время открыл один из её участников Магомедтагир Гасанов, который был её председателем. К сожалению, в прошлом году его не стало. Вместе с его сыном Шамилем, одним из учредителей, мы в ближайшее время возобновим данную организацию с целью решения проблем ветеранов боевых действий.
Ваши пожелания подрастающему поколению.
Боевая операция в Праге в 1968 году под названием «Дунай» — пример для подражания. Тогда у нас был лозунг: «Нет братоубийству, поможем, выручим, спасем!» и мы с честью её выполнили. Всем завистникам твердо заявляем: учитесь у нас воевать не числом, а умением! Мы – не «оккупанты», а победители, настоящие воины-интернационалисты, спасшие тогда Европу от глобальной катастрофы.
Р.S. В редакции нашей газеты прошла встреча с ветеранами чехословацких событий, в которой приняли участие и эти одиннадцать дагестанцев, участников операции «Дунай» (фото на первой полосе). Воины-интернационалисты намерены возобновить деятельность региональной общественной организации «Прага 1968». Контактные телефоны: 8928 674 64 75 – Солтан, 8960 410 67 19 – Гаджи, 8928 503 50 63 – Давуд.
Беседовал Гаджи Мирзаев