ГЕРОИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ДАГЕСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА

В настоящее время трудно найти педагога, кто не пытается исследовать проблемы патриотизма. Многие ученые повторяют известные истины, порою весьма далекие от истоков проблемы. Совершенно не претендуя на последнее слово по проблеме, нам бы хотелось на конкретных примерах  истории, этнографии, устного народного творчества, культуры и традиций народов Дагестана, раскрыть истоки патриотизма, показать народные словесные средства, формы, методы и приемы, веками формировавшие героико-патриотическое сознание, чувства и поведение истинного дагестанца — настоящего патриота своего народа и родного края.

В величайшей страноведческой книге «Мой Дагестан» Расул Гамзатов отмечает: «Если мы выстрелим в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в нас из пушки». Вся история становления и развития, веками накопленный историко-культурный и героико-патриотический потенциал народа является надежной основой его сохранения и защиты. Истоки героических традиций народов Дагестана восходят к глубокой древности. Древние авторы отмечают выдающиеся черты героизма и воинского искусства дагестанцев. Например, автор «Географии» (17 книг) и «Исторических записок» древнегреческий географ и историк Страбон, живший с 63 г. до н.э. по 23 г. н.э., писал: «Население, отличающееся красотой и большим ростом, простодушное, не торгашеское. Сражаются они пешими и на лоша­дях, в легком вооружении, подобно армянам… Они сражаются копьями и луками, защищены панцирями и щитами, а также шлемами из звериной кожи, подобно иберам…».

Наскальные изображения на территории Дагестана: в районе сел. Капчугай, Ленинкент, Кумторкала, Эки – Булак свидетельствуют, что древние дагестанцы хорошо владели орудиями труда, охоты, были отменными лучниками, всадниками, отважными и выносливыми воинами.

Весьма положительно отзывался о величавости, крепком телосложении, приветливости, умеренности в еде, о мужестве и воинственности горцев отец медицины Гиппократ. Будучи 2300 лет тому назад на Кавказе, особое внимание он уделял трудолюбию и свободолюбию горцев, постоянному проведению ими физических упражнений, обеспечивающих твердую волю, самоотверженность и отвагу местного населения.

Суровые жизненные условия делали людей честными, неприхотливыми, обладавшими чувством взаимовыручки, воспитывался человек-труженик и воин, а в течение многих столетий из него сложился прославленный воин-джигит, закаленный физически и морально, которого ничто не смущало и ничто не страшило.

На протяжении всей истории в Дагестане происходили бесконечные военные действия и кровопролитные бои. Дагестанцам приходилось без конца и со всех сторон отбивать атаки непрошенных «гостей». Многочисленные орды захватчиков терзали Страну гор, пытались огнем и мечом установить здесь свое господство. Но просчитались. Народы Дагестана, закаленные собственными средствами и опытом физической культуры, мужественно отстояли родину от римских легионеров и Сасанидских царей, арабских халифов и татаро-монгольских ханов, иранских шахов и турецких султанов, и, наконец, проявили небывалую стойкость в 25-летней войне с царским самодержавием за свободу и национальную независимость.

В этой многовековой борьбе народы Дагестана проявили изумительную  храбрость, сохранили свои языки и культуру. Мужество и героизм стали уделом не только мужской части населения, но и большинства женщин-горянок. Самый жестокий средневековый завоеватель Тамерлан, прозванный «грозою вселенной», не знавший в своей полководческой жизни поражений, о лакской девушке – героине Х1У века Парту – Патиме сказал:

«Вселенная клич мой услышала бранный.

Пленял я царей, завоевывал страны,

Но вижу впервые отряд перед собой,

За девушкой-воином скачущий в бой».

После пребывания в Дагестане в 1722 году Петр Великий писал: «Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, тогда ни одна нация не была бы в состоянии взяться за оружие с ним».

С большой похвалой отзывались о физических качествах, свободолюбии, мужестве и героической натуре дагестанцев писатели Добролюбов, Чернышевский, Белинский, Пушкин, Лермонтов, Толстой. Так, например, Бестужев-Марлинский, говоря о храбрости горцев в борьбе за свободу, писал, что «выстрелы их были метки и непрерывны. Никогда в жизни не видел я столько крови и столько храбрости на столь малом пространстве».

Гуманизмом и стойкостью народов Дагестана, как составной частью героизма, восхищался великий русский хирург Пирогов.

Высоко оценивая мужество горцев, во время национально-освободительной войны под руководством имама Шамиля, Карл Маркс писал; «Храбрые черкесы снова нанесли царским войскам несколько серьёзных поражений. Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие оставаться свободными».

Таким образом, если географические условия, недостаток плодородных земель, замкну­тый патриархальный быт вынуждали горца жить умеренно, воспитывали в нем черты, способствовавшие переносить трудности и лишения, вырабатывали у него смелый, отважный характер, то многовековая кровопролитная борьба против опустошитель­ных вторжений арабов, татаро-монголов, войск Ирана и Турции выработала боевые качества горцев, сформировала героический воинственный характер около 40 свободолюбивых народов многонационального  Дагестана.

Подвиги национальных героев, их воинское мастерство, отвага, беззаветная верность в дружбе, вольнолюбие, гордость, чувство соб­ственного достоинства, оптимизм народа, ненависть к врагу, лю­бовь к Родине воспевались народом в устно-поэтическом творче­стве. Такое систематическое воспевание народного героизма, славы и мужества реальных и исторических героев закрепило в народной педагогике Дагестана самую эффективную эмоциональную словесную форму героико-патриотического воспитания подрастающих поколений.

В словесном народном творчестве, по сравнению с авторскими произведениями по истории, этнографии, культуре и образованию, более объективно и бескорыстно представлен образ настоящего народного героя. Об этом можно судить хотя бы потому, что значительное место в устном творчестве, как у многих других народов Кавказа, так и горцев Дагеста­на, занимают героико-патриотические  песни, характеризующие идеал героя, исторически сложившийся в морально-этическом кодексе народа.

Героическая и патриотическая тема пронизывает почти все жанры фольклора народов Дагестана, начиная с самых малых форм устно-поэтического твор­чества до крупных эпичес­ких произведений. Произведения фольклора выражают самые сокровенные воспитательные идеи, эстетические и этические идеалы народа. Они имели и имеют огромное воспитательное значение.

В дагестанской народной педагогике ребенка с малых лет приучали к муже­ству, смелости и стойкости. Для формирования раннего патриотического сознания, чувств и поведения детей эффективно применялись такие доступные словесные  средства, как колыбельные песни, потешки, пестушки и прибаутки. Так, например, в аварской колыбельной песне говорится:

С прыжка на коня садится,

Гордо оружие носит…

Дракона, что в траве,

Рассекает пополам.

Построив крепость на перепутье,

Сражается с врагом.

Вот каким бы вырос ты,

Для матери родной.

Дагестанский фольклор выработал, по выражению Башира Далгат, «культ героизма и патриотизма».

Народом созданы различные жанры героических произведений . Народы Дагестана располагают словесными средствами и формами воспитания личности, где разносторонне раскрывается морально-этический, физический, эстетический облик и интеллектуальное развитие героев. К ним прежде всего относятся эпос: героико-патриотические песни о народных заступниках, мстителях, защитниках справедливых народных интересов, о народных вождях и предводителях; народные сказки, легенды, пословицы и поговорки, ярко характеризующие и уместно пропагандирующие пути становления, развития и прославления героев, проявляемые героем всенародно одобряемые чувства, черты характера, поведение и  многое другое.

В  этом плане  особый интерес представляет дагестанский народный эпос, где героическое не только существует, но составляет са­мый существенный признак. По этому поводу В. Я. Пропп пишет: «Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический ха­рактер его содержания. Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги».

Эффективными словесными средствами героико-патриотического воспитания служат в народе богатырские и вол­шебные сказки о героизме и смелости главных героев, сражающих­ся за социальную справедливость, борющихся против темных сил, враждебных народу фантастических существ. Обладая богатырской силой, герои бьются с врагами отчизны, наказывают богачей, власть имущих за жадность и корыстолюбие, помогают простому горцу в его борьбе за добро и справедливость. Порою богатырскую силу и характер имеют жен­щины-горянки. Таковы сказки «Нарт-Унсук», «Семиаршинный Зулум-Магома и др.

Героям волшебной сказки помогают чудесные друзья и вол­шебные предметы: глотатель моря, вырыватель деревьев, меткий стрелок, бегун-скороход, шапка-невидимка, зеркало, гребешок и т. д. Но от этого не становятся ниже героические поступки и дела героя волшебной сказки, против которого борются отрицательные персо­нажи — аждаха, карт, энем, див, одноглазый великан, а также соци­альные угнетатели — царь, хан, шах и др. Таковы сказки «Сорок юно­шей», «Мальчик-богатырь», «Сунуна», «Мать», «Бермес — дочь Алмасхана» и др.

Истоки героических традиций, отразившихся в эпосе, восходят к глубокой древности. Наиболее древними эпическими произведениями, воспеваю­щими воинскую отвагу, героизм горцев, особенно женщин-горя­нок, являются кумыкская героическая песня «Богатырь Карт-Кожак и красавица Максуман», лакское сказание «Парту Патима», но­гайская эпическая песня «Отважная Ян-Бикеш» и др.

Среди произведений, повествующих о борьбе горцев с внешни­ми врагами, главное место занимают героико-исторические песни и предания о разгроме Надир-шаха, а также песни и предания о Кав­казской войне, об имаме Шамиле и его храбрых наибах Хаджи-Му­рате, Бук-Магомеде Казикумухском, Магомед-Мирзе из Ашильта и др.

В аварской эпической песне о разгроме Надир-шаха горцы в минуты величайшей опасности бросают клич:

Пусть лишится силы, чья рука дрогнет,

Проклят будет вовек, чья душа струсит.

Народной педагогике присущи такие методы активизации героического сознания и поведения как героико-патриотические  обращения. Таким, например, является обращение народного предводителя Муртазали к вои­нам в лакском сказании «Хан-Муртазали»:

Сегодня на поле покажите,

Что в нас живет мужество отцов,

Кто сегодня погибнет, имя его вечно

останется (жить)

Кто сегодня будет ранен — тому высокий почет,

Мы должны сегодня врага истребить,

Отчий край должны освободить.

Другим  методом  оптимизации героического сознания служит индивидуальная и коллективная народная клятва. Особенно уместно и величаво звучит клятва горцев перед сражением:

Если даже вспять потечет вода, текущая вниз,

Мы не отступим, только вперед пойдем.

Если даже покойники встанут из могил,

Мы не подставим пулям врага спину.

Если даже солнце взойдет с запада,

Мы не сложим оружия, пока жив враг!

С ненавистным врагом в жестоком бою

Иль умрем, иль победим в этой священной войне!

Весьма эффективны и символично звучат эти слова в любых случаях защиты Отечества и родного края. Яркими примерами тому горячие дни жестоких сражений с бандитскими формированиями, вторгшихся в нашу республику из соседней Чечни подвиги наших земляков — юноши из селения Тандо, команди­ра ОМОНа — героя России, начальника милиции Новолака и де­вушки-телефонистки и многих других, показавших самоотверженность и беззаветную любовь к Отечеству России и родной земле Дагестана.

Героические дела, поступки горцев сильнее всего переданы в устных рассказах, сказаниях народов Дагестана о Кавказской войне, насыщенной бурными ратными событиями. Воинственный и сво­бодолюбивый характер горцев, националь­ное самосознание, мужественный дух обрисованы в книге «Сказа­ния народов Дагестана о Кавказской войне», куда вошли предания, устные рассказы об имамах, о наставниках имамов, о наибах, о вои­нах.

Идеи героизма и патриотизма, отраженные в народных  легендах, сказаниях и героико-патриотических песнях, раскрывают сложные социальные взаимоотношения гор­ских обществ, освещают типичные для горца и горянки качества мужества и отваги  в любых экстремальных ситуациях защиты чести и достоинства семьи, рода, аула и народа.   К числу таковых песен относятся песни о Хочбаре, о табахлинском Кайдаре, о балхарском Давди, о Сайде из Кумуха, о Султане из Хуна и др.

Значительную группу составляют песни, освещающие стойкость и духимамов Гази-Магомеда, Гамзата, Шамиля, наибов Хаджи-Мурата, Ахвердил Магома, Хаджи-Мухаммеда и других.

Мужество — типичная черта горца — проявляется не только в трудную минуту, но нередко и в повседневной жизни, в семье, во взаимоотношениях с окружающими людьми.

В своеобразных лирических песнях о храбрецах, о героях дан своего рода кодекс правил мужественного человека, выбравшего для себя опасный, но вольный, свободный жизненный путь.

Народ считает, что человек не рождается сразу мужественным или трусливым. Такими люди становятся в жизни в процессе разви­тия. В трудностях закаляется характер человека, проявляются луч­шие человеческие черты. Он становится выше невзгод, побеждает врага в борьбе, обретая твердость духа и тела. В даргин­ской лирической песне о храбреце говорится:

Чтобы сердце стало крепким,

Ты съел змеиную кожу.

Чтобы в теле была сила,

Ты выпил львиное молоко [Дарг.Лирика]

Лакский певец вторит даргинскому певцу:

Сердце мое стало твердым

Не потому, что съел язык змеи.

(Я) змеей обвился вокруг трудностей

И все горести задавил.

Крепким мое тело стало

Не потому, что выпил молоко волчицы,

А потому, что, как волк, до утра не спал,

Бродил, преследовал врага.

На первый план в народных произведениях о героях выдвигаются не только чувства, переживания, отношения героя к явлениям и фак­там, но и конкретные его поступки и действия. В произведениях народа образ не только конкретного, но даже  отвлеченного, безымянного ге­роя вызывает восхищение, желание быть похожим на него. В его действиях проявляются черты активной, волевой, целеустремлен­ной личности. В своих эпических и афористических произведениях о героях народ выразил чувство гордос­ти, собственного достоинства, национального самосознания, осуждение несправедливости, зла.

Воспевая отвагу, удаль, героизм и мужество горца в песнях о храбрецах, народ находил место и раздумьям о смысле жизни, о превратностях судьбы. Многие из песен раскрывают душу горца, сурового по природе, склонного к романтическому настрою, бес­пощадно презирающего трусость и подлость, но преклоняющегося перед смелостью и человечностью, перед мужеством и храброс­тью.

Горская честь — это святая святых жителей Страны гор. Сохра­нить честь, защитить ее и высоко нести, не запятнав, — внушалось ребенку с колыбели. Народ утверждает: «Лучше слепота, чем бесче­стье». Своеобразный культ героизма и воинственности обусловлен конкрет­ными историческими условиями. Суровая жизнь горцев, полная внешних и внутрен­них опасностей и тревог, требовала от членов общест­ва высоких боевых качеств, и народная поэзия, яв­ляясь мощным средством воспитания, воспевала и утверждала идеал мыслимого в данную конкретно-историческую эпоху героя.

Особо ярко и максимально доступно отражены идеи и взгляды народных мудрецов на героизм и героическое в афористической педагогике народов Дагестана. В пословицах и поговорках – самых кратчайших средствах, методах и приемах воздействия на человека, выражены сокровенные народные представле­ния о герое и героическом, о нравственных нормах и воззрениях горцев: «Герой умирает — имя остается», «Джигит умрет — слава живет», «Прославленный герой и из скалы воду добудет», «Храбрость — это умение править не только конем, но и со­бой» и т.д.

В дагестанских пословицах освещены буквально все морально-этические и физические качества, проявленные народами Дагестана в неравной героической борьбе с многочисленными ордами иноземных захватчиков. Проявление истинного патриотизма и героизма народная мораль видит в способности человека, когда наступает время, проявлять черты и качества бесстрашного воина. Народные пословицы гласят:

Богатырь узнается, когда наступает время (авар.).

Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч (ногай.).

Герой умирает однажды, а трус – сто раз (авар.).

Мужчина однажды рождается и однажды умирает (лезг.).

Храброму и семидесяти способностей мало (кум.).

Храбрец сохраняет аул (дарг.).

Мать храброго не плачет (авар.).

Пословицы утверждают, что настоящий мужчина, по горским моральным представления, — это средоточие ценных волевых качеств – бесстрашия, упорства, хладнокровия, самообладания. Мужчина и воин в те исторические времена народ воспринимал как синонимические понятия. Именно поэтому рождение сына рассматривалось как появление на свет воина, который в своей жизни оправдал бы возлагаемые на него народом надежды: быть стойким, мужественным защитником родной земли и родного очага.

Малодушный, трусливый, изо всех сил цепляющийся за жалкую жизнь человек, по представлениям народа, не может зваться ни мужчиной, ни воином. Для матери рождение такого сына – горе, для родни – позор. Поэтому пословица гласит: «Лучше пусть мать умрет, чем родит сына – труса». «Тот, кто о последствиях печется, Храбрым человеком не зовется», — отмечает дагестанских пословица понятие «храбрости».

Многовековой опыт борьбы за свободу Родины убедил горцев Дагестана, что главным оружием победы с сильным и самоуверенным врагом является бесстрашие, отвага в бою, презрение к смерти и горячая любовь к родной земле. Горцы на опыте многих поколений народа убедились и в том, что победу над врагом одерживают главным образом не числом, а храбростью и умением. О справедливости мнения народа по этому поводу говорят победы, одержанные немногочисленными ополчениями горцев над армиями Тамерлана, Надир-шаха и других завоевателей.

Фольклор народа, в первую очередь пословицы, поговорки, мудрые изречения, афоризмы, легенды, предания, мифы, героические песни, в традиционном горском воспитании выполняют функции средств, фактора патриотического воспитания. Многие воины, защитники Родины в своих беседах вспоминают, что в самые напряженные моменты боев с врагом на ум им приходили мудрые горские пословицы, говорящие о героико-патриотических патриотических традициях народа. Это в свою очередь придавало им силу и бесстрашие, так как они чувствовали ответственность перед Отчизной.

Обращение  к героическим  произведениям  народов Дагестана, анализ их содержания  позволяет выделить  следующие заветы богатырства, лежащие в основе дагестанских понятий  «герой» и «героическое». Богатырские заветы представляют собой не что иное, как эстетический и этический идеал героев, их физическое и нравственное кредо.

Рассмотрение   богатырских заветов, сопоставление с ними героиче­ского содержания и идейной направленности позднейших героико-патриотических произведений дагестанской литературы дает определенное  представле­ние об общих чертах  в понимании героического, сложенных в историческом сознании и психологии народов Дагестана.

Первый завет богатырства — это любовь к   своему   народу,    постоянная   готовность    прийти к нему на помощь, стать на его защиту. Для богатыря не важно кто выступает против народа, он борется со всеми врагами народа, кем бы они ни были. Героико-патриотические песни органически наследуют и развивают эту линию — проявление героизма в ин­тересах защиты своего народа, своего края. В эпических произ­ведениях  действия героя направлены против конкретных врагов. Герой имеет свое конкретное этническое лицо.  Сама героическая борьба для него носит не отвлеченный, а конкретный, более осознанный харак­тер. Анализ эпических произведений показывает, чем дальше,  тем яснее проявляется у дагестанского героя степень  осознанности действий и поступков, осмысленности героических дея­ний и свершений.

В дагестанском фольклоре с явным сочувствием обрисованы герои борьбы против арабского нашест­вия.  Жестокости врага здесь противопоставляется сила, отвага и мужество горцев.

Второй завет богатырства, проходящий через весь эпос – это деятельная помощь своим боевым друзьям, своим товарищам, соратникам. Попав­шим в затруднительное положение героям тут же на выручку приходят их боевые друзья. В эпических произведениях народов Дагестана четко проявляется тема боевого товарищества, верности и преданности в дружбе. Тема верности дружбе в смысле соблюдения святости и целомудрия личных отношений, в особенности в проявлении к женщине, весьма распространена на всем Северном Кавказе. Причем этот мотив встречается в близких формах (вплоть до от­дельных совпадений в деталях) в поэзии абхазов, адыгейцев, черкесов, кабардинцев, чеченцев, ингу­шей, дагестанцев.

Третий завет богатырства, отраженный в народном эпосе это — воинская доблесть. Герои  эпоса сильны, выносливы, отважны и находчивы в борьбе с врагами.

Культ физической силы и физической храбрости у народных героев сочетается с «воинским разумом и   военной храбростью». По этому признаку герои исторических песен — прямые преемники сказочных героев. Пожалуй, мы не сможем найти среди них ни одного, который бы про­явил колебание, тем более малодушие. И   качествами, которые их непременно должны характеризовать, являются физическая сила, воинское умение.

В героико-исторических песнях мы застаем героев уже всесторонне готовыми к совершению подвигов со всеми их воинскими качествами. Например, в песнях аварцев жители отдельных аулов и обществ, участвующие в битвах, характеризуются так: «хунзахцы — как огненные столбы», т. е. все сметающие с пути, испепеляющие своим огнем; «гидатлинцы — словно совиная тень», т. е. своим гроз­ным видом пугающие врагов; «бьющие и в птичий глаз куядинцы и телетлинцы», т. е. меткие стрелки.

И, наконец, четвертый завет богатырства, вопло­щенный в эпосе народа, — это забота о своей чести, высокое сознание своего достоинства.

Наиболее популярные герои народных произведе­ний характеризуются именно высокоразвитым чувст­вом чести и достоинства. Этот нравственный прин­цип — высокое понятие о чести- лежит и в основе героических поступков множества персона­жей героико-исторических песен Дагестана (Хочбар, Шарвили, Муртазали, Хаджи Дауд, Шамиль, Хаджи Мурат и многие другие).

В свете изложенного героическое в поэзии приобретает непосредственное этнопедагогическое значение.

В героико-исторических песнях такие противопо­ложные моральные качества человека, как храбрость и трусость, выступают тождественными понятиям красоты и безобразия. Храбрость человека горцами оценивается как наивысшее проявление красоты, со­ответственно трусость — как проявление безобраз­ного.

В  героической поэзии народов Дагестана мы встречаем многочисленные сюжеты, в которых утверждаются и идеализируются народные представ­ления о мужестве, доблести, чести и о других высо­ких нравственных качествах. В целом, вместе взятые, они образуют обширный кодекс нравственно-этиче­ских правил человека, на них должно воспитываться общество, к ним оно должно стремиться. Резюмируя изложенное, хотелось бы отметить:

Передаваясь из поколения в поколение,  военно-патриотические традиции народа умножались, развивались и стали закономерными формами жизнедеятельности дагестанского общества. Верность этим традициям во все времена побуждали  воинов образцово выполнять свой священный долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине

Традиционное народное воспитание, ставящее одной из своих главных целей формирование воина-защитника Родины, сохраняет ценный патриотический опыт предков, что является безусловным фактором героико-патриотического воспитания нынешних и новых поколений дагестанцев, которые должны беречь и развивать патриотическую славу народов Дагестана и нашего Отечества России.

Шайдабег Мирзоев,

Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный деятель науки РД,