Трилогия Феликса Бахшиева

Феликс Михайлович Бахшиев, — один из достойных представителей древнего рода Бахшиевых, известного в Дагестане, в России и за ее пределами.

Разносторонняя творческая деятельность Феликса Михайловича – наглядный пример беззаветного служения Отчизне и отечественной культуре.

Имя Бахшиева известно не только дагестанскому, российскому, но и зарубежному читателю.

Он работал в редакции газеты «Комсомолец Дагестана», инструктором отдела пропаганды и агитации Дагестанского обкома КПСС, затем четверть века работал заместителем редактора республиканской газеты «Дагестанская правда», последующе годы был заместителем редактора газеты «Махачкалинские известия». Бахшиев член союза журналистов с 1963 г., а с 1978 г. является членом Союза писателей России.

Первые публикации Бахшиева появились в 1960 году на страницах газеты «Комсомолец Дагестана». В 1969 г. Дагестанское книжное издательство выпустило его первый сборник рассказов «Где-то есть сын…». В последующие годы были изданы его рассказы и повести, составившие сборники: «Бег времени», «Мужская любовь», «Разнотравье», «Слышу голос твой», «Семь дней тревоги», «Белый аист», «Кружит над нами черная планета» и др.

На протяжении ряда лет на страницах газеты «Дагестанская правда» регулярно появлялась рубрика Феликса Бахшиева «Без ретуши», который с присущим ему публицистическим мастерством повествовал о жизни и делах замечательных современников. Впоследствии эти публикации были изданы отдельными книгами: «Портрет без ретуши» (1998г.) и «Беседы о времени и о себе»(1999г.).

Большой резонанс у читателей вызвала и книга-эссе Бахшиева «Время раздумий», изданная в 2004 г. Крупным событием в творческой деятельности писателя стала его книга «Портреты. Двадцатый век в лицах», вышедшая в 2005 г. В 2008 г. была издана юбилейная книга Бахшиева «Было все в этом мире призрачно».

В книге «Вы слушали Равеля «Болеро»?»(2012г.) Феликс Михайлович размышляет о месте человека в обществе, о смысле жизни и поиске истины.

Творческая деятельность Феликса Бахшиева отмечена высокими наградами и званиями: Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1978г.), «Заслуженный работник культуры ДАССР» (1988г.), «Заслуженный работник культуры РФ»(1998г.), трижды лауреат премии СЖ ДАССР «Золотое перо Дагестана», а также премии СЖ РД «Золотой орел» и др.

В 2019 г. Дагестанское государственное книжное издательство выпустило в свет книгу-трилогию Феликса Бахшиева «Возвращение или холодные камни тоже греют». В трилогию вошли романы «Монолог на площади Согласия», «Сны скорпиона, или не умирай, пока живешь», «Возвращение», вызвавшие неподдельный интерес читателей.

Трилогия охватывает значительный период – от начала Октябрьской революции до наших дней и повествует о жизни и судьбе двух семей разного социального положения и разных национальностей. В древнейшем городе мира Дербенте, в магале, в добротном доме с большим двором жил зажиточный купец Осман азербайджанец с женой, двумя сыновьями и слугами. Ниже, метрах в четырехстах, в небольшом домике с маленьким двором – бедняк Юсуф-Джамал тат, с женой и двумя сыновьями. Подрабатывал он на рыбных промыслах, виноградных плантациях, на службе в охране обозов.

Их дома разделял большой городской базар и площадь. Нельзя сказать, что они дружили – разве между богатым и бедным может быть дружба? Но и не враждовали: в городе вообще, ни в какие времена не было ни драк, ни междуусобиц между разными этносами. Вот только мальчишки могли награждать друг друга тумаками, и, удивительно, бедняки одерживали верх над детьми богатых.

При редких встречах Осман и Юсуф-Джамал вежливо здоровались, желали друг другу здоровья, добра, благополучия…Как и было принято.

Но…когда купец Осман отправлялся в горы с товаром, охранять обоз нанимал только Юсуф-Джамала и его друзей

Начался двадцатый век. С севера, из России приходят тревожные вести. А вскоре улицы Дербента заполняют турецкие и деникинские солдаты. Да еще брат жены Османа пугает жестокостями большевиков: придут, заберут ваши богатства, а вас расстреляют – повторял изо дня в день. Наконец Осман решается покинуть Дербент. Поздно ночью он нагружает фаэтоны добром и всей семьей, взяв с собой и верного слугу, выезжает из города на юг. В пути, у Магарамкента, тяжело заболевает старший мальчик Керим. Осман его оставляет у кунака –магарамкентца, снабдив на лечение деньгами и убедительно просит по выздоровлении отвезти его в дом Юсуф-Джамала. Он еще надеется, что волнения утихнут, он вернется и заберет Керима. Надежда обманула. Волнения превратились в революцию.

А Керим, сын купца-азербайджанца, вместе с сыном бедняка Юсуф-Джамала, ходит в одну школу, в один класс, вместе учатся в Москве, осваивает татский язык, впитывает татские обычаи, традиции, перед большой войной Юсуф-Джамал женит его на красивой азербайджанке из магала. Керим не увидит своего сына – погибнет во Франции, подорвав гранатой себя с фашистом (им оказался его дядя Илдирим). Жена его вскоре после родов сына умирает. Малыш остается в семье Юсуф-Джамала. Этот малыш, выросший в семье Юсуф-Джамала, и есть журналист Аслан.

Трилогия увлекает и детективными хитросплетениями, конфликтами и интригами, в ней есть место и Великой Отечественной войне, и афганской, и беспредел девяностых, коротко описаны погромы на улицах Парижа, яркие зарисовки его красот, а также Москвы, исторические места древнего Дербента…Короткими, сочными мазками показана природа, выписаны образы персонажей.

Интересны размышления, мировоззрение героя трилогии, являющиеся философией и самого автора.

Особую значимость в третьем романе приобретает два немаловажных события, которые омрачают как настроение персонажей так и атмосферу города. Первое – это отток татского населения, о котором автор пишет со знанием дела. Второе событие – искажение, а вернее извращение возраста древнего города, ревизия десятилетних трудов известного ученого, археолога, доктора исторических наук, автора многих работ и книг о Дербенте Александра Кудрявцева. Как часто мы вспоминаем совет мудреца: «Если вы в прошлое выстрелите из пистолета, будущее в вас выстрелит из пушки», и как мало делаем, чтобы пушки не стреляли.

И еще одна глубокая мысль заложена в третьем романе: не покидать свои родовые дома. Они связывают нас с предками и их наследием. Оставляя их сиротами и вливаясь в другую среду, в иную человеческую общность, вы навсегда теряете свой язык, свою культуру, обычаи, традиции, песни, танцы…становитесь манкуртами не знающими родства.

Считаю, что трилогия Феликса Михайловича Бахшиева достойна присуждения Государственной премии Республики Дагестан в области литературы.

Магомед Гасанов,

профессор