75-лет ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне
Патриотическое воспитание — это неотъемлемая часть общегражданского воспитания личности. Оно опирается на общечеловеческие и национально специфические ценности (жизнь, здоровье, духовность, человеческие нравы, права и свобода личности). Оно направлено на воспитание патриотов, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Сегодня, в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, вся здравомыслящая часть российской общественности вновь и вновь осмысливает значение патриотизма для судеб России и ее граждан. Безопасность Отечества требует пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия позиций в структуре отечественного общественного сознания, как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Этот пересмотр касается и форм общественного сознания, таких как духовно-нравственная, государственно-правовая, политическая, религиозная, эстетическая и т.д. В наше время, в эпоху реформирования российского общества, процесс осознания себя патриотом идёт неоднозначно и весьма противоречиво.
Сегодня средства массовой информации, особенно электронные, представляют нам перспективу мрачного будущего, что ни как не отвечает установкам старших поколений, знающим самоотверженность во имя будущего на собственном опыте.
В этой весьма непростой ситуации крайне важно верно понять и правильно осознавать сущность и смысловую значимость понятия «патриотизм». В последние годы значительные публикации в области воспитания отмечают чрезвычайную необходимость и важность патриотического воспитания. Это осознают абсолютное большинство ученых и педагогов-практиков российской школы. В связи с этим следует понимать, что воспитание патриотизма – это не одна из многих составных частей воспитания — это основа воспитания как такового.
Понятие «патриотическое воспитание» широко, охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни: это — приобщение учащихся к системе духовно-нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, в том числе с помощью литературы и искусства; это — воспитание потребности в освоении ценностей отечественной и мировой культуры, стремление к участию в культурной жизни общества; это — формирование у ребят представлений о природном многообразии и ресурсах Отечества и своего края, воспитание любви к природе, окружающему миру и бережного отношения к нему; это — воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны; это — помощь молодежи в выборе смысла жизни в новых условиях, в раскрытии потенциала личности, формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству; это — воспитание положительного отношения к труду как важной ценности в жизни; это — формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить в обществе, поддерживать благоприятный микроклимат в микрогруппе и т.д.
Патриотизм — это не слепая фанатичная вера, а уважение к Родине. Нам хотелось бы остановиться на некоторых аспектах его проявления, а именно -на формировании отношения учащихся к родной и дагестанской культуре.
Патриотизм – важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции. Как справедливо заметил К. Ушинский, «патриотизм — это нравственная опора самосознания русского педагога, она остается надежной даже тогда, когда все остальные опоры рушатся…Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью». Не случайно идея воспитания, удаленная в первой половине 90-х годов из государственной системы образования, возвращается сегодня прежде всего под знаком патриотического воспитания.
Практика патриотического воспитания учащихся в республике показывает, что ощутимых успехов добиваются те воспитатели, кто в своей работе умело опирается на прогрессивный опыт старших по¬колений, привлекает самые разнообразные взаимодополняющие, высоко-эффективные средства, формы и методы патриотического воспитания. В опыте наиболее преуспевавших школ республики: Махачкалинской № 8, Каспийской № 7, Буйнакской № 5, Ахтынской № 1, Юхаристальской, Герейхановской, Белиджинской, Геджухской, Огнинской и другие в качестве эффективных форм патриотического воспитания уже многие годы оправдывают себя встречи с ветеранами войны и труда, слёты трех поколений, слёты солдатских матерей, торжественные вахты, караулы учащихся у памятников славы, «Дни призывника», «Дни памя¬ти», военизированные игры «Зарница», «Орленок», соревнования между школами под девизом «А ну-ка парни», тематические вечера: «Офицер-профессия героическая», «Слава героям войны и труда», тор¬жественные проводы призывников и встречи молодых воинов.
Последовательному формированию патриотических чувств способствует создание в школах музеев, комнат, залов, галерей, классных уголков боевой и трудовой славы народа, стендов, выставок, фотомонтажей о конкретных формах патриотического почина.
Однако при всём разнообразии форм и методов патриотического воспитания, их эффективности в отдельно взятых школах, предприя¬тиях, населенных пунктах, в целом многие из них страдают неполно¬той содержания. Мы имеем в виду, прежде всего, границы патриотичес¬кого опыта, охватываемого проводимыми мероприятиями. Наши многолет¬ние наблюдения, анализ учебно-воспитательных материалов ряда школ Дагестана показывают, что в подавлявшем большинстве мероприятий патриотическое воспитание детей и молодёжи ограничивается в рамках раскрытия событий и героических свершений Великой Отечественной, от силы гражданской войн. Все это, несомненно, оправдано, если считать, что наибольший порыв народного патриотизма проявлялся именно в эти трудные и суровые для стра¬ны годы. Но оправдано ли это с точки зрения истории народов нашей страны, истории Дагестана, с точки зрения сохранения логи¬ческой структуры понятия «патриотизм».
Опросы, анкетирование школьников, целенаправленное изучение наглядной агитации, материалов поурочных, внеклассных, внешколь¬ных воспитательных мероприятий показывают, что в большинстве сельс¬ких школ среди наглядности отсутствуют материалы, наиболее пол¬но и последовательно отражающие патриотические события аула, историю, культуру, этнографию родного народа, села, патрио¬тический почин народных заступников, богатырей, героев, мастеров, прославивших народ и Родину.
Учителя непростительно слабо знают и крайне редко используют в процессе воспитания учащихся, в рабо¬те с родителями и сельской общественностью традиционные формы проявления семейного патриотизма, прогрессивные патриотические традиции рода, джамаата, аула, народа. Нет глубоко продуманного и целенаправленного акцентирования внимания воспитуемых на века¬ми упрочившиеся в сознании дагестанского труженика нормы патриотичес¬кого статуса, т.е. нравственного долга человека перед семьёй, семьи перед родом, рода перед аулом, аула перед на¬родом, каждого из них друг перед другом и всех вместе взятых перед Родиной и государством.
Вследствие та¬ких упущений дети и молодежь чаще сталкиваются лишь с эпизодичес¬кими событиями, картинами проявления героизма и патриотизма, в целом неплохо зная историю вообще, довольно поверхностно знают патриотическое прошлое родного народа, иначе говоря, в сознании воспитуемых появляются проблемы, нарушается веками жизнестойкий закон патриотической преемственности.
Опыт великих трудо¬вых и героических свершений в жизни нашей страны показывает, что наиболее высокий уровень патриотического настроя у людей наблюдается, когда целенаправленно ориентируешь их сознание на глубокие корни героического прошлого трудящихся масс, подводишь их к истине через все пережитое народом. Яркий пример: в годы Великой Отечественной войны выразительные статьи и речи писателей А.Толстого («Родина», «Что мы защищаем», «Откуда пошла Русская земля»), В. Вишневского («Уроки истории», «Победа», «Россия»), В.Иванова («Моё Отечество», «Русское поле»), К.Симонова («Русское сердце»), И.Эренбурга («Сердце человека», «О патриотизме») и др. последовательно отразившие героическую историю русского народа вызывали горячий отклик защитников Родины. Так, после речи В.Вишневского «Мы можем победить, должны победить и победим» перед молодежью Ленинграда 14 сентября 1941 года около пятисот тысяч человек ушло на фронт добровольцами. В речи упоми¬налось о молодом Ленинграде, которому душой и телом присягали Ни¬колай Островский, Павел Корчагин, Владимир Маяковский, Василий Чапаев, «Максим с Выборгской», моряки Кронштадта, «профессор-депутат Балтики» и другие. Обращения и призывы народных поэтов Гамзата Цадасы, Тагира Хрюгского, Анвара Аджиева, старейшин, тружеников и матерей, воплотившие в себе всю патриотическую историю Дагес¬тана, послужили для воинов-дагестанцев и защитников тыла путевод¬ной звездой к самоотверженному героизму и патриотизму в борьбе с гитлеровским фашизмом. Все это как нельзя лучше говорит о прогрессивном значении не только героического вчерашнего, ближайшего настоящего, но и всего прогрессивного опыта, выработанного в этом аспекте на протяжении веков отцами, дедами и праде¬дами. Ничто из героико- патриотического прошлого трудящихся масс не может оставаться сегодня вне поля зрения педагогов, родите¬лей, воспитателей и широкой общественности.
Сегодняшним детям яснее нужно показать, что дагестанские народы, как и все народы нашей страны, располагают тысячелетним опытом героико-патриотического воспитания, самобытными тради¬циями трудового, воинского, спортивного и обыденного героизма, из уст в уста передали имена, свершения героев, сохранили впе¬чатляющие формы патриотического почина (наказы, клятвы призыва и обращения, проводы и встречи героев). Многие из них, уместно используемые, в полную меру оправдали себя в годы суровых испыта¬ний гражданской и Великой Отечественной войн и сегодня успешно используются в передовой практике патриотического воспитания. Долг педагогов шире выявлять все это, показать детям глубокие истоки народного патриотизма. Требования времени обязывают находить все истинные причины, в той или иной степени тормозящие патриотическое становление наших детей. В чём же они заключаются?
Прежде всего, именно в том, что в последние годы мы недос¬таточно глубоко сознавали человекосозидательную роль родного языка. Родному языку отводилась второстепенная роль (а порою, и того менее) во многих школах и семьях. Примеры показывают, даже в сельских школах меньше стараются говорить на родном языке, в некоторых дагестанских семьях (особенно в городских) нет достаточно серьезного внимания к практическому овладению детьми своим родным языком и культурой. Чего греха таить, даже в семьях некоторых ученых местной национальности встречаются дети, не знающие своего родного языка, совершенно не владеющие культурой родной речи. Стремясь к некоему прогрессу, брезгуя кровно родным, недальновидные родители лишили своих детей возможности читать родную литературу, периодическую пе-чать, познать сокровенные идеи произведений устного народного творчества и материальной культуры, понять на языке матери ра-диопередачи и народные театры.
Исследования дагестанских ученых-языковедов показывают, что в богатом лексиконе дагестанских языков имеются многочислен¬ные синонимические ряды, ярко выражающие всю тонкость черт характера коренных жителей страны гор. Колоссальное место среди этих синонимов, по нашим подсчетам занимают слова, всесторонне выражающие героико-патриотические качества дагестанцев. А между тем, наши целенаправленные беседы с учащимися городских и мно¬гих сельских школ показали, что школьники не знают даже 30 % слов родного языка, выражающие различные патриотические качества человека. Естественно, они не в полную меру ощущают патриоти¬ческие чувства старших поколений, не готовы еще проявлять патриотизм в труде, спорте, и если нужно в бою.
Любовь к Родине начинается с любви к родному языку, к своей семье, к своему дому, к своей школе. Основываясь ни них, она пе¬рерастает в любовь к своему селу, к своему городу, к родной приро¬де, к своей республике, стране и её народу. Как отметил великий русский педагог К. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах в устах народных поэтов».
Посредством родного слова народная педагогика из глубины столетий донесла до нас примеры, выражающие немеркнущий и оригинальный «дар полководца, ум, мужество, огромную физическую силу» имама Шамиля, решительность, отвагу и военный талант Хаджи-Мурата, высокую преданность народу, родной земле, ненависть к врагам Отчизны, простоту и человечность народных героев Шарвили, Хочбара, горянки Парту-Патимы; геройство безымянного юноши, превратившегося в скалу («Каменный мальчик»); удивительно естественную красоту Камалил-Башира; ум народных острословов «Молы-Насреддина, Заялал-Киши, Кара-Гиши, Акул-Али; искреннюю, кристально чистую любовь Анхил-Марин, Стал Саяд и многое др.
Вот почему о бережном отношении к родному языку, духовной и материальной культуре неоднократно говорили выдающиеся поэты Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, об этом напоминают в своих трудах известные ученые нашей республики профессора А. Агаев, А. Гюльмагомедов, З. Загиров, Р. Магомедов, М. Чеерчиев и др.
Равнодушие к родному языку, культуре и традициям беспокоит аксакалов наших сел. Выходит, нашим родителям, педагогам, всей общественности нужно уже, не откладывая вернуть родному языку его историческое назначение — быть пер¬вым воспитателем молодого поколения.
Ощутимые всходы патриотичес¬кого настроя масс могли бы дать обязательное и повсеместное введе¬ние в городские школы, детские сады родного языка, создание широкой сети факультативных занятий, кружков родного языка и народного творчества, оборудование наглядной агитации в школах, праздничных транспарантов, плакатов и лозунгов с крылатыми мудрыми изречениями на родных языках Да¬гестана.
Общеизвестно, что духовная и материальная культура народа яснее воспринимается детьми через образцовый пример своих родите¬лей, учителей и общественности. Как взрослые отнесутся к наследию отцов, как они берегут и преумножают добрые традиции своих пред¬шественников, так и дети берут это примером для подражания, чему же очень часто вынуждены подражать наши дети?
Приведу такой пример. Недавно нам пришлось задать педагогам ряда школ один в тот же вопрос: «Что вами лично и беско¬рыстно сделано для благоустройства школы, села, где вы живете?». К большому огорчению, только единицы могли показать более или менее оборудованные по их личной инициативе стенды, уголки, классы, го¬ворить о добровольном участии в общественно полезных работах села. Многие, увлекаясь личным благополучием, личным хозяйством, насовсем забыли о школе, селе, иногда о своем роде, семье, и даже, о своих детях. Ни хорошие, ни плохие поступки детей некоторых родителей и учите¬лей не волнуют. Отдельные смутно представляют себе сущность понятия «патриотизм».
А между тем в практике наших отцов и дедов высокую оценку общественности заслуживали и сегодня заслуживают формы и методы патриотического почина и бескорыстного общественно полезного труда. Такие, например, как добровольная чистка и оборудование в селе новых родников, строительство дорог, мостов, мельниц, годеканов, регулярное участие в помощи сельчанам в своевременной уборке урожая, безусловная и неотложная помощь при стихийных бед¬ствиях: пожаре, наводнении, снежных обвалах, лавинах, угрозе со стороны врага и т.д.
Нельзя забывать, что именно, приумножая добрые традиции стар¬ших поколений, первые дагестанские педагоги, тружени¬ки наших колхозов, совхозов, промышленных предприятий самоотвер¬женно и бескорыстно трудились на строительстве школ и культурных учреждений (собирали строительные камни, добровольно готовили и привозили для школы саманные кирпичи, топливо), совместно с уча¬щимися оборудовали классные комнаты, изготавливали посильный им учебный инвентарь, мебель, наглядные пособия. Таких примеров можно привести сотни и сотни.
Патриотическое наследие наших отцов нуждается в более пристальном внимании. Педагогическая практика убеждает, что патриоти-ческие чувства способны привить детям только те родители и педа¬гоги, кто не словами, а личными качествами, бескорыстными делами и повседневными поступками являются патриотами села, школы района, города, республики и всей нашей огромной страны. Нужно помнить, что любовь и преданность Родине и идеалам человечности не может быть созерцательной и «платонической», а должны выступать могучей силой обновления общества и защиты ее интересов от любых посягательств.
Настоящий патриотизм сегодняшних детей точно также, как и многих их предшественников, нельзя развивать в совершенстве без ежедневного и правдивого показа им положительного примера старших, без привития им с ранних лет заботливого и хозяйского отношения к отцовским родникам, мостам, горным тропам и пастбищам, истори¬ческим памятникам и культурным сооружениям родного народа, без внесения че¬ловеком конкретного и ощутимого вклада в благоустройство, прежде всего, своей школы, своего села и города. Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации детей и молодежи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине. Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.
Чем глубже и всесторонне осветим мы детям патриотические традиции народа, тем прочнее будут развиваются и формироваться у них патриотические чувства, сознание и поведение, т.е. истинная любовь к Родине и своему Отечеству.
Шайдабег Мирзоев,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный деятель наук РД