Предлагаем беседу с известным адвокатом нашей республики председателем Махачкалинской городской коллегии адвокатов №2 Сулейманом Азуевым.
Сулейман Омаевич, расскажите немного о себе.
— Я родился 25 сентября 1960 года в селении Балхар Акушинского района в семье колхозников, нас было 4 брата. Родители всегда стремились приучить нас к грамоте и расширению кругозора.
Несмотря на то, что наше село расположено в Акушинском районе, мы лакцы никогда не чувствовали себя ущемленными, чужими. Наоборот, мы всегда ощущали теплоту и уважение братьев-даргинцев.
В 1977 году я окончил 10 классов Балхарской средней школы. В тот период в школе работали преподаватели, которых действительно можно назвать воспитателями от Бога. Практически все были внимательными, отзывчивыми. Они на многие года остались в благодарной памяти учеников. Говоря об учителях, не могу не вспомнить своего первого классного руководителя Куса Магомедовича Магомедова. Он олицетворял собой само спокойствие и уравновешенность. Учитель по истории Каландаров Якуб Гаммадович снискал уважение ни одного поколения учеников-балхарцев. Нажмудин Мусаевич Мусаев преподавал географию, Яхья Махмудович Махмудов — военно-патриотическое дело. Под руководством этих и других учителей Балхарская школа воспитала сотни достойных дагестанцев-патриотов.
После окончания школы меня призвали на службу в ряды Вооруженных сил СССР. Я служил в артиллерийских войсках, призвался рядовым, вернулся старшиной. На мой взгляд, Армия — это одна из важнейших школ жизни, здесь начинаешь понимать, что такое достоинство и ничтожество, ощущаешь величие своей Родины.
Как вы относитесь к тому, что родные языки в школах изучают по желанию родителей, на факультативной основе, ввели дисциплину по основам религий?
— В современном мире отношение к языкам определяется исключительно с коммерческим подтекстом. Те языки, на которых говорит меньшинство, хотим мы этого или нет, при этих условиях обречены на исчезновение и в условиях отсутствия надлежащего внимания к языкам нацменьшинств со стороны государства, вовсе могут сойти со сцены. На мой взгляд должно быть обязательное обучение родному языку. Беда в том, что малые языки не являются «хлебными», поэтому они обречены в конечном счете. Но мы должны сделать все от нас зависящее для их сохранения.
Изучение каких бы то не было дисциплин в отрыве от религий, в особенности от ислама, было ошибочной практикой. Ибо в основе любой науки заложены аспекты религиозной морали. Иными словами в исламе, в частности, давно были известны те науки, которым сегодня придается фундаментальное значение: медицина, астрономия, физика, химия, эстетика, философия. Зачастую достижения в различных областях преподносят так, будто эти достижения являются новшеством. Тогда как эти открытия имели место задолго до появления светских наук.
Какой ВУЗ вы закончили? Ваш любимый предмет?
— После службы в армии я поступил на учебу по направлению МВД ДАССР в Рязанскую Высшую школу МВД СССР, на юридический факультет. В 1986 году приехал для прохождения службы в Дагестан. Мне нравились все изучаемые дисциплины, я проявлял максимум усилий для их освоения. Тем более юридические науки мне нравились еще со школьной парты, а преподавателями Высшей школы были такие серьезные ученые как Астемиров З.А., который является родоначальником исправительно-трудового права СССР. Профессор Астемиров для меня лично был гордостью. Выходец из маленького лакского народа, он получил степень профессора права. Также Профессор Огурцов Е.Г. известный в СССР ученый в области уголовного права и криминологии. Профессор Меркулов А.В. был признанным специалистом в области гражданского права и гражданского процесса.
Если сравнивать систему образования СССР и России сегодняшнего дня, то они не идут ни в какое сравнение друг с другом. Хотя я не являюсь специалистом в области образовательного процесса, могу с уверенностью сказать, образование, имевшее место в СССР по своему уровню и эффективности превосходило многократно нынешнюю систему образования РФ.
Как в дальнейшем складывалась Ваша жизнь?
– В 1985 году я женился на Шати Азуевой из селения Балхар. У нас в семье выросли двое сыновей, оба женаты. У меня есть внучка Лейли и внук Гамид. Супруга моя работает в детской поликлинике медсестрой.
Я уволился из органов МВД в 1993 году. В последующем работал юристом в различных организациях, в том числе и в банковской системе. Вел частную юридическую практику. С 2003 года получил статус адвоката и занимаюсь адвокатской деятельностью. С 2007 по 2014 год являлся вице-президентом Адвокатской палаты Дагестана. В указанный период также была образована Махачкалинская коллегия адвокатов № 2 , председателем которой я до сих пор являюсь. Возникает вопрос: почему я работаю адвокатом? Отвечу: эта работа мне очень нравится. Она мне приносит моральное удовлетворение, ее я всегда сравниваю с работой врача. Хотя на первый взгляд кажется что это совершенно разные профессии, но фактически являются очень близкими по своей специфике. Если врач избавляет человека от физической боли, то настоящий адвокат должен суметь избавить человека от душевного страдания.
В последнее время появилось много громких процессов, как в этой ситуации работает коллегия?
— Действительно, в последнее время юридическая практика, как моя, так и других адвокатов изобилует резонансными делами. Как адвокат, защищавший интересы ряда должностных лиц, хочу сказать, что все адвокаты делают максимум работы для облегчения участи своих подзащитных.
А как вы оцениваете работу органов правопорядка?
— Мне как адвокату зачастую приходится защищать интересы не только подозреваемых, обвиняемых, но и потерпевших от преступления лиц. Поэтому работу правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений приходится отслеживать более внимательно.
Могу с уверенностью сказать, что в последние годы оперативные службы МВД Дагестана работали в сложнейших условиях, в основном ненормированного рабочего дня. Несмотря на все трудности, имеются результаты, по которым я могу похвалить розыскников убойного отдела МВД по РД. Хочу привести лишь один пример. В городе Махачкале было совершено убийство молодой женщины Равганият Оргулиевай в январе 2018 года. Преступник подкараулил ее у подъезда и убил с особой жестокостью только лишь для того, чтобы завладеть цепочкой в 300 тысяч рублей. Никаких свидетелей данного преступления не было и каких-либо зацепок по делу тоже не имелось. Однако, оперативные службы МВД и следственные органы СК на основе анализа ДНК сумели установить убийцу из числа круга общения покойной. Это одно из дел, которое я полагал, что не будет раскрыто. Но, к счастью, оказался неправ. Подобная практика стала возможной благодаря тому, что в руководстве МВД Дагестана находятся профессионалы. В частности, могу сознательно заявить, что Абдурашид Магомедов является настоящим специалистом своего дела и грамотным руководителем. Говоря о юриспруденции не могу не сказать о нашем земляке, члене Конституционного суда Гадисе Гаджиеве. Он действительно, признанный ученый и уважаемый не только в юридическом сообществе РФ профессионал. Также хотелось бы сказать о Абдулле Хавчаеве, который отдал многие годы честному служению народу. Помимо названных есть очень много достойных дагестанцев, которые работают на юридическом поприще.
Как защищаются права человека в РФ и РД?
— Защита прав человека, как в России, так и в Дагестане, несовершенна, институты защиты прав человека в виде уполномоченных по правам не только не совершенны, но и пагубны как для самой власти, так и для граждан. Безусловно, они необходимы, но требуют совершенства. Уполномоченными по правам человека должны быть ни лица с известными фамилиями, а болеющие душой за порученное дело, те, у кого есть чувство сострадания и справедливости.
Кто из адвокатов прошлого и настоящего являются для Вас примерами?
— Советские адвокаты: Семен Львович Ария, Федор Никифорович Плевако; из современных — Генри Маркович Резник.
Как решается вопрос с ополченцами 1999 года?
— К сожалению, в этом вопросе имеются серьезные перекосы. Иногда можно встретить ополченца, который в те дни не только не был в ополчении, но даже отсутствовал в республике. И таких немало. Нередко можно услышать по телевизору, радио и в печати от руководителей различных уровней такие высказывания, как например, «в те дни я возглавлял отряд ополченцев». Хотя этот человек не мог тогда возглавить не только отряд, но и пару тройку просто прогуливающихся людей.
Что Вы скажите про коронавирус?
— Это, действительно, серьезное испытание, выпавшее на нашу долю. К сожалению, несмотря на новые технологии и прорывы наука, а в особенности вирусология и фармакология, не оказались готовы к подобному развитию событий. Эта болезнь отняла у нас, да и не только у нас, очень много людей в расцвете сил. Полагаю, что процентов на 50, а то и на 80 наша безопасность в условиях пандемии зависит только лишь от нашей дисциплинированности. И в той связи считаю необходимым героический труд врачей, медицинских сестер, который ежеминутно подвергая себя смертельной опасности помогали людям. Так же хочется отметить деятельность руководителя медицинской компании «Целитель» Магомедова Шихамира Магомедовича, который в условиях серьезного дефицита лекарственных средств принял срочные меры для обеспечения необходимыми лекарствами многих лечебных учреждений республики.
Что Вы скажите о внесении изменений и поправок в Конституцию РФ?
— Могу с уверенностью сказать: на данный момент вноси изменения или не вноси, человека способного возглавить Россию кроме Владимира Путина я просто не вижу. Я это говорю с учетом международной обстановки и Натовского кольца, которое стягивается вокруг нас. К сожалению, оставляет желать лучшего обстановка внутри страны, с которой тоже в состоянии справиться только действующий президент.
Кого из дагестанских и российских политиков вы отметили бы, кто старается для народа?
— Для меня примером является бывший начальник генштаба вооруженных сил России, генерал Валентин Ивашов — настоящий патриот и кристально чистый человек. Стараюсь слушать каждое его выступление-речь на одном дыхании. Говоря о дагестанских политиках, в первую очередь, хотел бы подчеркнуть роль сенатора от РД Сулеймана Абусаидовича Керимова. Вряд ли кто-либо сделает то, что он сделал для Дагестана. Во время пандемии, он выделил огромную помощь Дагестану, помог ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам. Далее хотел бы отметить работу депутата ГД РФ Абдулмажида Варисовича Маграмова, который периодически приезжает в регион и находится в гуще событий.
Что бы Вы пожелали читателям.
– Хотел бы пожелать успехов в работе и стремления к единству, что является свидетельством того, что тот или иной народ не забывает свои корни, что в нем живо чувство справедливости и любви к Родине.
Спасибо, Сулейман Омаевич, что несмотря на Вашу чрезвычайную занятость, нашли время для встречи.
Беседовал Хизри Ильясов