«Во имя жизни на земле»
Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой
Моя подруга Анна Коль. Да, да Анна Коль, я не ошиблась! Вы удивляетесь столь необычному для наших краев имени?! Спросите – кто она? Она скромная, прекрасная женщина, с добрым сердцем, немка. Очень теплый человек, живёт вместе с нами в Бабаюртовском районе Дагестана. Как она оказалась здесь? История уходит корнями в далёкое прошлое нашей страны, во времена правления Екатерины Великой (1762 – 1796гг.), когда императрица пригласила в Россию тысячу семей из Германии. Тогда был издан Манифест о дарованных правах, льготах, привилегиях, о выборе места проживания, о свободе вероисповедания для переселенцев. Многие немцы потянулись за новым счастьем, покинули Германию и поселились на просторах России, обретя новую родину. В Дагестане они появились в конце ХIХ века, образовав в 1900 году в Кизлярском округе, село Романовка (Люксембург). Все годы они бережно хранили свои традиции, обряды, религию, язык и передавали последующим поколениям. Занимались они в основном земледелием, сеяли пшеницу, овес, ячмень, кукурузу, собирали большие урожаи. Немецкие поселенцы образовали село разбили улицы, построили церковь, школу, урожай продавался и распределялся между членами общины, а часть прибыли использовали для общих нужд, вели строительство общественных зданий и хозяйственных построек.
Революция 1917 года, гражданская война вихрем прошлись по судьбам дагестанских немцев.
Правительство Дагестана в 1920 годах создало все возможные на тот период условия для установления порядка. Был организован колхоз, возрождалось крепло и село. Построили конюшни, заложили фруктовые сады, выращивали хлопок, хозяйство стало передовым, все стали жить хорошо. Но вновь наступили грозные дни для советского народа, началась Великая Отечественная война.
Все изменилось в один миг.
27 октября 1941 года все жители – немцы села Романовка были принудительно сосланы в Сибирь и в Казахстан. Страшные страницы той войны, которую писали своей кровью немцы – переселенцы, считавшие себя советским народом, в один миг стали врагами и угрозой. Все были выселены из своих жилищ, бросив нажитое имущество покидали родные края в товарных вагонах, разлученные с любимым домом, земляками, уходили в неизвестность, погибали в пути.
Так маленькая 13 летняя девочка Клара Карловна Шварц, со своей матерью была сослана из Романовки, и оказалась в Казахстанских степях. Война, холод, голод.
Стали формироваться так называемые трудовые армии. В числе одной из них Клара Карловна (мать Анны) не жалея себя трудилась во славу нашей Родины, победы в городе Караганде. Победу в 1945 встретили там же. Хоть и тяжелое было время, а годы пролетели быстро и 13 летняя девочка повзрослела. В 17 лет вышла замуж за Георгия Коль, у которого была схожая история, только он родился и жил в Ставропольском крае, так же репрессированный потомок немецких переселенцев. Пережили не только тяжкий труд, голод, лишения, но и ненавистное отношение к себе, к своей нации. Ожесточенные люди готовы были к убийству, лишь потому что они немцы. Всё пережили, всё одолели, всех простили, в этом им помог Бог.
– Моя мама, говорит, Анна, беззвучными губами шептала молитву, что бы никто не услышал, я запомнила её. В то время было опасно молиться. До сих пор, я тоже шепчу эту молитву в самые тяжелые и в самые радостные дни, это молитва со мной. В марте 1946 года был заключён брак моих родителей, Георгия и Клары Коль, которые прожили в любви и в согласии многие годы. Родили шестерых детей, одного сына и пятерых дочерей. Казахская земля стала им второй Родиной.
Я в 1973 году, в июне приехала в гости к тётушке в Дагестан и осталась здесь. Вышла замуж, родилась дочь Нелли, она тоже замужем, пошли внуки, очень уважаю и ценю зятя своего Вольфа Йоганеса. В 1974 году поступила на работу в военный комиссариат Бабаюртовского района. Коллектив военкомата во главе с Ибрагимовым Султан – Магомедом тепло встретил, принял по – свойски. К работе относилась серьёзно, была награждена медалью 200 лет Министерству обороны, имею почетные грамоты от комиссариата Республики Дагестана, от военкома района, неоднократно помещали на «Доску Почета». Самая приятная и любимая награда – это «Победитель социалистического соревнования 1977 года». Вручал её военный комиссар Республики Дагестан генерал – майор Халилов. Вот уже 40 лет как я посвятила себя служению Родине, любимой работе. Многое пережили люди моего поколения. Часто, очень часто, моя память возвращает меня в те тяжелые, тревожные времена, когда родители были молоды, счастливы.
Остались тёплые воспоминания, рассказы об их жизни, любившие эту Родину, поднимавшие её из послевоенных руин своим каждодневным трудом, со слезами, с улыбками. Анна неспешно продолжила свой рассказ о семье. Меня очень сильно тронул её рассказ о родителях, в каждом её слове чувствовалась безграничная любовь, горькая тоска разлучённой дочери. Приехав в Бабаюрт Анна осталась жить тут навсегда. Встретила хорошего парня, влюбилась, вышла замуж, а мать, отец, сестрёнки в то время оставались в Караганде.
Родители каждый год приезжали в Дагестан, в Бабаюрт навещать дочь, родню, друзей. Какими радостными были эти встречи, все соседи засиживались допоздна.
– Папа уважал кавказский народ, его гостеприимство и конечно очень любил «Лезгинку». При звуках барабана и гармони его так тянуло в круг! Во время танца у него вздрагивала каждая жилка, – восторженно вспоминала Анна.
Отца очень радовало уважение народа, соседей к его дочери.
– Последние 40 лет папа работал в СПТУ – 89, в Ново – Александровке, в Казахстане. Заслужил уважение, не только в своем коллективе, но и у местного населения, в районе, в Целиноградской области. Папа был любитель – рыбак, охотник. Его порядочность, знания располагали к себе любого человека. К нему всегда приезжали уважаемые люди района, для всех находилось время, доброе слово. СПТУ – 89 владело подсобным хозяйством, имелись лошади, крупный рогатый скот, свиньи, овцы. Участки где выращивали овощи, бахчевые культуры, пшеничные поля с которых снимали большие урожаи и всем этим управлял мой отец! – с гордостью говорит Анна. В 2008 году папа отпраздновал в июне 80-летие, а в конце сентября его не стало. Смерть папы была для нас большим ударом. Папу очень любили не только близкие, родственники, но и друзья во многих районах Казахстана, — вздыхает Анна.
– Мне очень дорога мать моего зятя Блейх Эльза Богдановна, рассказывает Анна. Она тоже житель Романовки(Люксембург), 18 летней девушкой она оказалась в той жуткой ситуации, репрессированной, которая все то время спасала младшую сестру от голода. Эльза с сестрой попали в город Соликамск, на Урале. Валили лес, хрупкие, легко одетые, каждый день они вели свою войну с голодом, холодом. На деревьях оставались не собранные, замерзшие фрукты. Мёрзлые яблоки это было всё что можно было съесть… Что переживало Эльзино сердечко, когда её неоднократно жестоко избивали, для неё это был унизительный стыд вперемешку с голодом, и ответственностью за жизнь маленького, родного человека, когда вокруг столько смертей, когда погибла вся семья, остались вдвоём с сестрёнкой?! Ненависть к немцам в то время была слишком велика.
После войны жизнь Эльзы складывалась как у многих, вышла замуж, родила семерых детей.
Эльза Богдановна живёт в Люксембурге. Эта женщина заслужила жизнь, уважение, внимание. Она пережила многие трудности, оскорбления, унижения, но её ничто не сломило, она хранит свою культуру, язык, веру, уважает народ и религию, обычаи тех, с кем живет рядом, в одном селе.
Вот такая незатейливая судьба нашей современницы, коллеги, соседки, подруги, как они жили. Рассказывают, что двери было не принято запирать, если и запирали ключ был у порога, под половицей. Те кто продавал молоко отставляли у калитки, на скамеечке, там же и деньги клали. Никто не смел у кого либо что своровать, нельзя было чужое брать!
У Анны здесь, в Бабаюрте дом, работа, семья, дочь, внуки. Она навсегда наша, может даже немного кумычка, так же любит песни, молитвы.
Живём, не часто задумываемся кто рядом с нами? О чем люди думают, что пережили. Делимся по вероисповеданию и национальности, забывая, что мы все дети БОГа. Счастья тебе и родным Анна! Они заслужили все это. Пусть мы молимся и разговариваем по разному – земля одна, небо – одно, Родина одна!
2012г.