В современных условиях нет более расшатанного человеческого понятия, чем уважение. Многие, как ни странно, его стали понимать по-своему весьма искаженно. Забывая традиционные народные нормы и правила уважения человека, часть общества в последние годы буквально стала воспринимать уважение как непременное чинопочитание, как преклонение перед более состоятельным чиновником, соседом, родственником, кунаком и т.д. Игнорируя духовно-нравственные, интеллектуальные ценности, зависимые люди все более и более «прилипают» к казнокрадам, хапугам, слепо подражают чуждым нормальному человеку, выдуманным нормам межличностных отношений. В результате, в обществе все более и более появляются подхалимы, холопы, раболепствующие, пресмыкающие, угодники и т.д. Дело порою доходит до абсурдности. Даже образованные, казалось бы, на первый взгляд интеллигентные люди, кому доверена судьба малых и больших коллективов, на одних стали смотреть, других стали видеть, одних стали слушать, других слышать.
В этой ситуации совершенно очевидно необходимость поиска и возрождения в сознании нынешних и грядущих поколений здоровых традиционных начал межличностных отношений в обществе. Хочется поделиться лишь некоторыми мыслями о воспитании у подрастающего поколения чувства уважения к окружающим. Этот вопрос был актуален во все времена и у всех, без исключения, народов.
И сегодня подавляющее большинство здравомыслящих родителей, учителей, воспитателей сознают нравственную ценность понятия «уважение», стремятся прививать его своим детям и воспитанникам, приучают их уважать близких, прислушиваться к советам старших. Однако в целом, казалась бы благонамеренные многолетние стремления воспитателей не всегда дают ожидаемые результаты.
Дело, по-видимому, заключается в том, что в большинстве случаев воспитание сводят к наставлениям типа «уважайте», «прислушивайтесь», «будьте внимательны». Скупясь на слова, а может быть, в силу методической неподготовленности, или же не сознавая сути уважения, часть воспитателей не объясняет детям главного — кого, как и за что следует уважать, в чем общественная значимость уважения. Детей не приучают к традиционным словесным и деловым формам уважения и почитания. Результат таких упущений — расшатывание общепринятых норм, проявляющееся в такой форме анти нравственного поведения, как публичное курение перед старшими в общественных местах, неумение выбрать тон разговора, демонстративное игнорирование разумных требований окружающих. Не зная веками сложившихся форм поведения, норм культуры речи, часть детей и молодежи реагирует на справедливые замечания взрослых болезненно и даже агрессивно.
По мнению народа, уважение — это форма оценки нравственной, умственной, трудовой и физической деятельности человека. Уважение к окружающим должно начинаться с уважения к самому себе. «Кто не уважает себя, тот не будет уважать и родного отца», «Кто не знает себя, тот не познает и других», — гласят народные пословицы.
В этой связи приведу поучительную горскую легенду. Трое из одного аула пришли к барановоду, чтобы наняться в чабаны. Тот предложил им насыпать в обувь песок и идти пасти овец. К обеду ноги чабанов были в крови. Двое, проклиная хозяина за глупое указание, высыпали песок, вымыли ноги, намотали портянки и продолжили работу. А третий решил проявить послушание. К концу дня первые двое рассказали хозяину, как было, а третий лишь показал окровавленные ноги. Хозяин принял на работу тех, что вернулись с пастбища здоровыми. А третьему сказал: «Тот, кто не бережет себя, не будет беречь и моих овец, найди себе другую работу».
Человеческие качества определяются в народе и отношением к родным и близким. Народ подмечает: «Кто не любит родную мать, тот не полюбит Родину». Корни истинного уважения, по мнению народа, прежде всего, кроются в самосознании. Только человек, осознавший себя, свое место в обществе, любящий своих близких, свой очаг, свой аул, свою Родину, способен проявить правдивое уважение ко всем окружающим, понять необходимость уважать как старших, так и тех, кто моложе.
Необходимость уважения старших народная педагогика объясняет тем, что «старший призван быть старшим». И действительно: история Дагестана не знает семьи, общины, аулы, города, где не было бы старшего. В народных сказках мудрый аксакал появляется там, где молодому не разобрать, какую из трех дорог выбрать, в каком из царств находится «живая» вода и т. д. Старший во все времени оказывался путеводной звездой для подрастающего поколения. Под старшим у дагестанцев мыслятся многие: родители, дедушка с бабушкой, старшие по возрасту, словом, все, кто раньше тебя появился на свет. «Кто не послушает старших, попадет в большую неприятность», «В доме, где нет старшего, не будет изобилия», «Семь домов и восемь старшин не бывает», — сообщает искушенный опытом народ.
Но мудрый народ приметил и то, что отдельные старшие злоупотребляют своим положением в обществе, дают младшим указания, противоречащие нравственности, показывают молодым дурной пример. Предостерегая от таких людей, народный разум сообщает: «Старший должен уметь проявить свое старшинство», «Уважают того, кто ценит уважение», «Если говорящий глуп, то слушающий должен быть умным».
Народная педагогика рекомендует прививать чувства уважения с раннего детства: «Ребенка еще в колыбели воспитывай, теленка еще на привязи приучи». Авторитет народного уважения зиждется на трезвом общественном мнении, которое гласит: «Если хочешь слыть уважаемым, уважай младенца».
Мудрые люди уважали, прежде всего, младенцев и детей, заботились о них еще до рождения. Вспоминаются слова матери об удивительно прозорливом поступке дяди Нажмутдина, погибшем на войне: «Всегда, когда мы садились обедать, дядя Нажмутдин выделял почему-то беременной мне две порции. Одна тебе, — говорил он, — другая тому, кто в утробе. Он тоже — человек. Ты должна есть лучше, чтобы «досталось» и ему». К такому же уважению будущего дитя можно отнести повседневную заботу, проявляемую семьей, родственниками, соседями о беременной женщине в любом уголке Дагестана. И еще, в гости к многодетному кунаку у народа рекомендуется пойти со сладостями, подарками для детей. Такое отношение к малышам, доброе общение с детьми как с равными, развивает в последних незабываемое чувство признательности, уважения и привязанности к старшим.
Испытанным средством народного воспитания служит труд. Уважая свой и общественный труд, старшие всегда демонстрировали детям и молодежи примеры хозяйского отношения к добру. Возьмем, к примеру, хлеб. Бережное отношение к хлебу как продукту нелегкого труда исстари развивали в человеке. Когда ребенок, взяв кусок свежего хлеба, выходил на улицу, ему объясняли, что есть на ходу, играть с хлебом в руках некрасиво, что хлеб — это добро, и его надо беречь.
В своих наставлениях и советах старшие обычно не бывают голословны. Они на деле показывают, что нельзя пройти мимо оброненного на землю куска хлеба. Поднимая хлеб с земли, они как бы извиняются за выронившего его неряху и, очищая хлеб от пыли и грязи, кладут его на приподнятое, чистое, не доступное человеческой ноге место. Хлеб — это святое, говорят горцы. Матери всегда месили тесто, осторожно подбирая каждый его комочек, упавший на скатерть или прилипший к подносу. От пекарни хлеб несли, прижав его к груди, как младенца. Заворачивали в чистую скатерть и, заботясь о его свежести, держали хлеб на специальном деревянном подносе. Все эти картины сами по себе положительно влияют на формирование характера молодых людей, развивают чувство уважения к труду хлеборобов, своих родителей, обеспечивающих семью хлебом.
Образцом уважительности для детей служит доброе отношение родителей к старикам семьи, рода, к соседям и гостям. Уважая соседа, горец делит с ним радость и горе. Советами умной, практичной старушки руководствуются члены семьи, родственники и даже посторонние. Отклонить просьбу старого человека, оставить ее без внимания считается неприличным.
Весьма поучительны традиционные правила уважения гостя. Гостя встречают приветливо, спрашивают о здоровье его семьи, о благополучии родственников, о работе. Когда в семье гость — не допускаются семейные конфликты, чтобы не испортить ему настроение. Чтобы гостю не было скучно, приглашают родственников, соседей. Если собрались взрослые, младшие дети уходят в свою комнату. Лишь взрослым детям разрешено быть среди старших, чтобы ухаживать за гостями. Они не участвуют в разговоре, только отвечают на вопросы, с которыми к ним обращаются старшие.
Не давай в обиду старого человека, заступайся за него, помогай старшим, но этим не хвастайся — это твоя обязанность; оказывай старшим почтение независимо от того, где ты их встретил; в присутствии старших веди себя скромно, знай время и место вступления в их разговор, при встрече приветствуй старшего первым, начиная задуманное дело, не забудь посоветоваться со старшими — учит народная педагогика, приурочивая советы, рекомендации буквально ко всем случаям жизни. Их можно услышать, когда ребенка впервые вводят в круг детей, когда берут в гости, когда сын, став мужчиной, выходит на годекан и т.д. Формы горского уважения многообразны. На всех остановиться нет возможности. Но я хочу подчеркнуть, что детям нужна мудрость и забота взрослых. Родителям и воспитателям не прожить без радости детей, их уважения и сердечной отзывчивости. Такое отношение — обязательный элемент воспитания.
Шайдабег Мирзоев,
Отличник народного просвещения России, заслуженный деятель науки Дагестана, профессор