ВЗГЛЯД ЛЮБЯЩЕГО ОТЦА

«Во имя жизни на земле»

Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой

 

След на земле – это

Не след ботинок,
А нечто и от небесных светил,
О, если бы не я сам
Был себе противником,
Я б стал иным, многое себе запретив.
Абуков Аллев – Дин
Мои дорогие читатели!

Мне вновь посчастливилось, по­этому хочу побыстрее рассказать вам о моей встрече со знаменитым учёным, директором Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Ахмедом Ибрагимовичем Осма­новым.

Неожиданно получив приглаше­ние в гости в семью Османовых, я, конечно, воспользовалась этим. На пороге своей квартиры меня радушно встретили супруги Осма­новы Ахмед и Рая.

За чашкой чая незаметно про­летело время. Беседа была обо всем, от быта до науки, и с той же последовательностью наоборот. Живём в одной республике, тра­диции одни, язык тоже один, да и собеседник интереснейший че­ловек. Он так понятно и доступно говорил об исторических, акаде­мических вещах, что где-то на миг показалось вот как все просто… Мне, человеку далёкому от наук, сложно что-либо выделить из его разнообразных проблем и задач, потому что у Ахмеда Ибрагимовича огромная научно-исследователь­ская деятельность: историческая география Дагестана в XVII-ХIХ вв., культура Северо-восточного Кав­каза, эпохи бронзы и раннего же­леза, история древних и средневе­ковых городов Дагестана, культура Прикаспийского населения в I-VII веках. Исследованы аграрные пре­образования, социально-эконо­мические процессы, демографи­ческие исследования, археология, этнография, создана лаборатория «Генетики и этнических популя­ций», программы: «Этногенез и генетика народов Северо-восточ­ного Кавказа», значительное ме­сто научных интересов занимают архивные материалы и их публика­ции и т.д. Боюсь мне не хватит га­зетной полосы, чтобы вам расска­зать обо всех аспектах его научной деятельности, о многочисленных статьях ученого, опубликованных в центральных и местных сборниках, научных журналах, в периодиче­ских изданиях.

При содействии Ахмеда Османо­ва расширились международные, научные связи института. Прове­дены международные экспедиции собраны материалы совместно с исследователями Англии, США, Испании, так же налажены между­народные контакты с рядом Евро­пейских и Азиатских стран. Так же, под его руководством функциони­рует докторантура. Он ведёт спец­курсы в вузах республики, пред­седательствует на государствен­ных экзаменационных комиссиях, является членом национального организационного комитета меж­дународного конгресса востоко­ведов еще в 2003 г. избран членом корреспондентом Российской ака­демии наук. Вглядевшись во всю многогранность его научной дея­тельности, я задумалась, а была ли его жизнь лёгкой, всегда ли его дорога была устлана лаврами, сла­вой, хвалебными одами? Как шел он на вершину, какие испытания ему довелось вынести на жизнен­ном пути?

Как всегда у талантов, этот путь оказался не лёгким.

— Первого апреля 1935 года в се­мью Ибрагима Жантемиргаджие­вича Османова пришла радостная весть – родился сын, мальчик, на­следник. Не было конца радости отца, но, как и полагалось по ада­там, он не мог бурно высказать свою радость и всячески старался выглядеть спокойным, серьёзным.

Мальчишка рос крепким, силь­ным, любознательным. Вскоре на­стал страшный 1941 год, сломав­ший миллионы семей, судеб. Но тем не менее, в этом году малень­кий Ахмед пошёл в первый класс.

В 1942 году, война приблизилась к родным краям по Грозному и Ха­савюрту наносились бомбовые авиаудары. Испуганные люди пы­тались спастись и многие бежали к родственникам в села. Так семья Османовых, оставив дом в Хаса­вюрте, попала в селение Шавада Бабаюртовского района. Говорят беда не приходит одна. Семья Османовых была сослана в Казах­стан, так как мать была выходцем из неугодной власти нации.

— Помню, — говорит Ахмед Ибра­гимович, — я с мальчишками катал­ся на санках. Позвали домой. Но дома уже не было, плачущая мать с узелком в руках, … отец на фрон­те. Затем длинная дорога в никуда, Казахские степи…

Долгие годы голодного, обе­здоленного детства закончились по возвращению из ссылки в 1952 году. Отец так и не вернулся с фронта, остался в земле совет­ской, которую защищал ценою своей жизни.

— Мелкие бытовые, крупные жиз­ненные неурядицы, мы с мамой преодолевали вместе, как могли, как умели. Закончив школу, искал своё место под солнцем в разных местах. Поехал в Ростовскую об­ласть, город Сальск, решив по­ступить в Сальский Всесоюзный сельскохозяйственный институт по механизации, но по конкурсу не прошел. Затем решил ехать в Баку поступать в военно-морское училище, но и тут меня поджидала неудача.

На вокзале Ахмед Ибрагимович увидел объявление о том, что на­бирают студентов в авиационное Ачинское училище.

— Я помчался по указанному адресу. Пришел, предъявил доку­менты, меня провели в помеще­ние, усадили на стул. Вдруг все завертелось, оказалось, что это было испытательным экзаменом на выдержку. Но мне тут же стало плохо. Директор училища, узнав о том, что я с вокзала, сутки не ел и не спал, уставший, велел прийти завтра. Но и «завтра» не помогло, я вновь провалил испытание.

Но не отчаявшись, Ахмед Ибра­гимович вернулся в Махачкалу, с документами пошёл в приёмную комиссию в Дагестанский Госу­дарственный университет. Судьба поджидала его здесь, в родном ДГУ. Подал документы на исто­рический факультет. В коридорах шумная молодёжь общалась меж собой, делясь впечатлениями, об­суждая новости.

— Мне одна девушка говорит, что на исторический факультет очень много поступающих, а на матема­тический мало, следует подать до­кументы на этот факультет и уже точно поступишь. А я был силён в истории и остался верным выбран­ному пути. Заметьте, до сегодняш­него дня!

Что же двигало молодым чело­веком, ведь он с таким упорством, планомерно шёл к неизвестной цели. Чем болела душа, что недо­ставало полномерному счастью молодого человека? Никогда не обижал мать, проявлял заботу и любовь к ней. Лишь короткое вре­мя прожил без нее в Махачкале, потому что были ужасающие, стес­нённые условия проживания. Жили в комнате, где могли разместиться стол, кровать, комод и печь. Полу­чив квартиру, первым делом по­ехал за матерью. Так день за днём, год за годом, сопровождаемый различными событиями, рожде­нием детей, потерями близких лю­дей, достигая научных успехов, за­щищая исследовательские труды, бежало время. Никогда, ни на миг его ум и сердце не покидал образ отца.

— Я был маленьким мальчиш­кой, когда отец уходил на фронт. Он простился со своей матерью, крепко обнял ее, взглянул на жену и пошел, а я стоял тут же, рядом. Прошёл несколько шагов, обер­нулся, посмотрел на меня долгим, пронизывающим, пристальным взглядом и быстро ушёл.

— Я не знал, не мог знать то, что отец так, молча прощается со мной! Я не осознавал, что отец уходит навсегда! Если бы мог по­вернуть время вспять, я несомнен­но побежал бы за ним, бросился бы на шею и крепко-крепко обнял бы его.

Ведь по нашим дагестанским обычаям, отцу не положено прояв­лять «слабость» — показывать лю­бовь к своему сыну при родителях, даже если уходишь на войну! Тогда мужчины были строги и сильны ду­хом.

Ибрагим смотрел на своего ре­бёнка, желая запомнить образ сво­его наследника до самой смерти. Смотрел, прощался взглядом на­всегда, предчувствуя, что больше никогда не увидит его родное лицо.

Ахмед Ибрагимович, преодо­левая жизненные трудности, до­стигая успехов, когда вручали школьный аттестат об окончании средней школы, получая студен­ческий билет, хвалебные отзывы за первые университетские дости­жения в археологии, диплом о выс­шем образовании, затем работая в институте Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС, став секретарем об­кома ВЛКСМ, до самого сегодняш­него дня ни на миг, ни на секунду не забывал образ отца, его присталь­ный взгляд. Всегда остро чувство­вал потребность, нехватку любви, заботы отца. И от этого взгляда хо­телось быть лучше.

Этот мир, победу над фашиз­мом, приблизил своей кровью Ос­манов Ибрагим и многие другие миллионы солдат.

Ахмед Ибрагимович не сломал­ся, не стал одним из заурядных граждан страны, а ценой неимо­верного, кропотливого труда, он заработал своё достойное имя, во имя памяти и любви к своему отцу. Он известен в научных кругах не только в Дагестане, но и на миро­вом уровне, как профессионал, выдающийся учёный, специалист своего дела. За плечами сложный, блестящий, яркий путь: мальчиш­ки-сироты, который ценою не­устанного труда заслужил свое имя став профессором, доктором наук, исследователем, прекрас­ным Человеком, который внес не­оценимый вклад в развитие нашей республики.

Ахмед Османов удостоен звания «Заслуженный деятель науки» Рос­сии.

Ахмед Ибрагимович сам стал отцом 3-х детей, дедушкой шести внукам. Каждый из них радует его своими успехами. Тяжело пережи­вал смерть близких, вместе с ко­торым преодолевал многие труд­ности… Но жизнь продолжается. Через много лет встретил Раю, с которой счастлив, окружен за­ботой, любовью. И сегодня Ахмед Ибрагимович не без дела.

Весна… Скоро апрель. Ахмед Ибрагимович отпразднует свое 77-летие. Он полон сил, бодр, энергичен. Его жизненный опыт, накопленные знания, как бездон­ная кладезь.

Хочется пожелать этому велико­му ученому современности здо­ровья, чтобы творческая деятель­ность была всегда плодотворной.

Через многие годы пронесли Вы в сердце своём светлую память о Вашем отце. Пусть она будет опо­рой и для Ваших близких.

Будьте счастливы!

Март 2012 г.