Багаутдин Аджиев – народный поэт Дагестана, вместе с современными национальными авторами Ахмедом Джачаевым, Арсланом Атаевым, Шейит-Ханум Алишевой, Супьянат Мамаевой и другими, является одним из флагманов кумыкской поэзии. За более полувековую творческую деятельность он внес весомый вклад в дагестанскую литературу.
Творчество Аджиева в должной мере охарактеризовано дагестанской критикой и литературоведением. Высокие оценки его произведениям даны патриархом дагестанской поэтической культуры Расулом Гамзатовым, критиком Камалом Абуковым, есть и кандидатская диссертация, посвященная его творческому пути.
Багаутдин Анварович Аджиев пришел в литературу в 1970-е годы. Его дебютная книга «Ивовая свирель», изданная в 1978 году, засвидетельствовала самобытное дарование, художественное мастерство молодого автора, которые в последующем совершенствовались. Подтверждением этого служат около десятка книг стихов и поэм, увидевших свет как на родном языке, так и в переводе на русский язык. В их числе заслуживают быть отмеченными книги «Перед жатвой» (1982), «Каменное зеркало» (1982), «Нарынкала» (1988), опубликованные в центральных московских издательствах, а также «Колокол времени», «Песня у порога», «От Дербента до Парижа», «Ты князем песни был» и др.
Характерной особенностью поэтики Аджиева является обнажение внутреннего мира, дум, чувствований лирического героя, обусловленных как его личной, частной жизнью, так и социальными явлениями. Мастерское оперирование сравнениями, метафорой, эпитетами оттеняет образный мир, индивидуальный стиль автора.
Самобытность творчества Аджиева проявляется в том, что актуальные проблемы личности и общества ему удается выразить своеобразно и оригинально. Это касается и частной жизни поэтических образов, их интимных чувств, и общественных событий. Так, перу поэта принадлежит поэма «Подкованное счастье», в которой повествуется о молодом парне, своем земляке из селения Костек, отправившемся на всесоюзную стройку, на БАМ. Сквозь призму мировосприятия своего героя автору удается отразить размах и величие строительства железной дороги государственного масштаба. Кроме того, причастностью парня из далекого дагестанского села к грандиозным свершениям определяется его рост как личности, его духовное, нравственное взросление.
В поздний период деятельности Багаутдина Аджиева волнуют процессы, в которые оказывается вовлечен современный человек. В русле новых веяний он воспевает древнюю героическую историю родного народа, Дагестана, служащих базисными основами национального самосознания. В то же время им критически осмысливается деградация нравственных, этических ценностей, выработанных многовековым развитием родного края.
Багаутдин Анварович принадлежит к плеяде поэтов лирико-философского склада. Его поэтические рефлексии ценны своей высокой интеллектуальной планкой, на которую изначально ориентированы. В этом сказываются высокие критерии, которых стремится придерживаться автор, и, главное, успешно реализовываются им в творческой деятельности.
Багаутдин Аджиев – сын признанного мастера слова, народного поэта Дагестана Анвара Аджиева, достойно продолжил дело своего отца. В данном случае, характерный для данных примеров вопрос о том, превзошел ли сын своего отца, выглядит не корректным. Багаутдин не стремится превзойти кого-либо, он ищет, прокладывает свою тропу на поэтический Парнас. При этом им выработан свой стиль, своя поэтическая манера. Он имеет своего читателя. А для поэта это намного важнее, чем звания и награды.
Малик Гусейнов,
доктор филологических наук