Человек из детективного романа

В детстве все мы любили приключен­ческие фильмы, детективные романы и сами мечтали о подвигах. Правда, в «ве­селые» девяностые многие из нас такого рода запросы удовлетворили. Кстати, острые ощущения, испытанные лично, обычно напрочь отбивают у нормально­го человека тягу к триллерам. Впрочем, для большинства из нас это был лишь эпизодический опыт, и слава Богу!

В данной статье речь пойдет о человеке, для которого риск – удел его профессии. На долю этого моложавого, несмотря на седи­ну, мужчины выпало столько вполне реаль­ных погонь и перестрелок, что хватило бы не на один сюжет к фильму о гангстерах. Ему доводилось участвовать в драках, по срав­нению с которыми бои без правил покажут­ся излишне гуманными. Причем противники подбирались без учета весовых категорий и часто имели дурную привычку пускать в ход ножи. Понятно, что подобный образ жизни может позволить себе либо сотрудник одно­го из силовых подразделений, либо бандит, вы уже, наверно, догадались, что речь пой­дет об оперативнике. Впрочем, интересная судьба и опасная профессия не единствен­ные причины, по которым автор, заинтере­совался этим человеком. Дело в том, что Нариман Абдулмагомедов, а речь пойдет именно об этом офицере, еще и разносто­ронний спортсмен. Причем, как утверждает сам Абдулмагомедов, увлечение спортом определило весь его жизненный путь: по­могало добиваться поставленных целей и не раз спасало от неминуемой смерти. На его счету множество правительственных наград и раскрытых преступлений, а также признательность сограждан, которым он, исходя из ситуации, спасал жизнь, возвра­щал имущество, помогал карать преступ­ников и восстанавливать справедливость. Профессиональные качества Абдулмаго­медова получили наивысшую оценку, когда он в числе нескольких лучших следователей страны был направлен в группу следовате­лей Генпрокуратуры СССР Гдляна¬Иванова, расследовавшую нашумевшее «Хлопковое дело». Если проводить аналогию со спор­том, это равносильно тому, что попасть в олимпийскую сборную страны.

Заслуженный пенсионер Нариман Абдул­магомедов и сейчас полон энергии, несмо­тря на огнестрельные и ножевые ранения, он мечтает не об отдыхе на дорогом курор­те, а о том, чтобы содействовать открытию спортивного клуба в родном селении. На него уже совершено несколько покушений, а он открыто передвигается по городу и беспокоится не за свою жизнь, а за судьбу спортивной секции в кадетском училище.

Нариман Магомедович какое место за­нимает спорт в вашей жизни? Серьезные занятия спортом предполагают прежде все­го регулярность. Насколько я знаю, у вас да­леко не всегда имелась возможность трени­роваться регулярно.

– Это зависит от того, насколько вы увле­чены предметом. У настоящего спортсмена всегда найдется свободное время для тре­нировок. Конечно, урывочные занятия сни­жают эффект, но это гораздо лучше, чем, сославшись на обстоятельства, ничего не делать. Я занимаюсь спортом всю свою со­знательную жизнь. В школьные годы играл в волейбол, наша команда совхоза имени Герейханова Сулейман¬ Стальского райо­на выиграла первенство Дагестана, позже играл в составе сборной ДГУ. Параллельно увлекся боксом, был призером первенства республики. В армии выступал за свою во­йсковую часть в соревнованиях по боксу, во­лейболу, легкоатлетическому многоборью.

Я слышал, вам довелось участвовать в чешских событиях в августе 1968 года, за проявленную смелость командование по­ощрило вас отпуском и почетной грамотой.

– Да, но теперь роль советской армии в этих событиях получила негативную оцен­ку, а тогда мы верили, что действуем во имя добра. Но вернемся к спорту. В 1977 году я связал свою судьбу с уголовным розыском. Специфика службы предъявляет к физи­ческой подготовке оперативника высокие требования. Вот когда я с благодарностью вспоминал об изнурительных тренировках на игровых площадках и ринге. Поверьте, именно разносторонность не раз выручала меня в трудную минуту. По долгу службы я пополнил свои занятия тренировками по боевому самбо и очень увлекся новым пред­метом.

Вы один из тех, кто стоял у истоков да­гестанского карате, на базе которого в ре­спублике развилось множество восточных единоборств. Знаю также, что вы отвечали за боевую подготовку сотрудников, создали комсомольский оперативный отряд.

– Я в меру сил старался помочь пио­нерам нового направления. В царившей в то время атмосфере тотальных запретов воспитанники Ахмеда Рамазанова – Гусейн Магомаев, Владимир Петров и Яков Ми­хайлов создали сильную группу, в которой занимались будущие чемпионы СССР Джа­мал Асхабов и Расул Чотанов. Вместе с эн­тузиастом карате Магомедом Эльдаровым мы обратились к заместителю министра внутренних дел Чупану Эльдарову. Он со­гласился с тем, что управлять процессом развития карате разумнее, чем пытаться мешать этому или пускать его на самотек. Так, одними из первых в СССР мы создали клуб, где молодежь получила возможность легально заниматься карате. Уверен, мы тогда заложили фундамент сегодняшних побед наших единоборцев.

В 2008 году подготовленная вами секция армейского рукопашного боя при Первом кадетском корпусе заняла призовое место на первенстве республики, в котором уча­ствовало 23 команды.

– Да, успех юных воспитанников стал для меня огромной радостью, к сожалению, я сейчас не могу с ними работать, но мне не безразлична судьба каждого из них. Дело не столько в их дальнейших спортивных успе­хах, а в том, чтобы они стали настоящими людьми. Кругом полно негатива, хватает его и в спортивной среде. Больное общество порождает уродливые явления во всех сфе­рах деятельности человека. Силовые струк­туры, система образования, медицина, чи­новничий аппарат – никто этого не избежал. Стоит ли удивляться, что разуверившаяся во всем, лишенная перспектив молодежь попадает под влияние экстремистов. Чтобы победить экстремизм, нужно сначала по­бедить коррупцию. Но это глобальная про­блема, об этом нужно говорить отдельно, а пока надо делать то, что тебе по силам. Моя ближайшая задача – содействие открытию в Касумкенте филиала клуба «Пять сторон света», который возглавляет Гусейн Маго­маев. Хорошо бы и его привлечь к работе в этом филиале, и Ахмеда Рамазанова, кото­рый сейчас проживает в Касумкенте. Мы в ответе за нашу молодежь и не имеем права сидеть сложа руки.

Алим Саидов

Р.S. Этот материал был написан авто­ром еще при его жизни. В свое время он работал спортивным обозревателем газет, являлся сотрудником пресс-службы Мини­стерства по физической культуре и спорту РД. В дагестанской журналистике большой дефицит специалистов по боевым искус­ствам, а Алим знал эту тему изнутри, по­скольку сам занимался единоборствами и ещё в советское время стал тренером по каратэ, был удивительно скромным и поря­дочным человеком.