«Во имя жизни на земле»

Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой

 

Весна

Весна! Весна! Всё чаще греет солнышко, мир пробуждается, воскрешая из земли первые весенние ростки. С невероятной си­лой пробиваются они из толщи земли. Ка­ково же желание родиться вновь, зацвести, расти и вновь исчезнуть. Незаметно появ­ляются пробужденные теплом насекомые. Удивительно, все живое нашло уют, тепло, прибежище в сырой земле.

Всё торопится жить…

А я, как всегда еду домой, на Терек. К моей тихой пристани.

За окнами поля, села, поля… То тут, то там виднеются огромные чёрные следы, весен­них поджогов. Какой заботливый человек! Не поленился, оказавшись в поле поджечь камыши, высокую густую траву.

Ведь эта жухлая трава мешает, прежде всего, этой же траве вновь расти.

Логично! Но за этим добрым поступка ви­дится иное…Более страшное.

Нам неведомо сколько живого в каждом квадратном метре земли спрятано от чело­веческого глаза. Сколько исчезает в огне.

Хочется мне рассказать вам незатейли­вую историю великой любви. Историю люб­ви ни от сердца, ни от ума, ни от души, а…

Не знаю от чего.

Её мне рассказал один охотник, который был очевидцем произошедшего. Было это ранней весной. Исходя из благих намерений, как это в последнее время водится, кто-то поджёг старую, траву. В начале, очень весело потрескивая заиграл огонь, раскидывая свои алые, жёлтые пламенные кисти вокруг, напо­миная танцующих дев с красными, прозрач­ными косыночками, взмах которых чаровал своей страстью и красотой. Огонь пылал, на­бирая скорость полетел в разных направле­ниях. Бушующая сила неслась по широкому полю, хватая высокие камыши вдоль берега Терека, двигалась к большому лесу, там где летом была высокая, густая, сочная трава.

Огонь принадлежавший когда-то лишь Богу, спешил снять свой урожай с поля. Все­поглощающий, многоликий, не управляе­мый огонь погоняемый весёлым ветерком нёсся в неизвестную даль. Охотник, встре­вожился, удивился той скорости с которой огонь шел на него. Решил что надо идти бы­стрее, но огонь его догонял, воздух уже был горяч от пламени. В этот миг острый охот­ничий взгляд уловил что-то в высокой сухой траве меж кустарников тёрна. То был фазан. Красавец, что-то суетливо топтался на ме­сте, как-то странно, тихо по фазаньи кудах­тал. Остановившись на миг, охотник стал думать почему птица не убегает ведь огонь совсем рядом. Почему-то фазана не пугала и близость охотника, всегда осторожный, пугливый фазан, умеющий быстро бегать топтался на месте.

Слегка пригнувшись охотник увидел сам­ку фазана сидящую на гнезде. И только тут он все понял. На глазах происходила тра­гедия. Фазан жалобно молил свою самку бежать от огня, может прощался. Но самка остолбенев, оглохнув стеклянными глазами смотрела на огонь, не могла встать с места, ведь там её не рождённые птенцы. С такой любовью она со своим красавцем- фазаном строила своё гнездо, складывала травинку к травинке, чтобы было мягко её цыпляткам. Как убежать?! Ведь тут её детки! Может фа­зан говорил, спасёмся, потом снесём ещё яичек и будут у нас цыплятки, ведь огонь беспощаден. Самка фазана даже не мор­гнув осталась сидеть, на своём гнезде, так и встретила свою огненную смерть. Вслед за ней в огонь кинулся и самец. Охотник остолбенел от увиденного, но инстинкт са­мосохранения увёл его прочь от этой без­молвной трагедии, а в памяти остался тот сильный запах палённого. Что такое жизнь? Кто скажет? Мы люди, имеем сердца, глаза, души. А кто они живые существа что живут рядом, с нами, в каких мирах они создава­лись, какими правилами, инстинктами они живут? В чем различие их от нас? Но может, если бы я была там, спасла бы курочку и её гнёздышко? Как зачастую говорят «глупая курица»? Но она, самка фазана, предпоч­ла смерть вместе со своими невылупив­шимися цыплятками, а фазан не могжить без них. Человек не единожды в течении всей своей жизни встаёт перед выбором. Кого любить? Больше маму которая тебя ласкала или своё дитя беспомощно улыба­ющееся тебе? Но мы то люди…Что движет бесстрашным подвигом птиц, любовь, ин­стинкт, сердце, ум? Не знаю, мы на планете — земля не одни, параллельно с нами живут животные, птицы, рыбы, насекомые, давай­те уважать друг- друга, ценить. Мы, люди, захватили их земли, вспахали, построили сёла, города, срубили леса, осушили реки, покорили небеса, бороздим моря, океаны. Стали властелинами, но перед Богом мы все равны. Так прошу вас, любите землю нашу! Не делайте ей больно! Не сорите, не уничтожайте флору, фауну.

Что ожидает грядущие поколения. Неуже­ли тогда дети только на картинках увидят птиц, рыб, животных. В тот день, в огне по­гибли не просто птички, я не знаю как ска­зать, но нечто великое, святое, они ушли в вечность, а виновны мы люди!

2013г.

Волчьи слезы

Я давно живу на берегу реки Терек, текущей спокойно и мирно по нашей равнине. Здесь чудесная природа, поля и леса, в которых обитают разные звери, кругом мирные люди, от всей души любящие свой родной край.

Но военные действия, которые про­изошли по ту сторону реки, в Чечне, в 90-х годах, сразу нарушили мир и по­кой, принесли немало горя и страданий не только людям. Не могу забыть день, когда снаряд взорвался в моём дворе, рухнула одна стена, погибли домаш­ние птицы, деревья будто пилой под­стрижены, посуда вся что была в доме побита. Как мы уцелели удивляюсь до сих пор. Но с того дня все чаще болит голова.

– Почему же инвалидность не полу­чишь? – удивляются те люди, которые видели воронку во дворе.

–И без меня у нас хватает инвалидов, не хочу инвалидом называться – отве­чаю. Хотя военные события проходили вдалеке от нас, но орудийные раскаты доносились и до нас, отдавались дро­жью земли и гулким шумом. На слух мы определяли приближаются ли бои или отдаляются от нас.

Много людей погибло во время этих событий, многие были ранены, оста­лись без крыши над головой, тысячи беженцев с той стороны! Наши даге­станцы приютили их как родных.

Нe только люди, но и звери бежали в нашу сторону, перебираясь через Те­рек вплавь, к людям на лодки подсажи­вались дикие животные, волки, лисицы, зайцы. Испугавшись от взрывов бомб и снарядов, звери, спасая себя, пере­бирались к нам, будто искали помощи. Все спасались как могли!

До сих пор перед моими глазами стоят слёзы окровавленной волчицы с двумя волчатами. До сих пор разрыва­ет моё сердце эта встреча с раненым животным! Увидев меня, идущую за водой, волчица с волчатами останови­лись прямо передо мной, облизывая кровавую рану, пристально смотрела мне в глаза. Я давилась от ее и своих слёз и от беспомощности своей перед этой матерью.

Почему мы, «человеки» уничтожаем таких же людей по воле чьих то инте­ресов? Уничтожаем мир… Уничтожаем живую природу, животных…

Ведь этот мир создан по воле Все­вышнего!

Давайте любить этот мир!

2007г.

Подвиг газовиков

Когда в 1996 году, поздней осенью, боевики из банд формирований, взорвали газопроводную магистраль че­рез реку Терек, по которой в Дагестан поступал газ, под­нялся настоящий переполох, вновь погибли животные, на­секомые, птицы. На нескольких километрах была выжжена земля, запах гари несколько дней не рассеивался в воз­духе.

Но наши газовики оказались настоящими батырами: они смело перебрались на ту сторону реки где ещё шли боевые действия и несмотря на огромную опасность, начали свою работу, ликвидируя последствия взрыва газа, организова­ли тушение адского пожара и восстановление газопровода. Коллектив наших мужественных газовиков во главе с На­срутдином Насрутдиновым, главным инженером Керимом Гусейновым сумел дать газ в Дагестан и в Шелковской рай­он Чеченской Республики. Вот настоящие герои! О, как ра­довались люди, как они их благодарили!

С течением времени многое забывается, а кое-кто не хо­чет помнить те страшные дни. Я думаю: если сегодня мы за­будем вот такое одно великое дело, другое, третье, если за­будем людей, которые мужественно выполнили свой долг, что же останется на завтра. Что будет потом? С кого наши дети будут брать пример?

У кого душа болеет за этот хрупкий мир, тому многое мо­гут значить даже волчьи слезы.

– Потом я узнала, что в те дни руководство Каспийгазпро­ма звонило в Москву и просило разрешения на то, чтобы восстановить взорванную боевиками магистральную трубу.

–Что вы, с ума сошли? Там же идут военные действия.

Если погибнут люди, кто будет отвечать? – категориче­ским был ответ сверху.

Но, несмотря на такой запрет, наши газовики на свей страх и риск перешли на ту сторону Терека и наладили га­зоснабжение. Каждый кто был там знал, любая минута мо­жет стать последней, все чётко понимали что они отличные мишени… Уходили как на войну.

Сегодня это воспринимается просто, ликвидировали ава­рию, но… тогда была война…

Разве можно это забыть?

Народный поэт Дагестана Магомед Атабаев об этом на­писал в книге на русском языке под названием «Заветная мечта».

Насрутдин Насрутдинов в качестве подарка послал эту книгу Президенту Чеченской Республики Рамзану Кадыро­ву.

Был получен ответ от президента республики:

«Уважаемый Насрутдин Ильмутдинович! От всей души благодарим Вас и мужественных дагестанских газовиков за неоценимый вклад в дело восстановления разрушенной во­йной Чеченской Республики.

Так же выражаем свою благодарность за подарок — книгу Магомеда Атабаева «Заветная мечта», в которой описыва­ются мужественные дела дагестанских газовиков во время тяжелых испытаний, выпавших на долю чеченского народа.

Надеемся, что добрососедские и дружеские отношения двух соседних республик будут развиваться и укрепляться.

С уважением Президент Чеченской Республики.

Р.А. Кадыров.

2008г.