В канун Всемирного дня защиты прав потребителей в Национальной библиотеке имени Расула Гамзатова прошел Круглый стол на тему: «Рациональный потребитель». Организатором мероприятия выступила общественная организация«Комитет защиты прав потребителей Республики Дагестан». С докладом «Актуальные проблемы в этой сфере и пути их решения» выступил её президент Хаджимурад Даниялов.
Он, в частности, отметил: «В стране вот уже более 30 лет действует федеральный закон «О защите прав потребителей». Коллективы общественных объединений за продолжительное время своего существования (комитет функционирует с 1978 года – прим авт.) проделали определённую работу в деле защиты прав потребителей. Активная деятельность Комитета на потребительском рынке Дагестана позволяет нам делать вывод о прочности позиций и больших перспективах организаций в пользу развития гражданского общества.
Но главная задача общественных объединений не в том, чтобы защитить каждого потребителя, — это – и невозможно, а в том, чтобы научить его самостоятельно восстанавливать свои нарушенные права.
Сегодня дагестанские потребители имеют возможность получить бесплатную правовую помощь, не выходя из дома. Действует «горячая линия» обществ потребителей, создан новый сайт Союза потребителей России, где мы являемся его членами. Воспользоваться им может каждый, зарегистрированный .Результаты нашей работы очевидны: во многих торговых объектах вывешены режим работы, на доступном месте установлена информация для потребителей, на товарах прикреплены правильно оформленные ценники. Рассмотрены жалобы от потребителей , а также на недобросовестных продавцов материалы о нарушениях, направлены в уполномоченные органы исполнительной власти для принятия конкретных мер.
Хочу проинформировать вас о более крупных делах (свыше 100 тысяч рублей), которые велись нашим комитетом в 2019 году. Это три дела по организациям «Много мебели», «ЛОРА»,«Амстердам» , а также фирмы «Чистомания», «Идеал», «Интернет –магазин» и другие. В перспективе нужно акцентировать внимание на проведение широкомасштабной информационно-разъяснительной пропаганде потребительского движения через СМИ и путем распространения законодательно- нормативных документов, как потребителя, так и предпринимателя .
Развитие потребительского рынка проявляется не только в постоянном обновлении ассортимента товаров и услуг, но и в появлении новых форм отношений, таких как продажа товаров по образцам, дистанционная торговля, потребительское микрокредитование и другие. Именно они, не будучи урегулированными, законодательно, становятся сферами наиболее массовых и болезненных нарушений интересов потребителей.
Возвращаясь к нашему празднику, Международная организация союзов потребителей ежегодно в преддверии Всемирного дня прав потребителей объявляет его девиз на текущий год. В этом году это — устойчивый потребитель, или, как предпочли назвать его Международная конфедерация обществ потребителей и Роспотребнадзор, «Рациональный потребитель».
С таким девизом можно согласиться, поскольку по сложившейся традиции под устойчивым потреблением понимается такое, которое не генерирует неприемлемые угрозы для его сохранения в будущем, в том числе для следующих поколений. А противостоять таким угрозам может только рациональный потребитель, сознающий их и учитывающий в своем поведении.
Годовое потребление ресурсов планеты непрерывно растет. Соответственно растут и объемы отходов, в огромной своей части попадающих в природную среду и подрывающих ее устойчивость. По данным ФАО сейчас каждый год около трети всего производимого продовольствия – 1,3 млрд. тонн стоимостью около 1 трлн. долл. США оказывается в мусорных контейнерах потребителей и магазинов или портится из-за плохо организованного сбора урожая, транспортировки и хранения.
Потребители могут сыграть важную роль в изменении этой модели, если будут избегать чрезмерного потребления и предпочитать продукцию «циркулярной» экономики, в которой отходы не выбрасываются из системы, а повторно используются и регенерируются. Глобальный эффект от достижения такой цели оценивается в 500 млрд. долларов. Он может дать возможность обеспечить пищей всех, кто сегодня недоедает, и существенно поднять уровень жизни населения в странах с переходной экономикой, а также во время кризиса.
Производителям целесообразно не отбраковывать некондиционную продукцию, переводя ее в свои потери, а поставлять торговым организациям, которым, в свою очередь, выгодно, даже обнаружив ненадлежащее качество, реализовать ее потребителям. Не проданную в срок продукцию выгодно, не оплачивая возвратить поставщику или продать потребителю, перемаркировав срок годности. Возвращенные поставщику просроченные продукты можно не утилизировать, а использовать в производстве новых партий продукции. Какие-то из этих действий противозаконны, другие не нарушают законодательных норм, но все они очевидно неэтичны по отношению к потребителям, которые, в конечном счете оплачивают все потери изготовителей и продавцов, в том числе и своим здоровьем.
В 2018 году серьезный общественный резонанс вызвал внесенный в Государственную Думу и принятый ею законопроект, запрещающий торговым организациям возвращать поставщикам продовольственные товары, не реализованные в течение срока годности. При его обсуждении отмечалось, что максимальное предотвращение необходимости уничтожения продуктов вследствие исчерпания сроков их пригодности для потребителей, продавцов и поставщиков, в том числе субъектов малого бизнеса, прежде всего за счет улучшения планирования поставок, более эффективного контроля сроков реализации товаров, выставленных в торговых залах, с целью оперативного снижения цен, стимулирующего рост продаж партий товаров, не имеющих перспективы быть полностью проданными до окончания срока их годности, своевременного использования таких остатков товарных партий в благотворительных целях, как самостоятельно, так путем передачи их благотворительным организациям, расширения практики передачи предприятиями-изготовителями благотворительным организациям готовой продукции, не востребованной торговыми организациями.
Для успешного продвижения продовольственного бизнеса по всем этим направлениям следовало бы провести системный анализ продовольственных потерь на каждом этапе цепочки поставок от поля до прилавка и определяющих их факторов, по результатам такого анализа разработать национальную программу снижения общего объема продовольственных потерь, организовать совместную работу союзов торговых сетей с союзами поставщиков продовольственной продукции по созданию моделей оптимизации поставок, внести в соответствующие технические регламенты дополнения, позволяющие унифицировать маркировку сроков годности и обеспечить ее машиночитаемость, что существенно облегчит контроль за остаточными сроками реализации товаров в торговых залах и повысит его надежность, рассмотреть возможность и целесообразность включения срока годности в состав информации, содержащейся в контрольно-идентификационном знаке (КИЗ), которым маркируется продовольственная продукция, внести в налоговое законодательство изменения, освобождающие организацию, уценившую или безвозмездно направившую на благотворительные цели часть принадлежащих ей товаров с приближающимся сроком годности, от обложения налогом на прибыль и НДС от ее реализации по вмененным налоговым органом среднерыночным ценам.
Союз потребителей регулярно призывает граждан к ответственному потреблению, напоминая, что качество их жизни определяется качеством не только товаров и услуг на рынке, но и их собственных потребностей. Мы считаем, что ключевую роль в продвижении этих ценностей и принципов в сознание и повседневную практику потребителей должна играть школа, где следует учить основам семейной экономики, товароведения, ресурсосбережения, «бережного производства», «зеленого» домостроения и домашнего хозяйства.
Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (ст. 3) закреплено право граждан на просвещение в этой области, которое обеспечивается «посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы». Вопрос в том, насколько широко трактовать «область защиты прав потребителей».
Исходя из базового права потребителя получать «необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора» (ст. 10), мы акцентируем внимание потребителей на понятии «правильный выбор». К сожалению, защита прав потребителей не привлекает до сих пор заметного внимания Общественной палаты и руководства Дагестана, хотя в составе Координационного Совета по вопросам ЗПП есть представители Комитета потребительской организации.
Между тем потребители — это самая массовая группа, чьи законные права и интересы постоянно нарушаются и нуждаются в защите. Наиболее эффективным механизмом такой защиты мы считаем разработанную нами целевую программу: «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Дагестане», включающей перечисленные выше направления, а также предусматривающей развитие взаимодействия правозащитных потребительских организаций с бизнес- сообществом и органами власти. Хотя эта программа, одобренная всеми министерствами и комитетами ,имеющая отношение к потребителю, представлена в Администрацию Главы и Правительство РД, к сожалению, до сих пор нет ответа и она не рассмотрена. Этой Программой начали заниматься и в Агентстве по предпринимательству и инвестициям .
Отмечая Всемирный день защиты прав потребителей, от имени Союза потребителей России, Комитета защиты прав потребителей Дагестана поздравляю вас, уважаемые участники Круглого стола и потребителей республики, желаю всем права на 8 принципов: здоровую среду, постоянное просвещение, выражение ваших интересов , выбор товара и услуг, удовлетворение базовых потребностей, информацию и безопасность.
Эти признанные принципы заложены в Моральном Кодексе, хотелось бы, чтобы и наше руководство Дагестана руководствовалось ими при определении своей политики, разработке законодательства и практического оказания помощи в области защиты прав потребителей»,- подчеркнул Хаджимурад Даниялов.
В прениях выступили Али Алиев, Айзанат Каримуллаева, Пайзутдин Чупанов, Камиль Курбанов, Омар Ахмедов, Маржанат Магомедова, Гаджи Асадулаев и другие. Они также отметили, что все правозащитные организации должны концентрировать свое внимание на наиболее проблемных участках сферы защиты прав потребителей. По статистике Общества защиты прав потребителей подавляющее количество граждан решаются защищать свои права, в том числе и в судебном порядке: так, если в 2007 году было подано всего 95 тысяч таких исков, то в 2019-м более 400 тысяч. Это говорит о возросшей роли Союза потребителей России и его структурных подразделений в регионах.
Участники Круглого стола предложили заинтересованным организациям совместными усилиями начать ежемесячный выпуск вкладыша к газете «Спутник потребителя», который по их мнению окажет реальную помощь гражданам республики в сфере защиты их прав.
Гаджи Мирзаев