В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ — ПОТРЕБИТЕЛЬ

В канун Всемирного дня защи­ты прав потребителей в Нацио­нальной библиотеке имени Ра­сула Гамзатова прошел Круглый стол на тему: «Рациональный потребитель». Организатором мероприятия выступила обще­ственная организация«Комитет защиты прав потребителей Ре­спублики Дагестан». С докла­дом «Актуальные проблемы в этой сфере и пути их решения» выступил её президент Хаджи­мурад Даниялов.

Он, в частности, отметил: «В стране вот уже более 30 лет дей­ствует федеральный закон «О за­щите прав потребителей». Коллек­тивы общественных объединений за продолжительное время своего существования (комитет функци­онирует с 1978 года – прим авт.) проделали определённую работу в деле защиты прав потребителей. Активная деятельность Комитета на потребительском рынке Даге­стана позволяет нам делать вывод о прочности позиций и больших перспективах организаций в поль­зу развития гражданского обще­ства.

Но главная задача обществен­ных объединений не в том, чтобы защитить каждого потребителя, — это – и невозможно, а в том, чтобы научить его самостоятельно вос­станавливать свои нарушенные права.

Сегодня дагестанские потреби­тели имеют возможность получить бесплатную правовую помощь, не выходя из дома. Действует «горя­чая линия» обществ потребителей, создан новый сайт Союза потреби­телей России, где мы являемся его членами. Воспользоваться им мо­жет каждый, зарегистрированный .Результаты нашей работы оче­видны: во многих торговых объ­ектах вывешены режим работы, на доступном месте установлена информация для потребителей, на товарах прикреплены правильно оформленные ценники. Рассмо­трены жалобы от потребителей , а также на недобросовестных про­давцов материалы о нарушениях, направлены в уполномоченные ор­ганы исполнительной власти для принятия конкретных мер.

Хочу проинформировать вас о более крупных делах (свыше 100 тысяч рублей), которые велись на­шим комитетом в 2019 году. Это три дела по организациям «Много мебели», «ЛОРА»,«Амстердам» , а также фирмы «Чистомания», «Иде­ал», «Интернет –магазин» и другие. В перспективе нужно акцентиро­вать внимание на проведение ши­рокомасштабной информацион­но-разъяснительной пропаганде потребительского движения через СМИ и путем распространения за­конодательно- нормативных до­кументов, как потребителя, так и предпринимателя .

Развитие потребительского рын­ка проявляется не только в посто­янном обновлении ассортимента товаров и услуг, но и в появлении новых форм отношений, таких как продажа товаров по образцам, дистанционная торговля, потре­бительское микрокредитование и другие. Именно они, не будучи урегулированными, законодатель­но, становятся сферами наиболее массовых и болезненных наруше­ний интересов потребителей.

Возвращаясь к нашему празд­нику, Международная организация союзов потребителей ежегодно в преддверии Всемирного дня прав потребителей объявляет его де­виз на текущий год. В этом году это — устойчивый потребитель, или, как предпочли назвать его Междуна­родная конфедерация обществ потребителей и Роспотребнадзор, «Рациональный потребитель».

С таким девизом можно согла­ситься, поскольку по сложившейся традиции под устойчивым потре­блением понимается такое, кото­рое не генерирует неприемлемые угрозы для его сохранения в буду­щем, в том числе для следующих поколений. А противостоять таким угрозам может только рациональ­ный потребитель, сознающий их и учитывающий в своем поведении.

Годовое потребление ресурсов планеты непрерывно растет. Со­ответственно растут и объемы отходов, в огромной своей части попадающих в природную среду и подрывающих ее устойчивость. По данным ФАО сейчас каждый год около трети всего производимого продовольствия – 1,3 млрд. тонн стоимостью около 1 трлн. долл. США оказывается в мусорных кон­тейнерах потребителей и магази­нов или портится из-за плохо орга­низованного сбора урожая, транс­портировки и хранения.

Потребители могут сыграть важ­ную роль в изменении этой моде­ли, если будут избегать чрезмер­ного потребления и предпочитать продукцию «циркулярной» эконо­мики, в которой отходы не выбра­сываются из системы, а повторно используются и регенерируются. Глобальный эффект от достиже­ния такой цели оценивается в 500 млрд. долларов. Он может дать возможность обеспечить пищей всех, кто сегодня недоедает, и су­щественно поднять уровень жизни населения в странах с переходной экономикой, а также во время кри­зиса.

Производителям целесообраз­но не отбраковывать некондици­онную продукцию, переводя ее в свои потери, а поставлять тор­говым организациям, которым, в свою очередь, выгодно, даже об­наружив ненадлежащее качество, реализовать ее потребителям. Не проданную в срок продукцию вы­годно, не оплачивая возвратить поставщику или продать потреби­телю, перемаркировав срок год­ности. Возвращенные поставщику просроченные продукты можно не утилизировать, а использовать в производстве новых партий про­дукции. Какие-то из этих действий противозаконны, другие не на­рушают законодательных норм, но все они очевидно неэтичны по отношению к потребителям, кото­рые, в конечном счете оплачивают все потери изготовителей и про­давцов, в том числе и своим здо­ровьем.

В 2018 году серьезный обще­ственный резонанс вызвал вне­сенный в Государственную Думу и принятый ею законопроект, запре­щающий торговым организациям возвращать поставщикам продо­вольственные товары, не реализо­ванные в течение срока годности. При его обсуждении отмечалось, что максимальное предотвраще­ние необходимости уничтожения продуктов вследствие исчерпа­ния сроков их пригодности для потребителей, продавцов и по­ставщиков, в том числе субъектов малого бизнеса, прежде всего за счет улучшения планирования по­ставок, более эффективного кон­троля сроков реализации товаров, выставленных в торговых залах, с целью оперативного снижения цен, стимулирующего рост про­даж партий товаров, не имеющих перспективы быть полностью про­данными до окончания срока их годности, своевременного исполь­зования таких остатков товарных партий в благотворительных це­лях, как самостоятельно, так путем передачи их благотворительным организациям, расширения прак­тики передачи предприятиями-из­готовителями благотворительным организациям готовой продукции, не востребованной торговыми ор­ганизациями.

Для успешного продвижения продовольственного бизнеса по всем этим направлениям следо­вало бы провести системный ана­лиз продовольственных потерь на каждом этапе цепочки поставок от поля до прилавка и определяю­щих их факторов, по результатам такого анализа разработать наци­ональную программу снижения об­щего объема продовольственных потерь, организовать совместную работу союзов торговых сетей с союзами поставщиков продоволь­ственной продукции по созданию моделей оптимизации поставок, внести в соответствующие техни­ческие регламенты дополнения, позволяющие унифицировать мар­кировку сроков годности и обеспе­чить ее машиночитаемость, что существенно облегчит контроль за остаточными сроками реализации товаров в торговых залах и повы­сит его надежность, рассмотреть возможность и целесообразность включения срока годности в со­став информации, содержащейся в контрольно-идентификационном знаке (КИЗ), которым маркирует­ся продовольственная продукция, внести в налоговое законодатель­ство изменения, освобождающие организацию, уценившую или без­возмездно направившую на благо­творительные цели часть принад­лежащих ей товаров с приближаю­щимся сроком годности, от обло­жения налогом на прибыль и НДС от ее реализации по вмененным налоговым органом среднерыноч­ным ценам.

Союз потребителей регулярно призывает граждан к ответствен­ному потреблению, напоминая, что качество их жизни определяется качеством не только товаров и ус­луг на рынке, но и их собственных потребностей. Мы считаем, что ключевую роль в продвижении этих ценностей и принципов в сознание и повседневную практику потре­бителей должна играть школа, где следует учить основам семейной экономики, товароведения, ресур­сосбережения, «бережного произ­водства», «зеленого» домострое­ния и домашнего хозяйства.

Законом Российской Федера­ции «О защите прав потребителей» (ст. 3) закреплено право граждан на просвещение в этой области, кото­рое обеспечивается «посредством включения соответствующих тре­бований в государственные обра­зовательные стандарты и общеоб­разовательные и профессиональ­ные программы». Вопрос в том, насколько широко трактовать «об­ласть защиты прав потребителей».

Исходя из базового права потре­бителя получать «необходимую и достоверную информацию о това­рах (работах, услугах), обеспечи­вающую возможность их правиль­ного выбора» (ст. 10), мы акценти­руем внимание потребителей на понятии «правильный выбор». К сожалению, защита прав потреби­телей не привлекает до сих пор за­метного внимания Общественной палаты и руководства Дагестана, хотя в составе Координационно­го Совета по вопросам ЗПП есть представители Комитета потреби­тельской организации.

Между тем потребители — это самая массовая группа, чьи за­конные права и интересы посто­янно нарушаются и нуждаются в защите. Наиболее эффективным механизмом такой защиты мы считаем разработанную нами це­левую программу: «Развитие ком­плексной системы защиты прав потребителей в Дагестане», вклю­чающей перечисленные выше на­правления, а также предусматри­вающей развитие взаимодействия правозащитных потребительских организаций с бизнес- сообще­ством и органами власти. Хотя эта программа, одобренная всеми ми­нистерствами и комитетами ,име­ющая отношение к потребителю, представлена в Администрацию Главы и Правительство РД, к сожа­лению, до сих пор нет ответа и она не рассмотрена. Этой Программой начали заниматься и в Агентстве по предпринимательству и инве­стициям .

Отмечая Всемирный день за­щиты прав потребителей, от имени Союза потребителей России, Ко­митета защиты прав потребителей Дагестана поздравляю вас, уважа­емые участники Круглого стола и потребителей республики, желаю всем права на 8 принципов: здоро­вую среду, постоянное просвеще­ние, выражение ваших интересов , выбор товара и услуг, удовлетво­рение базовых потребностей, ин­формацию и безопасность.

Эти признанные принципы за­ложены в Моральном Кодексе, хотелось бы, чтобы и наше руко­водство Дагестана руководствова­лось ими при определении своей политики, разработке законода­тельства и практического оказания помощи в области защиты прав потребителей»,- подчеркнул Хад­жимурад Даниялов.

В прениях выступили Али Алиев, Айзанат Каримуллаева, Пайзутдин Чупанов, Камиль Курбанов, Омар Ахмедов, Маржанат Магомедова, Гаджи Асадулаев и другие. Они также отметили, что все право­защитные организации должны концентрировать свое внимание на наиболее проблемных участках сферы защиты прав потребителей. По статистике Общества защиты прав потребителей подавляющее количество граждан решаются за­щищать свои права, в том числе и в судебном порядке: так, если в 2007 году было подано всего 95 тысяч таких исков, то в 2019-м более 400 тысяч. Это говорит о возросшей роли Союза потребителей России и его структурных подразделений в регионах.

Участники Круглого стола пред­ложили заинтересованным орга­низациям совместными усилиями начать ежемесячный выпуск вкла­дыша к газете «Спутник потребите­ля», который по их мнению окажет реальную помощь гражданам ре­спублики в сфере защиты их прав.

Гаджи Мирзаев