Люди, что же с нами происходит? Я не признаю общество, в котором сегодня живу, которое породило негодяев, хамов, — людей без правил, чести, совести! Мне мои внуки говорят: «Абаба, прими мир таким, каким он есть, ибо трудно что-то изменить». Это может и так, но как быть, если все мое нутро не может это принять и смириться. Я же знала и видела лучшее, ведь жила в другом мире, где были добро, любовь к людям, отзывчивость, сочувствие, уважение к старшим, а сегодня мы теряем в себе человека и превращаемся в равнодушных, мы и окружающие в том обществе знали, где добро и зло, где могли сказать хаму — хам, мерзавцу – мерзавец, трусу – трус. Я всегда боролась и пока дышу, буду бороться с поступками негодяев, если даже это будет носить громкую и спорную окраску, я не смирюсь чтобы под видом чистой, «новой мусульманской» религии бородатые и одетые в черные балахоны диктовали свои абсурдные правила и нормы жизни. С каждым днем они усиливают свои позиции в обществе, где нет государственной высокой идеологии, рушатся морально-нравственные ценности и самое страшное мы трусливо молчим, делая вид что ничего не происходит и тихо воспринимаем все, приняв «чистую, мусульманскую религию» и став «верующими». А до сих пор мы много лет назад с какой религией жили? Религия сегодня – это инструмент одурманивания людей, чтобы они не думали о том, зле которое нам приносят власть имущие, денежные мешки и их покровители в лице некоторых мулл, священников и прочих пособников. Я верю, что есть великая сила движущая, управляющая нами, нашими судьбами, нашей жизнью – сверху, верю в кьудратла вег! Аллагьлис, остальное – это демагогия приспособленцев для самоутверждения и выживания – я не верю в тех, кто на каждом шагу кричит: «Нет Бога кроме Аллагьа» это должно быть в сердце каждого – мне могут сказать что я скандальный журналист, нет и нет! я просто не могу закрыть глаза на эти преступно-уродливые явления, что характерны современному обществу и так свойственны некоторым лицемерам и лжецам. Юлиус Фучик правильно подчеркнул, сказав: «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!»
Как-то на той неделе я вызвала такси №616, если не ошибаюсь, фирмы «Эконом», мой внук посадил меня заплатил без сдачи, я повторила адрес конечной остановки, а водитель, не двигаясь с места, уставился на меня и говорит: « Уберите это, я не поеду» — я в недоумении, осмотрелась и говорю: « Что убрать, у меня нет пакета, сумки?», а он – « Это, вот это» и показывает, о Боже, на мою трость, часть которой была на моих коленях, а часть на заднем сиденье машины, я говорю: « Я без нее не могу ходить» он мне: « Убери, мою машину пачкает», я ему: «Нет дождя, какая – же грязь?», он опять: «Кинь на пол, я принципиально не поеду». Меня поразила такая настойчивость человека, чей портрет — пустые глаза, серая шапка, не ухоженная борода, машина грязная, на сиденье – мятая бумажка с огрызками семечек, значит в такую машину садиться можно, а мою тросточку нельзя на сиденье положить, я и говорю: « Вы себя в зеркале видите по утрам или машину свою, так вот, сначала почистите бороду, потом будете со старшими в таком тоне разговаривать?». Я не враг себе и не ищу их в других, но хамство и отсутствие элементарного уважения к себе не терплю и дело не во мне, а в моем отношении к этому религиозному течению и его сторонникам, за те беды, которые они принесли в Дагестан, в Бесланскую школу, Кизлярскую больницу, больно за псковских ребят, генералов Романова и Рохлина, за полковника Буданова, и многих других – прошу понять меня, я не бравирую этим, нет, я просто воюю с хамством, цинизмом, бездушием, а самое главное с уродливыми течениями религии. Сегодня я не могу промолчать про еще один случай.
В январе, у моей дочери, приехавшей в гости, случился приступ дикой боли в области печени, мы отвезли ее в больницу. Утром ее отпустили и сказали: «Все нормально, сделайте гастроскопию». Через день она уехала к себе домой. От приступа страшной боли она в 12 часов ночи потеряла сознание, но к счастью успела сделать звонок к своей тете и медицинской сестре амбулатории, оставив входную дверь открытой. Пришедшая на вызов медсестра была растеряна, у нее не было ни одной ампулы какого-нибудь обезболивающего, но нашли у кого-то баралгин, у кого-то кеторол и шприц. Сделав укол, она собралась и ушла, хотя по существующим законам медицинским не говоря о человеческом законе, она не имела право уходить пока была опасность для жизни. Спустя некоторое время, пришла другая медсестра, начала сетовать на отсутствие медикаментов, шприцов и т.д. ей говорят: « Вызови «Скорую помощь» — она: « У меня нет номера», тут нашли номер телефона одного врача из районной больницы, вездесущего Джабраила, да я так говорю, проживая в Махачкале. Я знаю, что все вызовы в селении Трисанчи обслуживает он т.к. у него много здесь родственников. Тем временем девочка моя пришла в себя и начала стонать, а медсестра говорит с раздражением: «Потерпи, никто от этой болезни не умирал». Дело не в том, что умирали или нет, а в ее бездушии, а Гиппократ учил: «В какой бы дом я не вошел, войду — неся добро и тепло!…. Боже откуда такая черствость? Я с большой болью и глотая слезы пишу об этом, смерть приходит независимо от нашего желания, жизнь не бесконечна, но такое сказать женщине, гордости школы и тухума, которая воспитывает 4-х девочек без мужа, трудится ни ради славы и денег, а ради детей, чтобы они получили полноценное образование. В свое время я работала в селе 10 лет заведующая акушерским пунктом, одна на два села Трисанчи и Джурмачи, между ними 7 км, на еле ходячей кобыле, я курсировала туда и сюда, мне было 18-19 лет, и когда однажды, приняв тяжелые роды у одной роженицы, я на полчаса опоздала на работу в Джурмачи, секретарь сельсовета, хромой Шахбан (так звали его) написал главному врачу докладную на меня, а через неделю такие же патологические роды я приняла у его жены, проведя сутки возле нее, он опять написал и в газету и в райком на этот раз благодарственные письма. Память так свежа, помню все и бессонные ночи и тревогу за каждого ребенка и пусть порою неуклюжее, но теплое отношение сельчан ко мне и я горжусь, что ни к кому не относилась бездушно, без доброжелательности и люди того поколения до сих пор помнят это. Я пишу об этом, чтобы хоть до одной души дошло то, что на земле ценны только добро и порядочность. А самое главное, я хочу, чтобы все понимали эти чувства, устои наших предков, нравственные правила рода – должны быть вечными. Здесь мне вспоминается, что – бабушка той второй медсестры была дочкой двоюродного брата моего отца. Отец мой долго и тяжело болел, а аттаци Аминат (мы так называли ее) ночевала у нас, чтобы быть в такое время рядом с нами. Утром она шла дать корм коровам и сразу к нам, а когда случилось горе траур носила до тех пор, пока моя родная тетя не сняла. Вот такие были люди и времена! Что же стало с нами, с детьми, внуками, что будет с нашими потомками, какие ценности мы оставим им? В минуты отчаяния и унынья, как свет в окошке – встреча с настоящим чувствами, дают силы жить, верить в справедливость и человечность.
В ту же ночь мою дочь привезли в Махачкалу и сделали операцию в отделении сочетанной хирургии больницы № 2 на улице Пирогова. Врачебная организованность, оперативность и высокая ответственность нас поразила. Заведующий отделениеми — Темирболатов М-Салам Джамбулатович, наш палатный врач — Ахмедов Рагим Муталибович, сутки не отходили, готовые вдохнуть жизнь в ее беспомощное тело, их сочувствие и профессионализм спасли мою дочь. Медицинский персонал отделения: Татагаджиева Малика, Гасанова Джамиля, Абакарова Айшат, Аммаева Ума, Капланова Айшат – организовали такой уход и грамотное выполнение назначений и манипуляций, что мы искренне радовались. Счастье, что руководит этим коллективом главный врач – Иманалиев Магомед Расулович. Очень приятно, что в наше сложное время есть такие люди высокой порядочности, отзывчивости, человеколюбия, которые спасли мать, дочь и сестру – не знаю какие слова найти – пусть удачной, счастливой, полной милосердия и благородства – будет жизнь всех чистых людей!
Надежда на то, что еще не все потеряно обществом придает силы и веру в торжество добра. У каждого свои ценности в этой не бесконечной жизни, но важен добрый след, который мы оставляем на земле, я бываю счастлива, когда люди моего поколения, при встрече говорят: «Вай жан Айшат, мы не забудем то, что ты делала для нас в те годы. Мы помним все и любим тебя!…» Я хочу, чтобы и сегодня люди так жили, деля радость и горе, чтобы помнили вечные ценности предков.
Айшат Бибалаева,
член Союза журналистов и писателей России