Праздник имеет языческие корни и восходит к доисламской традиции встречи нового года в день весеннего равноденствия. Этот день традиционно считается началом нового земледельческого сезона (отсюда название «праздник первой борозды»).
Древний обряд встречи нового года, обряд обновления природы, который ассоциируется с весной, известен у многих восточных народов. Его отмечают многие народы Дагестана, хотя у всех он называется по-разному: лезгины называют его “Яран Сувар”, хивы — “Эбельцан”, “Эверчин”, агулы — “Хидин 1уш” (“Весенняя ночь”), лакцы — “Интнил хьхьу” (“Ночь весны”), кумыки — “Гъазза новруз”, “Шатман байрам», ногайцы, азербайджанцы — “Новруз”, рутульцы — “Эр», цахурцы — “Юххани-нйегъ”, даргинцы — “Х1ебла бери”, таты — “Шэгь-ме-васал”. Но несмотря на разницу в названиях этот праздник у всех народов символизирует начало прихода весны, пробуждение природы, смену времен года и т.д.
В этот День весны коллективы художественной самодеятельности показывают обрядовые песни и танцы, а жители демонстрирует блюда национальной кухни, поздравляют с наступлением весны, желают друг другу урожайного года и благополучия, после наступления темноты принято разжигать костры, которые символизируют солнце.
Праздники проходили с непременным участием ряженых, которые веселили народ и получали за это подарки.
На праздничный стол подают лучшие или специально приготовленные блюда и большое количество сладостей. У разных народов готовилась каша из пшеничной крупы, проса, толокна, злаков или бобов. По представлениям народов Дагестана обилие и разнообразие еды на праздничном столе должно было обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году.